Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками
Случаются ситуации, когда шуруповерт перестает работать в самый неподходящий момент. Его подсоединяешь к зарядному устройству, но нет результатов. Оказывается проблема в аккумуляторе, который вышел из строя. Как осуществить ремонт самостоятельно?
В современных моделях шуруповертов, таких как Макита, Hitachi или Bosch присутствуют батареи. Время от времени они требуют подзарядки или замены. Можно ли справиться с проблемой дома? Оказывается, можно.
В таких инструментах используются никель-кадмиевые батареи (Ni-Cd). Они достаточно прихотливы и требуют грамотной эксплуатации. В противном случае быстро становятся негодными.
Восстановление и аккумулятора
Восстановление аккумулятора шуруповерта своими руками не такой уж и сложный процесс, если разбираться в тонкостях электроники. Самый верный способ — заменить подзарядку на новую. Некоторые пользователи заранее заботятся об этом и приобретают две или три батареи.
Узнай время зарядки своего аккумулятора
При возникновении проблемы быстро заменяют старую новой. Многие поступают кардинально — меняют никель-кадмиевые на литий-ионные АКБ. Но это не совсем верное решение. Если прибор создан для Ni-Cd, лучше устанавливать аналогичный аккумулятор.
Чтобы осуществить восстановление никель-кадмиевых аккумуляторов шуруповертов придется купить несколько подобных батареек. Их стоимость не высока: от 200 рублей за комплект 5 штук. При покупке важно обратить внимание на размер зарядок. Для этого заранее надо посмотреть параметры шуруповерта.
Инструкция по замене
Независимо от модели, восстановление аккумулятора шуруповерта Макита, Bosch, Hitachi происходит аналогично.
Действуйте по следующей инструкции:
- На аккумуляторном блоке инструмента имеется крышка. Ее нужно снять.
Распиновка батареи шуруповерта
- Сосчитать число элементов в шуруповерте. Если новые батареи еще не куплены, стоит записать марку имеющихся (чтобы не ошибиться при выборе).
- Чтобы восстановление Ni-Cd аккумуляторов шуруповертов было правильным, рекомендуется зарисовать распределение всех батареек, как они есть. Для этого взять лист бумаги и поставить извлеченные зарядки на него. Обвести карандашом по контуру. Важно зафиксировать местонахождение полюсов.
Измерение напряжения в батарейках
- Связку элементов питания разъединить, клеммы освободить. Чтобы соединять новые детали можно использовать старый USB провод. Его надо нарезать на небольшие отрезки. Снять с провода «шкурку», чтобы осталась проволочная внутренняя часть. Ею легко скреплять батареи.
USB провода шуруповерта
- Концы и поверхность проволоки нагреть паяльником, чтобы она прилипла к элементам.
- Приступить к сборке конструкции питания. С помощью подготовленных отрезков скрепить все батарейки по схеме, нарисованной ранее. Если никогда не делали этого, можно обратиться в интернет и посмотреть видео инструкцию.
Сборка конструкции питания
- Паять аккумуляторы не рекомендуется. Лучше приварить их сваркой контактного типа. По завершении процесса надо приклеить назад прокладки для изоляции и собрать блок в единое целое.
Новые батарейки в корпусе аккумулятора
Таким же методом осуществляется восстановление аккумулятора шуруповерта Hitachi, Хитачи 12В и других, подобных моделей. Никель-кадмиевые приборы мало чем отличаются. Поэтому схема аналогична.
Важный совет: в процессе соединения деталей (батарей), следует соблюсти их полярность. Плюс соединяется только с минусом! После сборки аккумулятора нужно провести несколько циклов заряда-разряда батареи. Это продлит их эксплуатацию.
Восстановление АКБ шуруповерта — как это сделать
Реанимировать батарею шуруповерта можно самостоятельно – это позволит сэкономить до 30% от цены устройства. Восстановлению подлежат все виды аккумуляторов, включая 12, 14,4 и 18 вольтажные, а также элементы питания аппаратов Хитачи, Макита и iMax. Рассмотрим основные виды АКБ для шуруповертов, особенности конструкции и способы ремонта.
Восстановление АКБ шуруповерта позволит продлить срок службы инструмента и сэкономить на покупке нового аккумулятора.
