Подшипники в России
Класс точности подшипника качения — чрезвычайно важный его параметр, зачастую не менее важный, чем его размер, то есть подшипник низшего класса и высшего соотносятся между собой практически как два разных подшипника. На станки и другие механизмы, требующие высокой точности вращения, устанавливаются изделия самых высоких степеней точности, в сельскохозяйственное оборудование, массово распространенные механизмы, продукцию общего машиностроения — наименее низкого класса. Подшипники самых высоких классов называют также прецизионными . Если взять за пример шпиндель металлообрабатывающего станка, то, если в него установить подшипник шестого или нулевого класса (низкого), он просто не сможет обрабатывать изделия как положено.
Различие заключается как в точности изготовления деталей (допуска), включая их габаритные размеры, так и всего подшипника и точности его вращения, при этом, если точность деталей разная, подшипнику присваивается класс наименее точной из них.
Разумеется, класс точности подшипника очень сильно влияет на его цену, например, один и тот же тип 46115 по классу точности 6 (для общего применения) будет стоить порядка 700 рублей, а по классу Т (высокоточный для станков) — 2500, то есть более, чем в 3 раза дороже.
Современная система классов точности подшипников качения
Подшипник самого высокого класса точности
По современной системе маркировки подшипников, принятой в нашей стране различают следующие классы точности в порядке их повышения .
Для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально- упорных подшипников:
8, 7, нормальный, 6, 5, 4, Т, 2
Для роликовых конических подшипников:
8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, 2
Для упорных и упорно-радиальных подшипников:
8, 7, нормальный, 6, 5, 4, 2
Указанная система применяется в ГОСТ520-2002, отличающемся от предыдущих версий, в частности, 520-89. Нормальный класс — аналог обозначения 0.
Цифра или буква, указывающая на класс точности, проставляется слева от номера подшипника, сразу перед черточкой (именно последним знаком, поскольку знаков может быть несколько, а первый, самый левый, может указывать на группу радиального зазора или что-либо еще). Рассмотрим на примере:
Цифра 7 здесь указывает на группу радиального зазора больше нормального, 0 — класс точности (при отсутствии в дополнительном обозначении других знаков 0 не пишется), 42415 — собственно номер.
Кроме указанных выше классов точности для роликовых конических подшипников по показателю монтажная высота устанавливается нормальная и повышенная степени точности. Нормальная точность специального обозначения не имеет. Повышенная точность обозначается буквой «У», которая проставляется в номере справа от обозначения класса точности, но левее знака тире (например, 6У-7307А).
Взаимозаменяемость классов точности
Очень часто, особенно на какое-то старое оборудование, нужны подшипники, которые уже не выпускаются тем или иным классом точности. Нужно подобрать изделие, подходящее для того же узла. Классы точности можно разделить на две группы — в первую входят Т, 2 и 4, во вторую — 5, 6, 0. Более того, в последнее время для первой группы наблюдается тенденция объединения входящих в нее классов в один (да и для второй тоже, поскольку 5 класс практически уже не выпускается). Так, лидер отрасли в нашей стране, ЕПК, многие типы подшипников классов Т и 4 реализует по одинаковой цене, из чего можно сделать резонный вывод, что они мало чем отличаются.
Система, принятая за рубежом
В импортных подшипниках количество классов точности меньше (к чему, видимо, идет и наша промышленность) — их всего три: стандартный класс (P6), который обычно в номере не указывается, Р4 и Р2. Некоторые производители используют еще и P5. Однако, несмотря на стандартизацию, чрезвычайно важен конкретный производитель — выполненные по, казалось бы, одному классу точности подшипники разных марок могут очень сильно отличаться. Наиболее высокоточные подшипники (P2) ведущих производителей являются стратегической ценностью и в другие страны не поставляются (например, в России купить практически невозможно). Стоит отметить, что продукция ведущих зарубежных производителей, таких как SKF (Швеция), FAG и INA (Германия), Koyo, NSK, NTN (Япония), Timken (США) и некоторых других по точности посадочных размеров и вращения превышает российский 6-ой класс и близка к российскому 5-му классу или даже превышает его, приближаясь к 4-му.
