Что такое консистентная смазка для авто

Что такое консистентная смазка для авто

Пластичные смазки: свойства и классификация

К категории смазочных материалов относятся моторные и трансмиссионные масла, различные жидкости на основе нефтепродуктов и пластичные смазки.

Смазочные материалы — это неотъемлемый компонент практически любого механизма. Помимо основной функции смазки поверхностей деталей, подверженных трению, они выполняют множество других функций, в том числе герметизации, антикоррозийной защиты, охлаждения, защиты от ударной нагрузки.

Состав

Если машинные масла — это двухкомпонентный состав на основе минерального или синтетического базового масла с добавлением пакета присадок, то пластичные смазки есть не что иное, как трехкомпонентный состав, состоящий из базового масла, пакета присадок и самого главного компонента — загустителя, который формирует пластичную структуру.

Производство

Пластичные смазки изготавливаются из 3 компонентов — базового масла, присадок и загустителя. В качестве базового масла применяются синтетические или минеральные с различной вязкости.

В качестве присадок используют стандартные присадки и модификаторы трения:

  • Антиоксиданты;
  • Противоизносные/противозадирные компоненты;
  • Адгезионные компоненты;
  • Ингибиторы коррозии;
  • Твердые вещества (графит и дисульфит молибдена).

В качестве загустителя используется два вида компонентов:

  1. Литиевый или натриевый загуститель, состоящий из жирной кислоты и гидроксида металла;
  2. Комплексное мыло, состоящее из смеси жирных кислот и гидроксида металла.

Степень густоты загустителя регулируется добавлением модификатора структуры — специального компонента, позволяющего делать загуститель более густым или более жидким. Все основные свойства смазки — степень адгезии, температурная стойкость, стойкость к вымыванию водой, механическая стабильность, определяются именно свойствами загустителя. Не важно, какое базовое масло использовано в смазке, важно на основе какого загустителя она изготовлена. Именно этот показатель определяет применение той или иной смазки.

Свойства

Основная функция пластичной смазки, хоть далеко и не единственная, заключается в снижении трения между поверхностями деталей, соприкасающихся между собой в процессе работы механизма. В этом смысле пластичная смазка похожа на масло.

Однако у пластичной смазки есть одна особенность — это принцип ее работы, основанный на свойствах загустителя впитывать базовое масло в состоянии покоя, и выделять его из своей структуры при механическом воздействии.

Принцип работы пластичной смазки напрямую зависит от того, какой загуститель применялся производителем при производстве той или иной пластичной смазки.

Когда пластичная смазка закладывается в узел трения, например в подшипник, на направляющую или какую-либо другую поверхность, то смазывает не сама пластичная смазка, а смазывает базовой масло, которое выступает из ее структуры. При работе узла, в который нанесена пластичная смазка, внутри него возникает механические нагрузки. Например, внутри подшипника при его вращении ролики или шарики прокатываются по телам качения, соответственно, смазка подвергается механическому воздействию.

Как следствие, загуститель расширяется и из его пор выделяется базовое масло, которое непосредственно смазывает поверхность. Как только подшипник перестает вращаться, загуститель снова впитывает в себя базовое масло.

Принцип действия загустителя похож на принцип действия губки, при надавливании на которую из ее структуры выступает вода, а если ее отпустить, то она снова впитает воду.

Применение

Пластичные смазки многофункциональны, однако можно выделить 5 основных:

  1. Защита от износа — одна из основных функций;
  2. Герметизация подшипников — для того, чтобы не допустить попадания в узел воздуха, газов, жидкостей;
  3. Защита от кавитации — для снижения вибрации и шума в узле трения;
  4. Защита от коррозии — для защиты поверхностей, куда может попасть влага и появиться коррозия;
  5. Защита от ударных нагрузок — там где нельзя обеспечить защиту смазыванием маслом, но необходимо, чтобы на поверхности трения всегда находился смазывающий материал.