В каких случаях следует восстанавливать аккумулятор шуруповерта
Восстанавливать аккумулятор нужно в случае, если он быстро разряжается. Данная проблема встречается довольно часто. Заключается она в быстрой зарядке, которая происходит примерно за 20 минут. Ситуация может стать следствием неправильной работы термодатчика, находящегося в съемной батарее. Этот элемент может быть неправильно установлен изначально. Необходимо вернуть его по месту покупки. Если аккумулятор стал быстро разряжаться после продолжительного бесперебойного использования, что могло случиться после падения, нужно взяться за его ремонт.
Еще одна причина для ремонта аккумулятора – отсутствие заряда. Шуруповерт после продолжительного использования может выйти из строя. В этом случае его рабочий элемент перестанет заряжаться, что приведет к невозможности выполнения функциональных способностей инструмента, и инструмент, грубо говоря, «умрет».
Особенности конструкции
Устройство аккумулятора шуруповерта.
Число секций в аккумуляторе шуруповерта зависит от мощности устройства и вида АКБ. В стандартных инструментах в качестве элемента питания последовательно соединены от 4 до 16 банок. Чем они компактнее и мощнее, тем выше стоимость. Соответственно, чем легче аккумулятор, тем проще и удобнее работать с ручным электроустройством. Соединены секции батареи между собой контактными пластинами. Верхние части обеих при этом выведены на внешнюю сторону корпуса – это силовые клеммы, принимающие зарядный ток от ЗУ. С помощью этих контактов можно также измерить общую емкость аккумулятора.
Внешних контактов на пластине может быть несколько – до 5 штук. Чаще всего такое количество встречается на дорогих инструментах, питающихся от литиевых батарей. В них важно контролировать зарядный ток каждой банки – эту функцию выполняет соответствующая плата и термодатчик. Зарядное устройство при этом должно подходить по мощности, иначе нарушится баланс токов.
Разновидности батарей
При разборке корпуса шуруповерта своими руками можно увидеть число аккумуляторов, соединенных металлическими пластинами. Их следует сфотографировать или зарисовать – схема поможет при обратной сборке. После этого можно вынимать батареи для определения их вида и параметров. Данная информация отображена на корпусе в виде маркировки.
В шуруповертах используется 2 вида аккумуляторов: литиевые и никелевые. Среди них различают:
- Никель-кадмиевые. Имеют банки с номинальной мощностью в 1,2 В. В сборке такие батареи способны выдать до 12 В при приличной емкости в ампер-часах. Имеют один существенный минус – эффект памяти, из-за которого АКБ заряжается только до определенного уровня.
- Никель-металлогидридные. Как и предыдущие, имеют по 1,2 В мощности на секцию. Менее подвержены эффекту памяти, но заряжаются еще дольше. Плохо переносят воздействие низких температур и со временем теряют изначальный ресурс.
- Литий-ионные. В отличие от никелевых могут заряжаться постепенно, даже при неполном разряде. Хорошо переносят воздействие низких температур, поэтому могут эксплуатироваться даже на морозе. Мощность одной банки – примерно 3,5 В с малым временем заряда.
- Литий-полимерные. Батареи с повышенным зарядом и отсутствием эффекта памяти. Существенным недостатком является невозможность восстановления. После потери ресурса их нужно утилизировать и покупать новые.
При восстановлении аккумулятора шуруповерта нужно подбирать аналогичные по виду банки. Взаимозаменяемы только никелевые батареи, поэтому комбинировать NiCd и Li-ion элементы питания невозможно из-за разницы мощности, токов и времени заряда.
Способы восстановления АКБ
Полная или частичная замена
Если реанимировать батарею шуруповерта сразу не получилось – нужно полностью или частично менять элементы питания. Любой АКБ инструмента представляет собой последовательно подключенные секции. В случае поломки любой банки при таком соединении существенно падает заряд и мощность всей цепи. Параметры снижаются настолько, насколько хуже состояние неисправной секции.
При частичной замене находят вышедшие из строя элементы, и меняют их на аналогичные по мощности и времени заряда. При полной – заменяют все секции сразу. Второй вариант при этом выйдет дороже, но позволит существенно продлить срок эксплуатации аккумулятора.
Полная или частичная замена элементов питания.
Устранение «эффекта памяти»
Полностью восстановить аккумулятор шуруповерта с помощью устранения эффекта памяти не получится, но для частичной реанимации такой способ подойдет. Для начала батарею полностью заряжают при низких токах. Рекомендуется использовать стороннее зарядное устройство вместо штатного, чтобы выставить зарядный ток примерно в 0,2-0,3 А.
