Ремонт вакуумных насосов своими руками
Насосы ломаются из-за несвоевременного обслуживания. Ремонт вакуумных насосов требует знаний, поэтому можно пропустить возникновение проблемы. Преимущество таких насосов в том, что у них больший срок работы по сравнению с другими. Тем не менее, проблемы вакуумных насосов встречаются, и их нужно вовремя устранять.
Вакуумные насосы — это надежное и неприхотливое в использовании оборудование. Но и в них случаются поломки. Определять проблемы, например, когда плохо качает вакуумный насос, важно вовремя.
Содержание статьи
- Типы вакуумных насосов
- Неисправности водокольцевого вакуумного насоса
- Неисправности мембранного вакуумного насоса
- Видео ремонт своими руками
Обнаружить возникновение неполадок можно, внимательно наблюдая за его работой. Основные неисправности и методы ремонта описаны в этой статье.
Типы вакуумных насосов
На рынке представлены вакуумные насосы разных модификаций. Оборудование находит применение во многих сферах. Процесс их работы прост.
Насосы компактны и не подвержены вибрациям, а их запасные части доступны на рынке. Они просты в эксплуатации и ремонте, отличаются хорошей работой при малом количестве недостатков с обслуживанием, но проблемы вакуумных насосов всё же встречаются.
На сегодняшний день используются два основных типа:
водокольцевой;
мембранный.
Рабочая часть водокольцевого вакуумного насоса имеет цилиндрическую форму, внутри которой расположен ротор с крыльчаткой. Ротор располагается на валу, который смещен относительно центра.
Перед пуском насос заполняют водой.
Когда включается двигатель и начинает вращаться вал, то закрепленное на нем рабочее колесо разбрасывает жидкость по стенкам корпуса. Таким образом между роторным механизмом и водой образуется серповидная зона пониженного давления – вакуум.
В эту зону попадает газ из всасывающего патрубка. Лопатки ротора перемещают его из области всасывания в область нагнетания.
Мембранный вакуумный насос
Мембранно-поршневой вакуумный насос в качестве рабочего органа использует жестко закрепленную мембрану, которая связана с поршневым механизмом. Края мембраны фиксируют на корпусе, а центр может выгибаться при движении поршня.
Неисправности водокольцевого вакуумного насоса
Перед ремонтом устройство нужно разобрать, почистить и осмотреть. Необходимо проверить и оценить прокладки, уплотнения, подшипники, клапаны, датчики температуры, ремни, муфты, шкивы и электродвигатели. В экстренных случаях может потребоваться замена вакуумного насоса, но часто дело просто в запасных частях.
Самыми частыми причинами поломок является износ или неправильная и несвоевременное обслуживание. Например не менялось вовремя масло или фильтры. Проблемы с оборудованием часто проявляются в виде вибрации, нагрева и его несоответствии требуемым параметрам.
В этом случае ремонт заключается в замене изношенных деталей на новые
Сбой в электрике
Необходимо проверить правильность подключения, электропитание, напряжение сети, а также исправность двигателя.
Неисправность подшипника
Негодный подшипник нужно заменить, так как это мешает запуску. Неисправная деталь издаёт шум.
Рабочее колесо заклинило
Причина может быть в загрязнениях, которые возникают при попадании внутрь грязной жидкости, растворителей или других частиц. Если не соблюдать осторожность, то возникнет ситуация, когда плохо качает вакуумный насос, поэтому его нужно почистить.
Известковые отложения внутри или снаружи
Стоит провести визуальный осмотр на посторонние частицы. Если они есть, а вакуумный насос не качает, то почистить насос, так как отложения извести могут мешать вертеться валу.
Насос с двигателем сдвинуты по отношению друг к другу
Проверить, находятся ли они на одной линии, в случае сдвига — отрегулировать их прокладками.
Повышенное противоположное давление в напорном трубопроводе
Нужно проверить давление и, в случае превышения над нормальными показателями, уменьшить его. Причинами бывают закрытые задвижки или увеличенные потери на трение.
Вращение насоса неверное
Возникновение ошибки при электрическом подключении. Необходимо поменять фазировку.
