Тарировка динамометрических ключей

Тарировка динамометрических ключей

Как правильно оформить журнал контрольной тарировки динамометрических ключей

Дошла очередь и до журнала контрольной тарировки динамометрических ключей. По сравнению с общим журналом работ, либо с журналом бетонных работ или сварочных работ данный журнал вообще некто не умеет заполнять. Скажу честно, большинство прорабов понятия не имеют как это правильно делать. Но в сегодняшней статье мы постараемся разъяснить очень подробно как правильно оформлять данный журнал.

Что это такое

Динамометрический ключ — это инструмент, которым затягивают высокопрочные болты и при этом есть возможность контроля силы натяжения. В проектной документации указывают силу натяжения высокопрочных болтов. От этого значения и характеристики болтов высчитывается момент. И на этот момент и натягиваются болты при помощи динамометрического ключа.

Данный ключ обязательно должен быть поверен. И при каждой работе должна быть проведена контрольная тарировка. И данные о тарировке должны быть занесены в журнал контрольной тарировки динамометрических ключей. Это является одним из шагов контроля качества выполнения работ по постановке высокопрочных болтов. Соответственно эту работу должны выполнять специально обученные и аттестованные специалисты.

Нормативная база

Форма журнала приведена в приложении «Е» к СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции». Требование о необходимости выполнения тарировки указано в п. 4.6.8 СП 70.13330.2012.

Оформление журнала

На самом деле его оформить очень просто если знать как это делать. Состоит журнал из одной таблицы, которая содержит 7 столбцов.

  • В первом столбце указывается дата выполнения тарировки ключа. Тарировка выполняется перед выполнением работ по постановке высокопрочных болтов, либо при проверке установки болтов. Тарировку проводят перед каждой сменой.
  • Во втором столбце указывается тип динамометрического ключа. Берем с паспорта на ключ.
  • В третьем столбце указывается номер ключа. Также берем с паспорта на ключ, либо с самого ключа. На ключе наносят номер в виде штампа.
  • Для тарировки ключа необходимо приварить гайку на какой-либо столб. Если у вас нет специального стенда, а его как обычно нет. Надо гайку приварить так, чтобы при установке на болт ключа он (ключ) находился в горизонтальном положении. Так чтобы на ключ можно было навешивать груз. На ключ навешивают контрольный груз начиная с 10 кг и до 90 кг. Вес контрольных грузов указывается в четвертом столбце. Значения указываются в ньютонах, а в скобке в килограммах.
  • При каждом навешивании груза делаются по три измерения момента, среднее арифметическое значение заносится в шестой столбец журнала.
  • В пятом столбце указывается момент от контрольного груза. Это значение высчитывается. Для каждого ключа он разный. Зависит от длины динамометрического ключа и веса контрольного груза. Вес груза умножается на длину ключа получается момент.

В таблице на дату 01.08.2020 я высчитывал и заполнял для ключа с плечом 1 м (длина ключа), а на дату 02.08.2020 — для ключа с плечом 1.5м.

Сравниваем значения с шестого столбца (значение момента снятого с ключа) с данными с пятого столбца (которые мы высчитывали). Если они не отличаются на более чем 5%, то ключ в исправном состоянии.

Так проводится тарировка динамометрического ключа и оформляется журнал. В 7 столбце ставит свои подписи ответственный за тарировку (бригадир).

Скачать журнал

Для скачивания журнала контрольной тарировки динамометрических ключей перейдите по ссылке.

Если статья была вам полезной, то поделитесь ею в социальных сетях. Спасибо!

Пособие для инженерно-технических работников мостостроительных организаций предисловие (1)

Тарировку динамометрических ключей производят одним из двух способов:

а) Проверяемый ключ навешивают при горизонтальном положе­нии рукоятки на неподвижную горизонтальную оправку, приварен­ную торцом к вертикальной стенке, или на затянутый в конструкцию болт.

На расстоянии 1300 мм от оси болта к рукоятке подвешивают последовательно грузы 10, 20, 30 кг и т.д. до 90 кг (через 10 кг).

При подвешенном грузе фиксируют показание динамометра клю­ча, которое в каждом случае будет соответствовать величине крутя­щего момента, создаваемою на гайке подвешенным грузом и собственным весом ключа.

Измерения производят не менее трех раз. За величину показания динамометра, соответствующую заданному крутящему моменту, принимают среднее арифметическое из трех измерений.

Величина крутящих моментов и соответствующие им показания динамометра ключа заносятся в заранее заготовленную тарировочную таблицу. По данным таблицы строится тарировочный график ключа.

