Заправляем автомобиль от газовой плиты. Технологию придумали у нас!
Метан не только самое дешевое топливо, но и самый безопасный газ. Гораздо безопаснее распространенного у нас пропан-бутана.
Однако метановых АГНКС в России недостаточно для комфортной езды на автомобиле, работающих на газе. Сеть растет, но медленно. Вот и не спешат наши люди покупать метановые автомобили или устанавливать на уже имеющиеся газобаллонное оборудование.
Подойдут компрессоры и небольшим автопаркам. Даже оплачивая газ по счетчику, компания или водитель частник все равно останется в выигрыше!
Что делает компрессор?
Он сжимает бытовой газ до давления 200 атмосфер. Машину можно заправить непосредственно от компрессора или закачать сжатый газ в баллоны «впрок». Несмотря на «страшное» слово «газ», компрессоры безопасны — они соответствует стандартам безопасности РФ, основные комплектующие производятся в Италии и Китае.
Как готовится топливо?
«Кухня» предельно проста. В трехстадийный компрессорный блок заливается моторное масло. На вход через газовый фильтр поступает газ из обычной бытовой сети (полудюймовая газовая подводка та же, что и на кухонной плите).
Метан проходит три стадии последовательного сжатия, осушается, очищается от примесей. И подается по пятиметровому рукаву высокого давления в баллон автомобиля. Всё!
Модели — для дома и для малого бизнеса
В частном гараже хорошо использовать маломощный трехкиловаттный компрессор МКМ-5. Он выдает 5 м 3 газа в час — Ладу Весту CNG заправит «под завязку» за 4 часа.
Более мощная модель компрессора — МКМ-14 производит почти в три раза больше топлива — 14 м 3 в час. Но и мощности потребляет побольше — 5,5 кВт (питается от трехфазной электросети).
МКМ-14 заправляет ГАЗель примерно за четыре часа, а Весту — всего за час с небольшим.
На часы смотреть не надо! Когда баллон будет полным, сработает автоматика, и компрессор отключится.
Существуют компрессоры как с более высокой, так и с малой производительностью. Можно выбрать компрессор под себя, не переплачивая за лишнее железо.
Какие расходники нужны?
Моторное масло (требует замены каждые 500 часов), фильтры-осушители (меняются раз в 1000 часов). Раз в 1000 часов придется потратиться на выходной клапан третьей стадии. Воздушный фильтр обновляют раз в год, а приводной ремень и того реже — раз в 2 года.
Еще один серьезный фактор экономии — специальное обслуживание неприхотливым компрессорам не требуется. Все манипуляции предельно просты и могут выполняться самостоятельно.
До капремонта компрессор проработает 6000–8000 часов, «проживет» не меньше 30 000 рабочих часов.
Сколько можно сэкономить?
Сжатый саровским компрессором метан стоит 10 рублей за кубометр (и даже дешевле — ведь стоимость расходников уже учтена в цене). На заправках метан продают по 20 рублей за кубометр.
Считаем: на каждой заправке 90-литрового газового баллона Lada Vesta CNG (в него влезает максимум 22 м 3 газа) удастся сберечь больше 200 рублей.
А если посмотреть в пересчете на бензин, экономия будет существенно выше. На 100 км пути Веста расходует 7,5 л АИ-92 и 6,3 м 3 метана — заплатить владельцу придется, соответственно, 345 рублей и 63 рубля. Получается — в 5,5 раз дешевле!
Ложка дегтя
Формально устанавливать подобные компрессоры в гаражах разрешается. Но на деле перед установкой придется пройти два бюрократических квеста. Получить разрешение от владельца газовой сети и зарегистрировать оборудование. Возможно, со временем процедуры согласования удастся облегчить, но пока придется побегать.
Впрочем, ради такой экономии многие согласятся побегать. Да и сама по себе идея интересная.
Заправочное устройство метанового ГБО (типы, варианты установки)
Согласно правилам ЕЭК ООН №110 система ГБО транспортных средств, двигатели которых работают на компримированном природном газе (КПГ/CNG) должна состоять из обязательных элементов, в их числе заправочный вентиль или клапан для наполнения газового баллона.
Назначение
Кроме основной функции, заправочная арматура также является элементом системы безопасности газобаллонного оборудования. В зависимости от типа, комплектации и схемы установки, механизм может выполнять ряд задач:
- первичная очистка метанового топлива
- предотвращает выброс газа из баллона
- предохраняет от избыточного давления
- подача КПГ от емкости к редуктору через расходную магистраль.