Чрезмерный шум при работе
Неполадки возникают в следующих случаях:
смещение муфты между насосом и двигателем — установить муфту заново;
неисправность подшипника — вышедший из строя подшипник нужно заменить;
поток рабочей жидкости чересчур большой — уменьшить поступление воды;
двигатель и насос на раме находятся на разных уровнях — отрегулировать прокладками;
обвязка касается насоса — отрегулировать её уровень, устранить касание насоса.
Сильная вибрация при работе
Причина неисправности вакуумного насоса бывает в следующем:
поток сервисной жидкости маловат или превышает нужный — настроить подачу воды;
утечка при всасывании – устранить протечки;
в напорном трубопроводе противодавление превышает норму — отрегулировать;
пониженное давление на всасывании — для повышения давления следует открыть антикавитационный клапан / повысить остаточное давление в клапане регулирования вакуума;
неправильно подключено электричество;
смещение муфты между двигателем и насосом — выставить муфту;
неисправность подшипника влечёт за собой лишний расход энергии — сменить подшипник;
большой расход сервисной жидкости -снизить поступление воды;
превышенное противодавление в напорном трубопроводе — нужно понизить его;
в насосе образовались отложения минералов – необходимо почистить насос.
Неисправности мембранного вакуумного насоса
Поломка: Недостаточное/ низкое вакуумирование
Решение 1: недостаточно масла, необходимо долить масло до рабочего уровня.
Решение 2: в насосе грязное масло, замените на новое.
Поломка: Забилось отверстие для залива масла
Что делать: прочистите заливное отверстие и промойте масляный фильтр
Неисправность: под оборудование лужа масла
Решение 1: у агрегата повреждена емкость для масла ей необходимо заменить на новую.
Решение 2: неплотно прилегает крышка масляной камеры, поменяйте прокладку и закрутите крышку.
Неисправность: брызгает масло при работе
Что делать: слишком много масла в камере. Слейте масло до требуемого уровня.
Проблема: очень высокое давление на всасывающем штуцере
Причина: проблема заключается в том, что неверно подобрано оборудование, Вам необходим более мощный вакуумный насос.
Насос плохо запускается
Причина в плохом начальном пуске оборудование таится в низкой температуре масла. Для работы его необходимо подогреть, а для этого в свою очередь либо включите и выключите насос несколько раз подряд либо предварительно разогрейте масло.
Видео о ремонте вакуумного насоса своими руками
Несмотря на простоту обнаружения проблем, технические специалисты не могут автоматически отслеживать и диагностировать их удаленно.
В сервисных центрах диагностику провести можно с помощью специальных анализаторов вакуумных насосов. Определяется хорошо работающий вакуумный насос, поломки фиксируются автоматически с помощью настраиваемых датчиков, передающих данные в программное обеспечение. С помощью этого выясняется причина неисправности вакуумного насоса.
Ремонт и устройство вакуумного насоса холодильщика
Вакуумный насос для заправки бытовых и торговых холодильников очень важный инструмент, так как одна из самых больших проблем любого мастера по ремонту холодильников это ВЛАГА. Именно влага создает большие проблемы при заправке, так как с понижением температуры понижается она и внутри газопроводов (трубопроводов) холодильной системы.
Фильтр-осушитель не всегда спасает!
Фильтр-осушитель полностью оправдывает свое название и в первую очередь служит для сушки, т. е. удалению влаги из системы. Специальное вещество в гранулах впитывает влагу, по принципу пакетиков в новых кроссовках, не позволяя ей замерзнуть в капиллярной трубке. Малейшее изменение геометрии внутреннего сечения капилляра приводит к нарушению работы всей системы, можно считать это частичным засором или временным засором, так как при оттайке он исчезает и проходимость становиться прежней, чего не скажешь о засорах на R134 в холодильниках Atlant
Признаки влаги в системе: Холодильник после разморозки начинает работать штатно, давление и температуры в норме, но как только на входе испарителя образуется достаточно низкая температура происходит обмерзание отверстия капилляра, достаточная чтобы удержать высокое давление, система встает. Начинает остывать выход конденсатора и перегревается его вход (начало у компрессора), т. е. типичное поведение при засоре. Если холодильник отключить, какое-то время он опять будет работать нормально.