б) Проверяемый ключ тарируют на специальном тарировочном стенде конструкции НИИ мостов треста «Спецстальконструкция», института ЦНИИпроектстальконструкция и др. Тарировку ключей на стенде производят в соответствии с инструкцией, прилагаемой к стенду.

Строительная организация _____________

(наименование и месторасположение,

ЖУРНАЛ №____ ПОСТАНОВКИ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ

Расчетный пролет______________ м. Высота__________________ м.

Сертификаты болтов №______________________________________

Величина крутящего момента для данной партии болтов

диаметром _______________мм__________________________ кгс.м

диаметром_______________ мм__________________________ кгс.м

Ответственный за постановку

высокопрочных болтов и

ведение журнала __________________________________

(фамилия, инициалы, подпись)

Смена от__________ час до__________ час ______________ 19 ___г.

Фамилия и инициалы бригадира________________________________

бригада ___________________________________ ____________ чел.

Ключ типа ________ №_______ протарирован_____________ 19___г.

Постановка и натяжение высокопрочных болтов

Крутящий мо­мент, прило-

Контроль натяжения болтов технадзором строительства

Приемка болтов технадзором заказчика

болтов, узлов или соеди-нений

Жленный к гай­кам, кгс.м

Коли­чество прове­ренных болтов

Показа-ния кру­тящего момен­та, кгс.м

Долж-ность и подпись

Итого за смену _____________________________________________

Приняты за смену узлы № ____________________________________

Был ли простой, продолжительность его и причины _______________

(фамилии, инициалы, подписи)

Указания по ведению журнала

1. Журнал ведется на каждое пролетное строение (опору).

2. Этапы постановки высокопрочных болтов при монтаже условно

а) на укрупнительной сборке — I этап

б) при сборке элементов в конструкцию — II этап

в) при окончательной сборке на полное (проектное) количество болтов — III этап.

3. Во время производства работ журнал находится у мастера (прораба), производящего работы.

4. Журнал заполняют ежедневно после постановки и натяжения болтов.

В настоящем журнале прошнуровано

и пронумеровано______________________ страниц

(фамилия, инициалы, подпись)

технического отдела _____________________________

(фамилия, инициалы, подпись)

«____”______________ 19___ г.

Строительная организация _____________

(наименование и месторасположение,

АКТ №____ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ПРИЕМКИ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ №____

гор. ________________________ «____ «___________ 1 9__ г.

Комиссия в составе:

(наименование подразделений треста)

(ф., и., о., должность)

представителя технического надзора заказчика ___________________

(ф., и., о., должность)

произвела осмотр и приемку работ по монтажу пролетного строения

1. Рабочие чертежи №№ __ ________________________________

(наименование проектной организации)

2. Журнал работ № _______________________________________

3. Журнал авторского надзора № ____________________________

4. Журнал контроля качества очистки элементов стальных мостовых конструкций с соединением на высокопрочных болтах.

5. Журнал постановки высокопрочных болтов.

6. Журнал монтажных работ.

7. Журнал работ по гидроизоляции, антикоррозийной защите, окраске стальных конструкций.

8. Исполнительная геодезическая схема положения пролетного строения.

9. Акт приемки пролетного строения (заводской).

10. Паспорта на опорные части. _____________________________

11. Сертификаты №№ _____________________________________

(на металл, электроды и т.п.)

12. Документация лабораторных анализов и испытаний._________

Комиссия, ознакомившись с представленной документацией и освидетельствовав металлическое пролетное строение ____________

1. Отдельные элементы конструкции и вся конструкция в целом установлены пра­вильно, в пределах отклонений от проекта, допускаемых СНиП.

2. Монтажные соединения в узлах, стыках №№ _______________

выполнены в соответствии с проектом и требованиями СНиП.

3. Результаты освидетельствования смонтированной конструк­ции______________________________________________________

(наименование пролетного строения)

с оценкой качества ____________________и разрешить производство

ЖУРНАЛ №___ СВАРОЧНЫХ РАБОТ

Наименование организации, выполняющей работы _______________

наименование объекта строительства ___________________________

Должность, фамилия, инициалы и подпись ответственного за сварочные

работы и ве­дение журнала ____________________________________

Организация, разработавшая проектную документацию, чертежи КМ и

Шифр проекта _____________________________________________

Организация, разработавшая проект производства сварочных работ__

Шифр проекта _____________________________________________

Предприятие, изготовившее конструкции _______________________

Шифр заказа _______________________________________________

Заказчик (организации), должность, фамилии, инициалы и подпись

руководителя (представителя) технического надзора ______________

Журнал начат «____»________ 19__ г.