Стоит отметить, что на самом деле существует сразу несколько разных стандартов (кликните по миниатюре ниже): помимо ISO, это AFNOR (Франция), ABEC/RBEC (США), DIN (Германия), JIS (Япония). Мы не будем заострять на них внимание, поскольку на отечественном рынке проще всего ориентироваться по ISO, да и вообще для подавляющего большинства потребителей классы точности импортных подшипников качения не представляют интереса — практически вся продукция продается по классу точности, аналогичному нашему 6, а то что выше — слишком дорого и гораздо экономичнее продукция наших заводов. Гораздо важнее, как указывалось выше, ориентироваться по брендам (см. раздел «импортные подшипники»).
На что нужно обратить внимание
Помимо собственно класса точности подшипника качения, чрезвычайно важно, чтобы он был идентичен, то есть не подделкой, и был изготовлен предприятием с историей и известным товарным знаком, а не с клеймом и паспортом фирмы-однодневки, которой через пару лет уже не станет (производятся такие подшипники обычно на полукустарных фабриках Китая и никто даже и не думает о всяких там классах точности — лишь бы были минимальные затраты на производство). В последнее время на российском рынке такой продукции появилось огромное количество — причем подделываются очень часто именно подшипники высоких классов точности, так как, во-первых, их можно гораздо дороже продать, во-вторых, для того чтобы их купить, потребителю необходимо приложить усилия для поиска — далеко не каждая фирма может позволить себе держать на складах, как Вы уже поняли, очень даже недешевую продукцию в достаточном количестве. В этих условиях нечистым на руку дельцам очень удобно действовать.
Типичная подделка под продукцию Саратовского подшипникового завода — нет даже никаких дополнительных обозначений в номере. Сепаратор с выбоинами и зазубринами.
Есть еще один очень важный нюанс — значительная часть подшипников наивысших классов точности используется при чрезвычайно высоких оборотах и быстро вырабатывает свой ресурс, не теряя при этом своего внешнего вида. То есть фактически непригодное уже для эксплуатации изделие выглядит как новое. Такие подшипники зачастую реализуются коммерческим фирмам по бросовым ценам, а затем вновь поступают в продажу!
Исходя из всех указанных особенностей высокоточных подшипников, если Вам нужен именно такой, мы рекомендуем обращаться исключительно к официально действующим представителям заводов, в основном, все это заводы, входящие в холдинг ЕПК. Они собраны в специально подготовленном материале «Продажа подшипников«. Следует выбрать представителя из своего города (а лучше всего несколько, так как подшипники высокой точности достаточно редкие, из разных городов, и запросить продукцию у них).
Класс точности подшипников ГОСТ, ISO, ABEC.
Класс точности по ГОСТ — характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников.
Сводный ряд классов точности подшипников по ГОСТ 520-2002
8 | 7 | 0 — нормальный | 6Х | 6 | 5 | 4 | Т | 2 |
(в порядке увеличения класса)
Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности):
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, Т, 2 — для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6X, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников В условном обозначении указанных подшипников и в маркировке на изделиях нормальный класс точности обозначается цифрой «0».
Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах.
Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается.
Буква « У », стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте; пример 6У-7608.
Точность изготовления подшипников влияет на очень многие параметры работы: скорость вращения, вибрации, срок службы и т.д. К примеру, класс точности влияет на потери на трение при вращении: чем точнее изготовлен подшипник, тем меньше трение тел качения, сепаратор и обойм, а значит меньше тепловыделение и выше скорость вращения.
Предельная частота вращения подшипников, приведенная в справочниках соответствует классу точности 0.
Класс точности 5 позволяет повысить скорость шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, а также радиальных роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами в 1,5 раза, класс 4 — в 2 раза.
Для радиально-упорных подшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников класс точности 5 позволяет повысить скорость в 1,1 раза, а класс точности 4 — в 1,2 раза.
С повышением класса точности возрастают точностные требования ко всем элементам подшипников как внутренним, обеспечивающим точность вращения и радиальные зазоры между телами качения и дорожками колец, так и внешним, обеспечивающим посадку колец в изделии.