Далее выполняют последовательную разрядку батареи. Для этого подключают любое устройство, медленно потребляющее энергию. Можно использовать стандартную лампочку накаливания на 12 В с мощностью в 6 Вт. За счет такой «мягкой» разрядки пластины в секциях АКБ просядут медленно.
Разрядка АКБ с помощью лампы.
Для измерения напряжения также подключают мультиметр – он поможет понять, насколько разрядилась батарея. По итогу в секциях аккумулятора долго остаться примерно 30% емкости, что соответствует напряжению стандартного элемента питания в 5 В. Выполнять такой цикл перезарядки нужно 5-6 раз, после чего использовать батарею шуруповерта в штатном режиме.
Долив электролита
Долив рабочего раствора – эффективный способ восстановления АКБ, продлевающий срок эксплуатации на насколько месяцев. Для начала аккумулятор шуруповерта вставляют в штатное зарядное устройство и полностью заряжают. После этого корпус батареи разбирают и вынимают подключенные в цепи секции, сохраняя при этом соединение между ними. На этом этапе важно осмотреть каждую банку – если электролит выпарился, то на внешней стороне будут видны следы. Это не значит, что элемент питания неисправен – для полной уверенности нужно использовать мультиметр.
Мультиметр выставляют в режим измерения напряжения. Секции, у которых мощность находится ниже нормы, помечают для дальнейшего долива. Стандартный показатель напряжения у никелевых батарей – 1,2-1,4 В, литиевых – 3,7-4,2 В.
После замера мощности все элементы питания разряжаются. Для этого подключают стандартную лампочку накаливания на 12 В до тех пор, пока она не потускнеет. Затем напряжение на всех банках снова измеряют мультиметром. Секции с показателем ниже 0,6 В – неисправны. В них необходимо долить дистиллят.
Долив электролита.
Процедуру проводят через небольшое отверстие у основания банок со стороны отрицательного контакта, просверленного тончайшим сверлом. Дистиллят набирают в шприц и постепенно заливают внутрь корпуса, давая при этом воздуху выходить между краями дырки. На одну секцию тратят не более 1 см2 емкости раствора. Восстановленные банки аккумулятора герметизируют при помощи силикона или эпоксидной смолы. Собранную батарею также 5-6 раз разряжают и заряжают перед использованием.
Описанные способы реанимации аккумулятора шуруповерта не всегда эффективны, так как рискованны и временны. Поэтому при первой возможности нужно заменить элемент питания на новый. Также стоит помнить, что при любых работах с АКБ важно соблюдение мер безопасности, так как электролит при контакте с кожей вызывает химический ожог.
Как разобрать АКБ шуруповерта Hitachi
Когда элементы питания шруповерта отработали свой срок службы, перед пользователем встает вопрос, как разобрать аккумулятор от шуруповерта хитачи, чтобы впоследствии его можно было аккуратно собрать. Корпус АКБ разбирают не только для того, чтобы заменить отработавшие банки на исправные, но и для перевода аккумулятора с никель-кадмиевых на литий-ионные элементы питания.
Особенности разборки
Вначале определяют тип крепления корпуса аккумуляторного блока. Модуль может крепиться на:
- защелки;
- клей;
- винты.
Распространен и комбинированный вариант крепления, когда аккумулятор для шуруповерта Хитачи одновременно крепится, например, на клей и винты.
Корпус, крепящийся на зажимах, может иметь одну защелку по центру, либо две защелки по бокам. Парные защелки открываются после одновременного нажатия на них.
Винты выкручивают подходящей по форме отверткой. Запоминают, из какого конкретно отверстия было выкручено каждое изделие, чтобы при сборке винты оказались на своих местах. Это важно, поскольку длина шурупов бывает разной. Длинный винт, вкрученный в короткое отверстие, пронзает пластик обшивки насквозь и может пробить аккумуляторную батарею. Вытекший электролит способен необратимо вывести из строя близлежащие элементы питания, электронную плату, а при неблагоприятно сложившихся обстоятельствах может произойти их взрыв.
Как разобрать аккумулятор шуруповерта Хитачи 12 вольт, скрепленный клеем
Клеевой слой разрушают механическим способом с применением какого-то заостренного предмета, например плоской отвертки. При этом движения должны быть очень осторожными, чтобы не повредить устройство. Такой метод разбора достаточно рискован, т.к. заостренный инструмент может расколоть корпус, после чего он станет полностью непригодным.