Существует три основных вида автомобильных заправочных устройств для метана распространенных на постсоветском пространстве:
- NGV1 – заправочник европейского стандарта, предназначен для наполнения CNG топливом газовых ёмкостей легковых авто
- NGV2 – евро штуцер разработан специально для заправки грузовых, пассажирских транспортных средств большой производительности, а также передвижных авто газовых заправщиков (ПАГЗ)
- Кран российского (советского) ГОСТа.
Производители ЗУ
Марка/стандарт | ГОСТ | NGV1 |
---|---|---|
EMER | VALC 45/VALC47 | NGV106 (INNR448)/NGV108 (INNR463) |
OMB | ARGO RU | SOL |
TOMASETTO | VM04 Russia | VM04 NGV1 |
Устройство
Заправочные блоки типа NGV1/ NGV2 устанавливают в европейских странах на все автомобили с ГБО преимущественно в нишу лючка горловины бензобака.
Узел имеет стальную разборную или не разборную/завальцованную конструкцию (например, как на автомобиле Фольксваген Пассат). В трубчатый корпус встроен обратный клапан и фильтр очистки газа (зависит от комплектации).
Отличаются штуцера друг от друга внутренним проходным сечением, а также внешним посадочным диаметром 20,5 мм против 32 мм.
По исполнению евро штуцер бывает:
- проходного или прямого действия, «Т»-образный
- проходной с ручным механическим запорным устройством флажкового или вентильного типа
- с отверстием для подключения трубок 6/8 мм
Комплектация может включать:
- фильтрующий элемент
- PRD (pressure relief device) – предохранительное устройство для сброса избыточного давления
- крепёж
- грязезащитный колпачок
- монтажный кожух/лючок с замком или без
- обратный клапан шарикового или поршневого типа.
Обратный клапан автоматически исключает выброс газа из магистрали после отсоединения заправочного пистолета. Это даёт возможность не перекрывать заправочник в ручном режиме после наполнения, что актуально для устройства проходного типа.
Некоторые отечественные автозаводы также комплектуют машины газобаллонным оборудованием с евро штуцером. Однако далеко не все метановые АГНКС России и СНГ имеют соединители и переходники под евро разъём, поэтому владельцам таких авто приходится докупать специальный коннектор или менять арматуру.
Заправочная арматура Российского стандарта имеет более громоздкую конструкцию с отверстием под соединитель 18 мм, которое запирается заглушкой после заправки. По исполнению и комплектации могут быть все те же вспомогательные элементы, кроме установочного кожуха и защитного колпачка.
Плюсы и минусы механизмов
Преимущество запорной арматуры под быстросъёмное соединение очевидно. Процесс заправки становится не сложнее традиционного. Также компактный механизм удобно размещается рядом с горловиной топливного бака.
К минусам евроклапана можно отнести возможные неисправности, когда из-за загрязнений сжатого метана, клапан начинает травить, заправка проходит слишком медленно или вообще баллон не наполняется.
Если не считать за недостаток необходимость производить определённую последовательность действий при заправке авто, то в целом гостовский вентиль имеет надёжную конструкцию. Однако при его расположении снаружи ТС, от воздействий агрессивной среды, могут произойти вот такие неприятности (подобное часто встречается на грузовиках). Решается проблема заменой ремкомплекта.
Куда и как можно устанавливать
Следуя правилам ЕЭК ООН №110 (для России также действует ГОСТ Р 58697-2019) размещать узлы газобаллонного оборудования необходимо:
- на расстоянии не менее 100 мм от выхлопной системы автомобиля. Если такой возможности нет, нужно устанавливать теплозащитный экран
- никакие элементы метанового ГБО не должны выступать за внешние габариты ТС кроме заправочного блока, который может выступать не более 10 мм
- крепление заправочника должно обеспечивать его защиту от грязи/влаги и исключать проворачивание
- установка заправочного устройства для КПГ возможна только с внешней стороны ТС или в моторном отсеке.
Возможные схемы монтажа в зависимости от типа ТС и удобства эксплуатации:
Переходники для заправки метаном ИКАР (ПЗИ IKAR)
Основным видом деятельности нашей компании Икар-М является изготовление переходников для заправки метаном под маркой IKAR. Чаще всего заправочные переходники используют для автомобилей работающих на метане и для пистолетов на АГНКС. Также, газовые переходники не редко применяют для наполнения ПАГЗов или перекачки метана из резервуаров в баллоны.