К преимуществам можно отнести характеристики:

  • Простота подачи в узел трения.
  • Смазка легко закладывается в узел трения и в течение долгого времени сохраняет свои свойства, оставаясь в нем;
  • Высокая степень адгезии. Смазка, обладая высокой липкостью, прочно держится на поверхностях трения, не стекает, обеспечивая при этом смазку в любой момент времени;
  • Снижение шума и вибрации. Благодаря густой консистенции пластичных смазок, они прекрасно выполняют роль демпфера при ударных воздействиях, возникающих при вибрации.
  1. Отсутствие охлаждающих свойств. Если у масла одна из функций состоит в охлаждении узла, куда оно подается, то у пластичной смазки такое свойство отсутствует;
  2. Отсутствие моющих свойств. Если узел подвергается загрязнению, или в нем накапливаются продукты износа, то они будут там копиться до тех пор, пока не станут действовать как абразив. Результат — выход узла из строя и его последующая замена;
  3. Ограничение по прокачиваемости. Есть ряд показателей, которые позволяют нормировать смазывающие материалы по степени прокачиваемости. Чем гуще смазочный материал, тем он труднее прокачивается по каналам туда, куда требуется подать смазывающий материал.

Виды пластичных смазок

От содержащихся компонентов, разделяются на несколько типов:

  1. Кальциевые смазки, больше известный как солидол. Данный тип смазок получил широкое применение в силу своей универсальности и невысокой стоимости. Солидол применяется как для смазки узлов трения, так и для консервации, поскольку обладает высокими водоотталкивающими свойствами.
  2. Графитные смазки. Данный тип смазки также относится к солидолам, однако обладает повышенной термоустойчивостью и антифрикционными свойствами. Гафитная смазка часто используется для внесения в высоконагруженные узлы, например шрус.
  3. Литиевые смазки, известные также как литол-24. Литол широко применяется в качестве универсальной смазки практически по всех узлах, требующих внесения смазки с повышенными эксплуатационными характеристиками. Литол также обладает высокими консервационными свойствами.

Пластичные смазки, в силу своих особенностей, применяются там, где применение обычных масел невозможно.

Отличаясь простотой, они выполняют множество функций, недоступных для обычных смазочных масел. Данный тип смазочных материалов можно по праву отнести к универсальным.

Типы смазочных материалов — Консистентные смазки

Типы смазочных материалов - Консистентные смазки

Консистентные смазки – смазочные материалы (СМ) с пластичной текстурой, создаваемые на масляной дисперсной основе, которая стабилизируется коллоидными загустителями. В результате они не текучи и приобретают великолепные защитные и смазочные свойства и при этом способны длительное время удерживаться в закрытых и открытых узлах.

Преимущества и базовые характеристики

Консистентные СМ отлично герметизируют и прекрасно отводят тепло, формируют буферный и диэлектрический слой и способны многократно снижать изнашивание, появление задиров и ржавление. Благодаря таким качествам они широко применяются во всех отраслях промышленности и активно используются в тех случаях, когда применение масел невозможно. Их использование наиболее целесообразно для обработки подшипников, резьбовых соединений, сопряжений типа «вал-втулка», шлицов, цепных механизмов и редукторов. Они прекрасно защищают уплотнения от утраты эластичности и упрощают выполнение монтажно-сборочных и демонтажных работ.

Учитывая обширную сферу их применения, специалисты оперируют несколькими ключевыми параметрами, которые позволяют классифицировать основные эксплуатационные характеристики данных смазочных материалов. Как правило, это:

  • класс NLGI – порядок распределения смазок по консистенции текстуры;
  • вязкость основного масла – ключевой параметр, определяющий скоростной режим и условия эксплуатации;
  • пенетрация – параметр, характеризующий густоту вещества и его сопротивление проникающему воздействию;
  • температурный интервал – минусовые и плюсовые температуры, в диапазоне которых смазки сохраняют свою эффективность;
  • температура каплепадения – тепловой порог, при достижении которого текстура СМ утрачивает первичную вязкость и приобретает текучесть;
  • скоростной фактор. Определяет максимально допустимую частоту вращения и поэтому применим только для смазок, предназначенных для обслуживания подшипников.