В общем машиностроении и автомобилестроении чаще всего применяются подшипники классов точности по ГОСТ 0, 6 и 5.
Класс точности подшипника играет принципиальную роль в подшипниковых узлах, где важна высокая точность работы, высокие скорости вращения и малый момент трения и вращения. Прецизионные подшипники (классов 4 и 2) используются в специальных случаях. Это — высокоскоростные шпиндельные подшипниковые узлы, станки с повышенной точностью .
Иногда при демонтаже и ремонте старого оборудования встречаются подшипники с классом точности обозначенными буквами Н-, П-, ВП-, В-, АВ-, А-, СА-, С- (пример С-236207е) и необходимо подобрать соответствующий современный подшипник. Для правильного выбора подшипника ниже приведена таблица соответствия.
Классы точности подшипников
Классы точности включают в себя такие характеристики, как геометральные допуски, скорость вращения и размеры. В станки и прочие аппараты принято устанавливать подшипники с высокой точностью вращения. Эти параметры устанавливаются на заводе в соответствие с установленными нормами ГОСТ 520-89:
- Нулевой класс нормального качества;
- Шестой класс повышенного качества;
- Пятый класс высокого качества;
- Подшипники из прецизионных сплавов;
- Категория «Т»-особо прецизионные;
- Второй класс сверхпрецизионные.
Основные параметры касаются потери на трение, при большой частоте вращения и размеры радиального зазора. При установке, рабочий зазоре должен быть минимальным, а скорость вращения соответствовать заявленным характеристикам.
Нормальный класс точности
К этой категории относятся все подшипники качения, которые могут применяться в нормальных условиях. Стандартные классы применимы практически ко всем видам метрических, дюймовых, радиальным и шариковым подшипникам. Цифры и буквы, которые указывают в маркировке, проставляются слева на право.
▶▶▶ Какой смазкой смазывать подшипники читайте в нашем обзоре ◀◀◀
Класс точности влияет сразу на несколько параметров-отклонение от нормы прилегающих поверхностей, частоту вращения и уровень пульсаций. Такие сборочные узлы относятся к категории С, а в маркировке не указываются дополнительные требования вроде степени шероховатости и отклонения от круглости поверхностей. В условном обозначении просто ставится знак 0. Другие числа означают вид подшипника, а также радиальные размеры.
Шестой и пятый классы высокого качества
При увеличении классов точности, возрастают и требования, которые предъявляются по требованиям техники эксплуатации. Так подшипник 5-го класса точности позволяет повысить скорость работы агрегатов в 1,2 раза.
При этом необходимо учитывать степень отклонения от круглости поверхности, вибрации и контроль угла контакта. Для этого в маркировке проставляются дополнительные обозначения. Эти параметры распространяются на все роликовые, радиальные, конические, шариковые подшипники.
Четвёртый класс из прецизионных сплавов
Подшипники из прецизионных сплавов относятся к 4-му классу точности. В эту категорию входя все упорно-радиальные подшипники из специальных сплавов, которые также относятся к первой категории «А». В каждом обозначении дополнительно указывается номинальное сопряжение поверхностей, соответствующее ходовой посадке на валу, которая не должна превышать 50 мм.
Второй и третий классы точности
Подшипники второго класса точности из сверх прецизионных сплавов также учитывают перечень посадок на валу. Степень отклонения сопряжённых частей не должна превышать размеров 40—0,017 мм для валов и 40+0,018-0,008 для отверстия. К этой категории относятся все упорно-шариковые и роликовые.
▶▶▶ Как отремонтировать подшипник читайте в нашем обзоре ◀◀◀
Иногда в маркировке проставляется буква «У», что обозначает увеличение точности по монтажной высоте. Также необходимо учитывать европейскую маркировку. Импортные подшипники имеют всего три категории-это стандартные P6, Р4 и улучшенного качества Р2. Низкие категории в маркировке не проставляются. Более прецизионные P2 в другие страны не поставляются.
Интернет магазин подшипников ПОДШИПНИК-МАРКЕТ предлагает оригинальные подшипники мировых брендов по самым привлекательным ценам в Украине. Мы предоставляем самый большой выбор подшипников как по размерам так и по производителям.