Чем глубже вакуум, тем быстрее кипит вода и переходит в газообразное агрегатное состояние, которое мы откачиваем, но при 0.1 атм температура кипения воды уже 45 градусов и если температура в комнате или мастерской не как в бане, то ждать можно очень долго. Хороший вакуумник залог качественного ремонта и все бывалые мастера это знают.
Существует правило вакуумирования контура: качай 30 минут и не спеши!
Именно 30 минут по мнению конструкторов достаточно для того, чтобы создать настолько низкое давление, чтобы при комнатной температуре вся влага испарилась. Для усиления эффекта многие мастера после вакуума делают заправку любым хладагентом, который не жалко, потом делают повторный вакуум. По их мнению так влага удаляется еще лучше, а потраченные 30 минут можно выпить чаю и рассказать клиенту как нужно ухаживать за холодильником и почему NoFrost лучше (хуже) классической капли.
В нашем случае был ремонт вакуумного насоса присланного обратно нашим клиентом, к сожалению, это уже второй случай, но проблема на наш взгляд не в самом насосе, а в его хранение, так как у поставщика холодный склад и много лежалого товара. Мы сейчас ищем варианты и пока жалоб на них не было.
Данный насос разбирался впервые и конечно же я немного тупил, первым делом подумав на стартовый (пусковой) конденсатор, сняв его и измерив я получил около 130 МкФ, а по шильдику должно быть 100, допуск +-10% и явно он его проваливал. Поставив 100% исправный конденсатор, я не получил запуск, но в один момент насос стартовал, потом отказывался. Было решено полностью разобрать его и заодно узнать что же внутри.
Внутри насоса оказался интересный механизм, чем-то похожий на спиральный компрессор, состоящий из двух практически одинаковых ступеней, но проблема была не в нем, а в механизме старта.
Стартовый (пусковой) механизм вакуумного насоса состоит из механического узла, который замыкал или размыкал пусковую обмотку, за счет специальных грузиков на валу якоря электродвигателя.
Из-за нарушения норм хранения товара данный узел был сильно окислен, возможно это конечно же плохая гальваника и смазка товара, а может быть совокупность факторов. Смазка механизмов с грузиками решила проблему, даже на старом конденсаторе.
Прелесть этого вакуумника в его цене, так как любые именитые аналоги стоят в два три раза дороже, а ремонт занял бы несколько минут, если бы знать куда лесть изначально. Теперь Вы знаете и я буду верить в полезность передачи этих знаний Вам.
Делитесь своими знаниями, ведь если что-то входит, то должно выходить, так получается река с чистой водой (я про опыт и знания), а если входит и стоит, получается болото.
Ремонт насоса КО-503
Насос КО-503 используется на технике разного назначения (коммунальной и безвоздушной), для работы с давлением в емкостях (цистернах). Его задача — очищать хозяйственные предметы от накопившегося и осевшего ила, а канализации — от отходов в жидком виде. В состав любой техники модели КО-503 обязательно входит подобного рода оборудование — насос. Единственное ограничение — он не применяется при температуре больше минус 20 или больше плюс 40 градусов по Цельсию.
Как продлить срок использования оборудования и его деталей
Советы, приведенные ниже, помогут сократить время износа и самого насоса и всех его деталей. Это даст возможность сэкономить на ремонте и диагностике для выявления поломок насоса. Главное, чего следует придерживаться — следить за тем, чтобы смазка поступала в достаточном объеме.
Сколько масла необходимо насосу
Насос вакуумный КО-503 во время своей работы тратит примерно 120 гр. масла каждый час. Легко измерить нужное количество масла, если посчитать его объем в каплях, которые попадают в смазочную систему ежеминутно. Необходимо, чтобы поступало двенадцать капель масла ежеминутно. Если вы измерили расход масла, и он не соответствует тому, о чем написано выше, вам необходимо отрегулировать расход масла посредством специального винта на корпусе.