Также немаловажны параметры сопротивления сдвиговым деформациям и способность противостоять свариванию сопряженных поверхностей и износу. Чтобы получить объективные данные, производители проводят испытания на ЧШМ (4-хшариковой машине) и, как правило, заявляют полученные результаты в паспорте СМ.

Особенности состава

Для изготовления консистентных смазок базой всегда выступает масляная основа. В зависимости от целевого назначения материала это может быть синтетическое или органическое масло, хотя сегодня также применяются и смесевые композиции.

Для загущения текстуры используют мыла и специальные компоненты. Тип загустителя влияет на пенетрацию, водостойкость, термостойкость и способность смазки сопротивляться нагрузкам, выдавливанию и смыванию.

Для оптимизации физико-химических, антикоррозионных, противоизносных и антизадирных характеристик применяют многочисленные присадки, твердые смазывающие вещества и синтетически синтезируемые компоненты.

Температурный рабочий интервал с учетом базового масла ˚С

Температура каплепадения, ˚С

Совместимость консистентных смазочных материалов

Учитывая сложный состав, большинство смазок не рекомендуется смешивать, так как это может привести к резкому снижению антифрикционного эффекта и защитных качеств. При смешивании продуктов с антагонистичными по химическими свойствами возможны и более серьезные последствиям, поэтому выполняя замену консервационных и рабочих материалов, следует учитывать их совместимость.

● – смешиваемые консистентные смазки

Высокоэффективные консистентные смазки с увеличенным межсмазочным интервалом

Для данной группы смазочных материалов степень густоты текстуры является определяющим моментом, а она может варьироваться от мягкой и почти жидкой до пастообразного состояния. Согласно общепринятой методике, разработанной National lubricating Grease Institute, различают 9 классов СМ по степени густоты, где класс 000 соответствует минимальной вязкости, а класс 6 – максимальной. Использование продуктов с подходящим классом NLGI способствует их эффективности и долговечности оборудования

СМ, предназначенные для обслуживания

Химическая формула консистентных смазок, а равно как их вязкостные параметры и трибологические характеристики довольно разнообразны и кроме NLGI существует целый ряд стандартов, регламентирующих их принцип маркировки и классификации. Наиболее применяемым на данный момент является DIN 51502.

Промышленные смазки используют для смазывания подшипников, редукторов, цепей, конвейеров и других подвижных и подверженных неблагоприятному воздействию среды деталей оборудования. В ассортимент смазочных материалов ROX входят не только смазки для цепей и конвейерных лент, но также смазочные материалы для пищевого производства, автомобилестроения, шинного производства, биоразлагаемые смазки и многие другие. Среди них Вы найдете нужную продукцию, которая идеально подойдет для вашей отрасли промышленности. За годы существования компании непрерывно ведется исследовательская деятельность, разрабатываются новые составы и перечень смазочных материалов регулярно пополняется.

  • Противозадирные смазки
  • Монтажные смазки
  • Бариевые смазки
  • Пищевые смазки
  • Высокоскоростные смазки
  • Алюминиевые смазки
  • Бентонитовые смазки
  • Кальциевые смазки
  • Литиевые смазки
  • Редукторные смазки
  • Кислородные смазки
  • Тефлоновые смазки
  • Смазки на основе полимочевины
  • PFPE-смазки
  • Силиконовые смазки
  • Высокотемпературные смазки