Корпус, закрепленный клеем, весьма удобно разбирать с применением строительного фена. Жаркой струей с безопасного расстояния прогревают клеевую прослойку несколько секунд по всему периметру обшивки. Затем, когда он нагреется, его осторожно разъединяют на две части. Рекомендуется использовать перчатки, чтобы не допустить образования ожога.
Если отсутствует возможность использования строительного фена, можно воспользоваться альтернативным вариантом аккуратного разъединения проклеенного корпуса. Клеевой шов по всему периметру простукивают молотком с бойком из резины (или подобного мягкого материала). Движения не должны быть сильными и быстрыми, процесс должен длиться не менее получаса. От простукиваний клеевой слой размягчается и половинки корпуса легко отделяются друг от друга.
Половинки рассоединяют аккуратно, следят, чтобы не нарушились соединения проводов, защитных и балансировочных плат (если аккумулятор литий-ионного типа). Эти соединения бережно распаивают, удаляют изношенные батарейки, устанавливают и припаивают новые. При этом паяльный инструмент должен иметь мощность не более 65 Ватт, т.к. в противном случае батарейки сильно разогреваются, их электролит закипает, что может спровоцировать взрыв.
Ремонт или восстановление аккумулятора шуруповерта
Всем привет! Сегодня затрону тему стройки и летних дачных занятий. Расскажу как провести ремонт или восстановление аккумулятора шуруповерта своими руками. Надо сказать, что шуруповерт — очень удобная вещь. Зарядил аккумулятор и бегаешь без проводов крутишь то тут, то там. Только со временем такая крутилка крутит все меньше и меньше. Это происходит из-за потери емкости аккумуляторами. Про них и пойдет речь.
Как устроен шуруповерт
Тут все достаточно просто. Простейший шуруповерт состоит из пластикового корпуса, аккумуляторной батареи (1), регулятора оборотов вращения (2), пластиковой кнопки (3), двигателя (4), редуктора (5) и патрона (6).
В современных шуруповертах чаще всего применяется редуктор с планетарной передачей усилия вращения.
Внутренности аккумулятора шуруповерта
Внутри аккумулятор шуруповерт устроен очень просто. Аккумуляторные банки соединены последовательно между собой металлической фольгой с помощью точечной сварки. В простейшем случае все заканчивается скользящими контактами.
Более сложные аккумуляторы имеют в своем составе платы контроллера заряда и разряда с отслеживанием температуры банок. Чаще всего такие платы ставятся в шуруповертах брендовых фирм с литий-ионными аккумуляторными секциями.
Дальше рассмотрим подробнее достоинства и недостатки разных видов аккумуляторных батарей и поговорим про восстановление аккумулятора своими руками.
Виды аккумуляторных элементов
За последние 20 — 30 лет разработано множество технологий портативных аккумуляторных батарей: Ni-Cd, Ni-Mh, Li-ion, Li-Pol, Al-Ion, Li-S, Mg-S, Li-O2, LiFePO4 и даже литий-нанофосфатные. Рассмотрим самые популярные из них.
Никель-кадмиевые аккумуляторы
Это самые популярный тип аккумуляторных секций для дешевых шуруповертов .
Достоинства: они дешево стоят и могут хорошо работать при отрицательных температурах. Также они не боятся разряда и хранения в таком положении.
Недостатки: кадмий токсичен и такие аккумуляторы нужно утилизировать специальным образом. Присутствует саморазряд и эффект памяти, низкая удельная объемная емкость.
Никель-металлгидридные аккумуляторы
Никель-металлгидридные стоят чуть подороже, но в целом по уровню они примерно такие же, может чуть лучше никель-кадмиевых.
Достоинства: не токсичны, меньший эффект памяти и саморазряд, большее число циклов заряда/разряда.
Недостатки: более чувствительны к отрицательным температурам, боятся хранения в разряженном состоянии — теряют емкость.
Литий-ионные аккумуляторы
Литий-ионные батареи все чаще применяются в шуруповертах даже бюджетного класса.
Достоинства: нет эффекта памяти — можно заряжать и разряжать в любой момент, большая емкость при меньших габаритах, малый саморазряд, большое число зарядов/разрядов.
Недостатки: высокая цена, опасность чрезмерного нагрева при интенсивном заряде и разряде.
Литий-полимерные аккумуляторы
Пока что литий-полимерные аккумуляторы мало применяются в шуруповертах, но с развитием технологий скорее всего их начнут туда ставить массово.
Достоинства: бОльшая емкость при меньших габаритах, чем у Li-ion, может принимать любую форму, напряжение при разряде держит лучше, низкий саморазряд.