Важно вовремя сливать отработанное масло, т.к. любое забитое отработанными маслами оборудование перегревается, его мощность понижается, а сам насос быстро изнашивается. Применение отработанного масла в качестве новой смазки категорически запрещено. Перед тем, как заполнить бак свежим маслом, промойте маслобак. Предпочитаемая и хорошо себя зарекомендовавшая марка масла — компрессорное К-12 марки ГОСТ 10877-76.
Полезно знать, чтобы не переплачивать за гарантийный ремонт
Чтобы сохранить гарантию, перед монтажом насоса на технику, нужно разобрать трубопровод насоса, а затем промыть его. В противном случае, если в рамках выхода из строя насоса выяснится, что поломку спровоцировал инородный предмет из трубопровода, гарантийный ремонт придется оплачивать.
Последовательность действий при разборке насоса
Разбор насоса КО-503 производят, выполняя следующие действия:
- демонтаж защитного кожуха;
- демонтаж промежуточного подшипника;
- демонтаж шкива с ротора насоса;
- отворачиваем четыре болта, прикрепляющих насос к раме;
- с помощью грузоподъемников снимаем насос с рамы;
- отворачиваем болты крепления передней крышки насоса к корпусу;
- демонтаж передней крышки со штифтов;
- вворачивание равномерно двух болтов М10 в отверстия (стучать по крышке нельзя);
- в той же последовательности следует демонтировать заднюю крышку со штифтов и вытащить ее вместе с ротором из корпуса насоса;
- демонтаж крышки заднего подшипника;
- вынимаем ротор из задней крышки.
После описанного выше демонтажа, все запчасти нужно промыть в керосине (подойдет любая другая промывочная жидкость). Затем следует осмотреть их на предмет дефектов и, если возможно — устранить их. Если такой возможности нет — придется приобретать новые запчасти.
Сборка насоса КО-503
Чтобы собрать насос, следует действовать по той же схеме, только в обратном порядке. После сборки непременно необходимо проверить зазор между корпусом и цилиндром ротора. Сделать это удобнее всего сквозь окно нагнетания. Предел зазора должен быть не больше 0,3 мм и не меньше 0,2 мм. Измерить зазор можно инструментом под названием щуп из набора №2 ТУ2-034-225-87. Ротор насоса должен без усилий проворачиваться вручную.
Возможные неисправности и методы их устранения
Описание последствий отказов и повреждений
Возможные причины
Указания по устранению отказов и повреждений
Насос создает недостаточное разрежение — менее 0,08МПа (0,8кгс/см2)
Неплотное соединение трубопровода. Западание лопаток ротора насоса
Подтянуть соединения. Вынуть ротор, промыть пазы, лопатки и собрать насос
Отслоение внутреннего слоя всасывающего рукава трубо-провода
Установить спираль из проволоки диаметра 3 мм с наружным диаметром 65 мм по всей длине рукава или заменить рукав
Ослабли приводные ремни
Нагрев корпуса насоса свыше нормы (на 60С выше темпе-ратуры окружающего возду-ха)
Наполнить смазкой масляный бак
Загрязнение насоса вследствие попадания грязи через трубопровод
Разобрать насос, промыть детали, собрать насос. Очистить трубопровод от пыли и грязи
Загрязнение насоса снаружи
Износ подшипников ротора насоса.
Западание лопаток в пазах ротора.
На внутренней поверхности корпуса появились следы выбоин от лопаток глубиной до 2-х мм
Заменить подшипники.
Материал лопаток — текстолит ПТ-6 сорт ГОСТ 5-78.
Расточить внутренний диаметр корпуса насоса до 165+0,26мм. (измерительный инструмент — штангенциркуль ШЦ -II-250-0.05ГОСТ166-89).
Изготовить ремонтный комплект лопаток высотой 44,5-0,5 мм (измерительный инструмент штангенциркуль ШЦ -I-125-0.1-2ГОСТ166-89)
Падение производительности насоса
Износ лопаток ротора по длине или западание лопаток в пазах ротора
Заменить лопатки. При западании вынуть ротор, промыть пазы, лопатки и собрать насос