Перечисленные смазки предотвращают изнашивание оборудования, увеличивают срок службы деталей, защищая их от износа и воздействий окружающей среды.
Чтобы эффективно смазать цепи или отдельные детали, которые подвержены высокой нагрузке, применяют аэрозольные смазки. Они отлично проникают в труднодоступные области и защищают цепи в местах соединения звеньев, металлические и пластмассовые соединения, подшипники, дверные петли, пружины, зубчатые колеса, стабилизаторы резины и конвейеров. При использовании смазочных материалов в пищевой промышленности имеет место контакт с пищевыми продуктами, поэтому такие смазочные материалы должны иметь специальные допуски.
Для получения максимального эффекта от применения специальных смазочных материалов нужно соблюдать рекомендации по нанесению, соблюдать периодичность обновления смазки, при подготовке деталей к смазыванию пользоваться специальными очистителями.

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Консистентная смазка для автомобиля, назначение, спецификация

Консистентная смазка для автомобиля – это особая группа пластичных масел для отдельных узлов трансмиссии, которая в зависимости от состояния может находиться как твердой, так и в жидкой фазе. Пластичные смеси применяются для снижения силы трения в местах контакта соприкасающихся деталей, где обычная масляная жидкость не задерживается: рычажные или шарнирные соединения, подшипники, червячные передачи и др.

Характеристика пластичных смазок

Консистентные смазки относят к разряду аномальных жидкостей. В спокойном состоянии они представляют собой упругие твердые вещества. В случае возникновения механических нагрузок субстанция переходит в жидкую фазу. Лишь только воздействие на детали ослабевает, масло вновь приобретает свою обычную форму.

Свойства

Консистентные смазки производятся путем смешивания жидких минеральных или синтетических масел с твердыми загустителями. Загустители создают в структуре продукта своеобразный каркас, служащий для удержания жидкой дисперсионной среды.

К физико-химическим свойствам пластичных смазок относится ряд параметров, которые аналогичны для жидких масел, но разнятся с ними своим количественным составом и методами испытаний качества продукции.

В зависимости от технических характеристик консистентные составы условно делятся на 2 группы. Первая категория величин определяет термические условия применения смазки, ее защитные и смазывающие качества:

  • температурный порог каплепадения;
  • пенетрацию;
  • вязкость;
  • прочность;
  • коллоидную стабильность.

Вторая группа характеризует предельное значение количества вредных примесей:

  • щелочей;
  • механических включений;
  • кислот;
  • золы;
  • воды.

В пластичной структуре материала при нагреве происходит обрушение кристаллической решетки, и смазка в этот момент переходит в жидкое состояние. Температурная граница, обозначающая начало изменения аморфного состояния вещества называется температурой каплепадения. Это значение зависит от типа и объемного содержания загустителя.

В зависимости от величины термических показателей смазки делятся:

  • низкоплавкие (≤ 65°C);
  • среднеплавкие (65–85°C);
  • тугоплавкие (85–100°C).

Для эффективной защиты трущихся деталей, во время выбора масла, необходимо учитывать, что индекс текучести смазочного материала должен быть больше на 12–20°C температурного порога обслуживаемого устройства.

Пенетрация смазки определяет консистенцию смеси и измеряется в градусах. Густота материала исследуется путем опускания в масло конусообразной иглы (температура 25°C), которая под воздействием своего веса в течение 5 с должна показать определенную глубину погружения. Чем пластичней состав, тем больше значение пенетрации.

Эффективность вязкости смазки определяют посредством перегонки (прокачивания) под давлением образца материала по шлангам заданного диаметра. Выбранный состав и минимальная температура, при которой он способен прокачиваться определяет величину вязкости экземпляра.

Параметр прочности указывает какое оптимальное усилие нужно применить к смазочной смеси, чтобы при заданной температуре деформировать (сдвинуть) первый ряд масла относительно следующего. Если смазка обладает достаточным пределом прочности, то она будет хорошо удерживаться на вертикальной плоскости.