Недостатки: высокая стоимость, нагрев при эксплуатации и опасность возгорания.
Восстановление аккумуляторных элементов
Тут я приведу историю от Мастера Сергея по восстановлению никель-кадмиевого аккумулятора шуруповерта. Владелец стал жаловаться на малое время работы электрошуруповерта и на то, что «аккумулятор не держит». Разборка корпуса аккумулятора показала, что там стоят заводские Ni-Cd банки от фирмы Liang на 1000 мАч.
Восстановить Ni-Cd аккумулятор можно достаточно простым способом. Нужно сделать несколько циклов глубокого разряда и заряда. В таких крайних режимах начинают работать труднодоступные области накопления заряда батареи, отдача от которых ухудшилась вследствие эффекта памяти, нарушения условий эксплуатации или хранения.
Такие проблемы возникают не только у шуруповертов. Индустрия радиоуправляемых моделей с батарейным питанием давно решила проблемы автоматизированного разряда/заряда. Для этого есть специальные зарядные устройства.
У Мастера Сергей оказался Vista Power AK610AC. Это зарядное с функцией заряда мощностью 90 Вт и разряда на нагрузку 20 Вт. Это прекрасный профессиональный аппарат с тач-скрином! Такой можно найти на Авито по цене около 5000 руб.
Вместо такого зарядного устройства можно использовать что-то более китайское, например народный IMAX B6 по цене около 2000 руб.
Начинать цикличное восстановление аккумулятора лучше всего с глубокого разряда аккумулятора и потом сразу зарядки.
После первого цикла емкость при разряде была равна 707 мАч, а при заряде — 879 мАч. Как видим, емкость снизилась на 30 % относительно заявленной производителем.
Второй цикла разряда/заряда показал цифры 781 мАч / 937 мАч. Как видим, это больше предыдущих значений на 10 %.
Третий цикла перезаряда аккумулятора показал незначительные отклонения от предыдущего второго перезаряда. Поэтому этого хватит. Если вы на своих аккумуляторах увидите, что емкость растет, то можно продолжить.
По факту восстановления аккумулятора удалось восстановить около 8% от первоначально заявленной емкости шуруповерта. В принципе неплохо, но я бы посоветовал заменить банки аккумулятора на новые с бОльшей емкостью .
Замена аккумуляторных элементов
В аккумуляторе у Сергея используются никель-кадмиевые батареи питания на 1,2 В. Они не взаимозаменяемы, поэтому лучше подбирать что-то похожее на оригинал по размеру и как можно большей емкости из доступных. У Сергея аккумуляторные элементы похожи на батареи типоразмера type D , поэтому их и заказываем. Можно найти с емкостью около 2400 мАч в тех же размерах.
Я уже писал, как менял аккумуляторные элементы шуруповерта Интерскол. В нем были литий-ионные банки на 3,7 В самого бюджетного класса, да еще и разряженные. Тогда я заменил их на батареи чуть получше. Сейчас я бы поставил фирменные Liitokala на 2200 мАч или аккумуляторы Panasonic на 3400 мАч типоразмера 18650.
Одно неудобно, что приходится паять чувствительные к перегреву аккумуляторы. Такой ремонт или восстановление аккумулятора может иметь обратный эффект. Выход такой — мощный паяльник держать 0,5 — 1 сек. или использовать аппарат для точечной сварки . Второй вариант понадежнее будет.
Запчасти для шуруповертов
Двигатели для шуруповертов редко сгорают, но если сгорят, то можно подобрать от другой модели за 500 — 1000 руб.
Часто в двигателях шуруповертов стираются угольные щетки . Их можно подобрать по нужным размерам и купить за 50 -100 руб.
Аккумуляторы для шуруповертов у многих фирм похожи друг на друга вплоть до формы и креплений. Поэтому, когда не хочется лезть в электронику, можно искать взаимозаменяемые варианты.
Зарядные устройства также нередко сгорают от перепадов напряжения сети или просто гибнут на стройке. Совместимый блок питания для зарядного устройства можно найти за 500 руб.
Биты для шуруповерта вообще относятся к расходному материалу. В зависимости от длины , металла и качества изготовления могут стоить от 20 до 500 руб.
На этом я закругляюсь и привожу видеоролик от Мастера Сергея по восстановлению никель-кадмиевого аккумулятора шуруповерта.
Ремонт и восстановление аккумулятора шуруповерта и для вас делали Мастер Сергей и Мастер Пайки.