Журнал окончен «____»_______ 19__ г.

СПИСОК ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА, ЗАНЯТОГО ВЫПОЛНЕНИЕМ СВАРОЧНЫХ РАБОТ

Фамилия, имя, отчество

Специальность и образование

Дата начала работы на объекте

Отметка о прохождении аттестации

Дата окончания работы на объекте

СПИСОК СВАРЩИКОВ, ВЫПОЛНЯВШИХ СВАРОЧНЫЕ

РАБОТЫ НА ОБЪЕКТЕ

Удостоверение на право производства сварочных работ

Отметка о сварке пробных

к сварке (швов в пространственном положении)

и контроль­ных образ­цов

Дата выполнения работ, смена

Наименование соединяемых элементов, марка стали

или схеме свариваемого элемента

Отметка о сдаче и при­емке узла под сварку (долж­ность, фами­лия, инициалы, подпись)

Марка применяемых свароч­ных материалов (прово­лока, флюс, электроды), № партии

Комплект динамометрических ключей. Поверка момента затяжки ключа в домашних условиях.

Зная за собой очень не хорошую привычку затягивать болты и гайки с бОльшим моментом нежели этого требуется, а именно практически «до упора», решил обезопасить от себя же резьбовые соединения, коих в автомобиле насчитывается несметное количество. Иными словами решил приобрести комплект динамометрических ключей .

Поскольку Астра, несмотря на космическое название не «Протон» и не «Союз», и в космос на ней не лететь, решил подойти к вопросу выбора инструмента с «бюджетной» стороны. Для начала определился с необходимым и достаточным диапазоном требуемого момента затяжки. На мой взгляд диапазона от 2 до 100 Нм в подавляющем большинстве случаев вполне должно хватить. Не хватит — подыщем что-нибудь еще.

И так, для малых моментов затяжки мною был присмотрен ключ от фирмы JTC Auto Tools JTC-1201.
Технические характеристики
Посадочный квадрат: 1/4″.
Длина: 275 мм.
Тип: щелчковый.
Диапазон усилий затяжки: 2-24 Н·м.
Цена на момент покупки порядка 1700 руб.
Возможно JTC Auto Tools производит не самый лучший инструмент в мире, но JTC-1201 очень даже не плохо выполнен, в комплекте пластиковая коробка, инструкция на русском, ну и сам ключ. Никаких дополнительных поверочных сертификатов с ключом не прилагалось.

Для моментов затяжки до 100 Нм выбор пал на «Дело техники» (арт. 690111) опять же по причине бюджетности. Если не открывать сервис и не пользоваться инструментом профессионально (а именно как средством для зарабатывания денег) «Дело техники» вполне себе неплохой вариант. На моем веку был сломан всего лишь один ключ на 6, и то по глупости . По причине отсутствия съемника, ключ на 6 упираясь в кузов, фиксировал шток амортизатора, во время закручивания гайки амортизатора ключом на 17 или 19 с очень приличным усилием.
Но все же ближе к теме…

Технические характеристики:
Посадочный квадрат: 3/8″.
Тип: щелчковый.
Диапазон усилий затяжки: 19-110 Н·м.
Цена на момент покупки порядка 1780 руб.
Хорошее исполнение, в комплекте пластиковая коробка, инструкция на русском, ну и сам ключ. Никаких дополнительных поверочных сертификатов с ключом не прилагалось.

Следуя принципу «Доверяй но проверяй» в планах провести поверку приобретенных ключей. Каким образом? Все предельно просто. Для этого понадобятся тиски, рулетка, электронный безмен килограмм до 40 (до 110 Нм должно хватить).

К примеру, для поверки JTC-1201.На ключе выставляем допустим значение 2Нм, измеряем плечо (расстояние от центра посадочного квадрата до фиксатора), в нашем случае оно 0.25м, зажимаем в тиски посадочный квадрат ключа (лучше конечно какой-нибудь удлинитель 1/4″), накидываем крюк безмена на фиксатор и плавно начинаем тянуть, в момент щелчка запоминаем показание безмена, в нашем случае оно должно быть равно 0.816 кг

Пересчитать значение момента затяжки можно по формуле: М = m*g*l
где M — момент затяжки ( Нм ), m — показания безмена( Кг), l — плечо (м), g — ускорение свободного падения.

На данный момент поверку ключей не проводил по причине банальной нехватки времени. Если сделаю поверку — обязательно добавлю в отчет.

Читайте также  Станки для подшивки документов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]