Показатель коллоидной стабильности определяет возможность пластичной смеси противодействовать отделению масляного вещества от основной структуры материала. Измеряется эта величина объемом масла в %, пропитавшего листок пористой бумаги.

Присутствие воды в составе консистентной смазки проявляется по-разному. Масла, изготовленные на основе немыльных загустителей, вымываются жидкостью. Кальциевые смазки наоборот требуют в своем составе присутствие влаги (1,5–3,0%). Без воды этот вид масла будет разлагаться на составляющие – мыло и масло.

Надежность пластичных смазок характеризует их химическая стабильность. Для предупреждения развития коррозионных процессов в местах контакта трущихся поверхностей, пластичные смазочные материалы не должны содержать в своей структуре воды, кислотных и щелочных компонентов, а для защиты деталей от абразивного воздействия – механических включений.

Требования

Качество консистентных смазок должно соответствовать климатическим условиям в которых будут эксплуатироваться автомобили. Причем свойства применяемых пластичных масел необходимо выбирать так, чтобы они могли обеспечивать сохранность транспорта в разных регионах использования.

Автомобиль за время своей эксплуатации может перемещаться на большие расстояния, то есть переезжать из одного климатического пояса в другой. Кроме того, непостоянный режим трения в различных механизмах, который зависит от состояния дорожного полотна, манеры езды и марки автомобиля, накладывает определенные правила. Поэтому разные составы смазок предназначены для разных условий эксплуатации, отсюда и требования, предъявляемые к их качеству, тоже разнятся:

  1. Для подшипников качения, работающих в зонах высоких температур (ступицы, механизм сцепления, помпа и др.), масла должны иметь высокую термостойкость, химическую и механическую устойчивость, низкое значение испаряемости, водостойкость, износостойкость и обладать достаточными противозадирными качествами.
  2. Шаровые опоры – это механизмы закрытого типа и применяемая смазка должна обеспечивать хорошую герметичность соединения, иметь высокие износостойкие и противозадирные свойства, а также отличаться повышенными физико-химическими характеристиками.
  3. Трущиеся шарнирные узлы тормозных механизмов (кроме колодок) должны смазываться составами малой консистенции, иметь высокие показатели влагостойкости, износостойкости и морозостойкости.
  4. Смазки для игольчатых подшипников карданных валов не должны вымываться водой и противодействовать абразивному износу от механических загрязнений, а также иметь высокие низкотемпературные и антиокислительные качества.
  5. Консистентная смазка готовая к применению по своему внешнему виду должна представлять однородную пластичную массу, без комков, расслоений и неорганических включений.

Технология производства

Изготовление консистентных смазок отличается от производственного процесса по выпуску традиционных моторных масел. Вся схема приготовления пластичного состава сводится к подбору и перемешиванию составляющих продукта, а затем варки этой смеси в специальных агрегатах при постоянной температуре.

Базовой основой пластичных смазок являются минеральные или синтетические масла (75–85%). От физико-химических характеристик основного компонента зависит качество выпускаемых материалов. Кристаллическую структуру (каркас) формирует загуститель (10–20%), который превращает жидкое масляное вещество в упругую пластичную массу. От типа этого компонента завися такие важные свойства, как водостойкость и термическая устойчивость.

Загустители отличаются своей основой и делятся на мыльные и немыльные составы. В роли немыльных сгущающих компонентов выступают:

    • воск;
    • церезин;
    • петролатум;
    • парафин и др.

    Смазки на немыльных загустителях обладают высокой химической и механической стабильностью. Применение этой категории смазок позволяет предохранить металлические детали от возникновения на их поверхностях различных окислительных процессов (коррозия и др).

    Автомобильные пластичные смазки (80%) производят на базе мыльных загустителей. Сырье для производства продукта получают путем искусственного омыления жира щелочными производными.