Самые популярные стандарты разъемов переходников и заправочных пистолетов, которые используют в метановой сфере это NGV1, NGV2, TK4, TN1, TN5 и, конечно же, российский стандарт ГОСТ (GOST). Наш официальный сайт Икар позволяет выбрать переходники для любых задач, любые их комбинации. Если у Вас нетривиальная задача, наш завод Икар разработает и произведет необходимый переходник.
Ниже представлены переходники для заправки метаном IKAR (Переходники Заправочные Икар (ПЗИ)), которые мы изготавливаем:
Переходник для заправки метаном TK4 GOST (ПЗИ М-1)
Переходник для заправки метаном TK4 GOST под маркой IKAR (Переходник заправочный Икар (ПЗИ М-1)) — это переходник с евро стандарта NGV1 на российский стандарт ГОСТ. Другими словами, данный переходник предназначен для заправки автомобилей метаном, оборудованных заправочным штуцером европейского стандарта NGV1 для пистолетов на АГНКС с пальцем российского стандарта ГОСТ. Имея CNG адаптер TK4 GOST Вы без труда можете заправляться метаном на АГНКС России и стран СНГ.
Переходник для заправки метаном TN1 GOST (ПЗИ М-2)
Переходник TN1 GOST предназначен для европейских АГНКС, имеющих пистолет стандарта NGV1 и автомобилей, оснащенных метановым оборудованием с разъемом российского стандарта ГОСТ (под палец диаметром 18мм).
Переходник для заправки метаном с NGV2 на ГОСТ (ПЗИ М-3)
Переходник со стандарта NGV2 на российский стандарт ГОСТ под маркой IKAR (Переходник заправочный Икар (ПЗИ М-3)) — это переходник, предназначенный для заправки метаном грузовых автомобилей и автобусов, имеющих заправочный штуцер европейского стандарта NGV2, на АГНКС оборудованных заправочными пистолетами российского стандарта ГОСТ.
Переходник для заправки метаном с ГОСТ на NGV2 (ПЗИ М-4)
Переходник с российского стандарта ГОСТ на европейский стандарт NGV2 используют на заправках с пистолетом стандарта NGV2 для наполнения баллонов автомобилей со стандартным ГОСТовским отверстием и краником.
Переходник для заправки метаном с NGV1 на NGV2 (ПЗИ М-5)
Переходник заправочный Икар (ПЗИ М-5) с NGV1 на NGV2 используется при заправке автомобилей с установленным заводским газобаллонным оборудованием ГБО с европейским штуцером NGV1 на АГНКС с заправочными пистолетами стандарта NGV2.
Переходник для заправки метаном с NGV2 на NGV1 (ПЗИ М-6)
Переходник заправочный Икар (ПЗИ М-6) с NGV2 на NGV1 предназначен для заправки грузовых автомобилей и автобусов с установленным заводским газобаллонным оборудованием ГБО со штуцером европейского стандарта NGV2 на АГНКС с заправочными пистолетами стандарта NGV1.
Переходник с СП 21,8 на ГОСТ (IKAR) для заправки баллонов метаном (ПЗИ М-7)
Переходник ГОСТ СП 21,8 под маркой IKAR (Переходник заправочный Икар (ПЗИ М-7)) предназначен для заправки метаном газовых баллонов, оснащенных заправочной горловиной СП 21,8, на заправочных станциях, оборудованных заправочным пистолетом российского стандарта ГОСТ (палец диаметром 18мм).
Переходник для заправки метаном ПАГЗ — NGV1 Икар (ПЗИ М-8)
Газовый переходник для заправки метаном ПАГЗ — NGV1 (Переходник заправочный Икар (ПЗИ М-8)) используют для наполнения баллонов передвижного автогазозаправщика (ПАГЗ) газом метаном на станции АГНКС с заправочным пистолетом стандарта NGV1.
Переходник для заправки метаном ПАГЗ — NGV2 Икар (ПЗИ М-9)
Газовый переходник для заправки метаном ПАГЗ — NGV2 (Переходник заправочный Икар (ПЗИ М-9)) используют для наполнения баллонов передвижного автогазозаправщика (ПАГЗ) газом метаном на станции АГНКС с заправочным пистолетом стандарта NGV2.
Коллектор для ПАГЗ
Коллектор для ПАГЗ предназначен для соединения трубок диаметром 8 мм от баллонов в одну общую магистраль диаметром 14 мм. Трубки с коллектором герметизируются посредством обжимных/врезных колец. Коллекторы устанавливаются на передвижные автомобильные газовые заправщики (ПАГЗ).