    В зависимости от структурной составляющей жиров, используемых для приготовления мыльного состава, смазки подразделяются на синтетические (окисление парафина), природные и технические (стеариновые жирные кислоты). Для загустителей мыльных композитов применяют неорганические химические вещества:

    • бетонитные глины;
    • силикагель;
    • технический углерод и др.

    Пластичные смазки на мыльных загустителях могут быть следующей структуры:

    • натриевые;
    • кальциевые;
    • литиевые;
    • бариевые;
    • алюминиевые и др.

    Помимо мыльных и немыльных загустителей в целях повышения термических свойств в производстве пластических масел стали использовать жидкости на основе полимеров – это диэфиры и силиконы. Для улучшения эксплуатационных качеств в состав смазки могут добавляться, модифицирующие присадки, стабилизаторы, наполнители и красители.

    Виды смазок и применение

    Консистентные смазочные материалы широко применяются в автомобильной технике как защитные, антифрикционные и герметизирующие средства. Свойства пластичных масел во многом зависят от материала загустителя.

    Самая распространенная группа смазок – это кальциевые субстанции. Представителей этой группы называют солидолами, вещества коричневого цвета, обладают удовлетворительными эксплуатационными свойствами и невысокой стоимостью. Они хорошо себя зарекомендовали как консервационные материалы, противодействуют коррозии и окислительным процессам.

    Свойства комплексной кальциевой смазки значительно превосходят эксплуатационные показатели солидола. Они обладают наиболее лучшей противозадирной и термической характеристикой:

    1. Униол–1 используется как заменитель УТВ–1-13, автомобильного вазелина, ЯНЗ–2 и др.
    2. Униол–3 и 3М отличаются лучшими характеристиками, чем предыдущий образец. Они производятся на основе масла МС–20, которое славится своей морозостойкостью. Поэтому, эти составы рекомендовано использовать только в регионах с низкими температурными показателями.

    Натриевые и натриево-кальциевые химические вещества отличаются высокой термической устойчивостью. В тоже время, они обладают невысокой водонепроницаемостью, растворимы в водных составах (антифриз, тосол), и не задерживаются на вертикальных плоскостях.

    Смазка УТВ-1-13 – крупнозернистая мазь желтого цвета, относится к разряду жировых консталинов.

    ЯНЗ-2 – пластичное масло черных или коричневых оттенков. Отличается хорошей водонепроницаемостью и высокими смазывающими параметрами.

    АМ – клейкий, волокнистой структуры смазочный материал коричневого цвета. Состав изначально разрабатывался для карданных шарниров и ведущих колес автомобиля.

    Литиевые пластичные смазки применяются практически во всех узлах автомобиля. Самый известный представитель этой группы – Литол-24. Универсальное консистентное масло, обладающее высокими эксплуатационными характеристиками. Благодаря этому свойству, оно может применяться как отличный заменитель любой из представленных здесь смазок.

    К литиевой группе относятся:

    1. Фиол-3 – пластичная мазь зеленого цвета. Хорошо смешивается с Литолом.
    2. Фиол-1 – обладает меньшей вязкостью, прочностью, но зато имеет высокое значение морозостойкости.
    3. Фиол-2 – по своим свойствам занимает промежуточное положение между предыдущими материалами.
    4. Фиол-2М – имеет серебристо-черный оттенок, отличается присутствием в своем составе адгезионной добавки и наполнителя – сульфида молибдена (2%).
    5. Северол-1 – пластичная смазка светло-коричневого или желтоватого цвета, обладает повышенными антиокислительными и противозадирными свойствами.
    6. ЦИАТИМ-201 – мазь желтого цвета. Рекомендуется к применению в условиях низких температур и в местах контакта деталей, где нет высоких механических нагрузок.
    7. ЛСЦ-15 – незаменимое пластичное масло с антиокислительными модификаторами. Отличается высокими адгезионными качествами.

    Бариевые смазочные материалы немного проигрывают литиевым композитам по термическим свойствам, но имеют высокий порог водонепроницаемости. Хорошо зарекомендовали себя комплексные бариевые композиции:

    ШРБ-4 – клейкие, волокнистые субстанции желтых оттенков, характеризуется повышенными антикоррозионными характеристиками, не конфликтуют с резиновыми и полимерными комплектующими.

    ШРУС-4 – смазки, разработанные исключительно для шарнирных соединений легкового транспорта.

    Смазки на основе алюминиевых производных считают прорывом в области консистентных материалов. При равной стоимости с кальциевыми аналогами, они показывают высокие химические, механические, адгезионные и водозащитные свойства.

    Углеводородные пластичные масла отличаются высокой консервационной способностью. ВТВ-1 – смазка относится к промышленным вазелинам, не растворим в водных композициях, прочно держится на вертикальных металлических поверхностях, обладает повышенной водостойкостью и морозоустойчивостью. Материал рекомендуется для обслуживания автомобильных аккумуляторных батарей.

    Силиконовые смазки – водостойкие, морозоустойчивые пластичные смеси. Производство таких материалов основано на применении в качестве загустителей кислородосодержащих кремнийорганических соединений. Незаменимы в местах присутствия резиновых и полимерных деталей.

    Консистентная смазка – применение, разновидности

    Для чего нужны смазочные материалы? В первую очередь, для снижения трения между деталями, которые в процессе работы динамически соприкасаются друг с другом.

    Помимо антифрикционных, у масел и смазок есть иные задачи. Защита от коррозии, агрессивной внешней среды, очистка поверхности от загрязнений, уплотнение узлов для сохранения герметичности.

    подшипник в консистентной смазке

    Жидкие масла обеспечивают теплоотвод для охлаждения нагруженных агрегатов. Существуют и специальные задачи: например, создание разделительного слоя при объемной отливке деталей или создании изделий из стеклопластика.

    Соразмерно задачам, требуются различные свойства масел. Восприимчивость к температуре, вязкость, и пр. Например, жидкая или консистентная смазка, совершенно по-разному ведут себя в одних и тех же механизмах.

    Консистентная смазка, что это такое?

    Иное наименование: пластичная смазка. Представляет собой дисперсную смесь жидкой классической основы с загустителем, удерживающим консистенцию при определенных (рабочих) температурах.

    Что такое консистентная смазка с точки зрения агрегатного состояния? Ее нельзя отнести ни к жидкостям, ни к твердым предметам. Это мазеобразное вещество с отличной адгезией (достаточно липкое, чтобы удерживаться на необработанных поверхностях).

    Консистентная смазка под микроскопом

    До определенного объема (или толщины слоя) смазка удерживается на поверхности детали в любых положениях: горизонтальное, вертикальное.

    Наибольший интерес представляет переходный период агрегатного состояния. Под нагрузкой, непосредственно в зоне контакта обработанных деталей, смазка переходит в жидкое состояние, равномерно распределяясь по поверхности.

    В состоянии покоя, субстанция сохраняет первоначальную форму, и не удаляется из рабочей зоны самостоятельно. Так же точно ведет себя сливочное масло при комнатной температуре.

    При намазывании на хлеб – состав растекается, как жидкость. Стоит прекратить воздействие – масло остается в той же форме, в которой было нанесено.

    роликовый подшипник в смазке

    В качестве примера, посмотрим, как работает смазка консистентная для подшипников. Даже если сепараторы не закрыты кожухом (открытый подшипник), состав остается в рабочей зоне, как при работе узла, так и в состоянии покоя.

    А в точке касания роликов (шариков) и обоймы, густота сменяется на жидкость, и обеспечивает надежное антифрикционное покрытие.

    опорные подшипники и жидкая смазка

    При этом стоит хоть капле смазки выдавиться из зоны работы, она моментально фиксируется, и не разбрызгивается за пределы агрегата. При отсутствии загустителя, масло просто вытекло бы из сепаратора подшипника.

    различные виды консистентных смазок

    Производство подобных составов – это целая индустрия. Например, Exxon Mobil Corporation выпускает консистентную смазку Mobil для подшипниковых заводов: она закладывается в обойму прямо на конвейере.

    Нефтяные концерны постоянно совершенствуют химический состав, улучшая характеристики и потребительские свойства пластичной смазки.

    Свойства пластичных смазок

    Рассмотрим наиболее важные свойства, которые часто используются при подборе консистентных смазок для механизмов.

    Главный параметр – температура каплепадения

    Чем она выше, тем дольше состав будет удерживаться на поверхности детали под нагрузкой.

    Эффективная вязкость

    велосипедная цепь в смазке

    Загустевший состав приобретает консистенцию парафина, и не формирует жидкую фазу в рабочей зоне. Например, неправильно подобранная смазка для велосипеда просто осыпается с цепной передачи на морозе, или скатывается в комочки.

    Поэтому разработка формулы – это постоянный поиск компромисса. Эффективная вязкость – как раз определяет способность переходить в жидкое агрегатное состояние, и удерживаться на поверхности. Особенно важно сохранять стабильную консистенцию в негерметизированных узлах.

    Пенетрация

    ПН 10С прибор для проверки пенетрации

    Это степень густоты в так называемом твердом агрегатном состоянии. Замеры производятся с помощью тарированного конуса, погружаемого в емкость со смазкой.

    В чистом виде этот параметр не важен, однако он определяет предел прочности слоя и его зависимость от температуры.

    схема состава различных консистентных смазок

    Параметры определяются составом, подробности на иллюстрации:

    Создание формулы происходит в соответствии с техническим заданием, которое представляет конкретный заказчик, или в целом диктует рынок.

    Некоторые производители работают исключительно в содружестве с корпоративными потребителями (производители агрегатов, подшипников, автомобилей).

    А такие компании, как Liqui Moly, выпускают консистентную смазку в основном для розничной торговли.

    Виды консистентных смазок

    1. Базовая основа (минералка или синтетика) не сильно влияет на базовые свойства, она определяет качество и цену. Назначение зависит в основном от типа присадок, особенно – загустителя.
    2. Натриевые (также могут использоваться с кальцием). Умеренный температурный диапазон (70°C — 100°C). Недорогие в производстве, но разрушаются при воздействии воды.
    3. Литиевые имеют продолжительный срок службы, выдерживают большое давление в рабочей зоне. Так же зависимы от влажности.
    4. На основе силикона. Обладают хорошими антифрикционными свойствами. Кроме того, консистентная силиконовая смазка не смывается водой и может быть использована в качестве антикоррозийной защиты и защиты резиновых уплотнителей.
    5. Алюминиевые особенно устойчивы к воздействию воды (и других жидкостей). Защищают металлические поверхности от окисления, работают в условиях термонагрузок.
    6. Консистентная смазка с тефлоном выдерживает температуры до 250°C. Практически не переходит в жидкое агрегатное состояние, оставляя на поверхности своеобразную антифрикционную пленку. Не проводит электрический ток.
    7. Полиуретановые смазки безвредны для человека, поэтому активно применяются в пищевой и медицинской промышленности. Имеют ограниченный срок службы, поскольку подвержены биологическому разложению.

    Универсальная консистентная смазка

    На самом деле – ее не существует. Универсальность может быть обеспечена только в узких рамках условий применения. Например, пластичная автомобильная смазка может применяться в подшипниках, ШРУСах и шаровых опорах.

    Однако ее нельзя закладывать в шестерни принтеров или в механизм кофемашины. Поэтому производители предлагают целую палитру составов для самых разных нужд.

    Профильность консистентных смазок не является проблемой. Условно они разделяются не более чем на 3 категории:

    Читайте также  Как ухаживать за сталью х12мф
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector