Как правильно выбрать домкрат

Как правильно выбрать домкрат

Как выбрать домкрат

Как правило, винтовой домкрат есть в штатной комплектации автомобиля, однако, бывает что родной подъемник со временем выходит из строя или теряется. Начинающие автолюбители иногда не в курсе, что домкрат находится в их автомобиле. Загляните в багажник, во все скрытые ниши, возможно найдет там штатный домкрат.

Если поиски не увенчались успехом, стоит задуматься над покупкой грузоподъемного устройства, которое пригодится каждому.

Домкраты делятся на три основных вида:

  1. Винтовые или ромбовидные — для легковых автомобилей и кроссоверов. — для внедорожников, грузового, пассажирского и специального транспорта. — для большинства типов транспортных средств. Используется стационарно, в автосервисе и СТО.

Винтовой домкрат

Подобрать винтовой домкрат очень просто: определитесь с грузоподъемностью, высотой подхвата и высотой подъема.

Данный тип устройств обладает грузоподъемностью от 1 до 2 тонн высотой подъема от 300 до 390 мм и высота подхвата от 80 до 120 мм.
В среднем, 1 тонный домкрат имеет высоту подъема 35 см — подходящий выбор для легковых автомобилей, 1,5 тонный с подъемом на 39 см предпочтительнее для минивенов и кроссоверов.

Винтовой или ромбовидный домкрат

  • Высота подъема: от 300 до 390 мм.
  • Высота подхвата: от 80 до 120 мм.
  • Грузоподъемность: от 1 до 2 тонн.
  • Вес: от 1,5 до 4 кг.

Обратите внимание на место для постановки подъемника, загляните под днище вашего авто. Лучше, чтобы выбираемая модель была оборудована резиновой защитной прокладкой, так уменьшается вероятность повредить кузов.

Гидравлический

Гидравлические или бутылочные домкраты бывают одно или двухштоковые. Благодаря своей высокой грузоподъемности от 2 до 50 тонн, используются для ремонта и обслуживания крупных внедорожников, грузового и коммерческого транспорта, строительной и сельскохозяйственной техники.

Еще одно преимущество гидравлического домкрата — это простота подъема. Не нужно долго крутить ручку, как в случае с винтовым, достаточно нескольких движений рычагом. Загляните в технический паспорт вашего автомобиля чтобы выяснить массу без нагрузки, допустимо чтобы грузоподъемность гидравлического домкрата была на 25% меньше этого значения.

Обратите внимание на дорожный просвет транспортного средства. Бывает так, что техника очень тяжелая с маленьким дорожный просветом, но требуется большая высота подъема, чтобы заменить колесо. Выручит телескопический или друхштоковый гидравлический домкрат. Например, двухступенчатый 4 т домкрат в сложенном состоянии даже ниже чем 2-х тонный одноштоковый. Высота подъема у двухштокового 4-х тонного домкрата выше, чем у одноштокового с такой же грузоподъемностью.

  • Высота подъема: от 330 до 515 мм.
  • Высота подхвата: от 145 до 335 мм.

Двухштоковый (двухплунжерный) бутылочный домкрат:

  • Высота подъема: от 350 до 570 мм.
  • Высота подхвата: от 125 до 235 мм.
  • Грузоподъемность: от 2 до 100 тонн.
  • Вес: от 2 до 75 кг.

Если домкрат нужен не только для замены колес, но и чтобы периодически работать под машиной, необходимо приобрести дополнительные поддерживающие устройства.

Подкатной

Обязательный атрибут любого автосервиса и шиномонтажа. По своей сути это гидравлический домкрат с более удобной подкатной платформой. Эксплуатировать приспособление как аварийное, перевозя в легковом автомобиле будет весьма затруднительно, поскольку это самый тяжелый и габаритный тип домкратов. Подойдет автолюбителям у которых есть гараж и которые занимаются обслуживанием собственного транспорта. Способны поднимать от 2 до 20 тонн, в зависимости от модели агрегата.

Выбор домкрата. Как выбирать, на что смотреть

Я много лет работаю в индустрии инструментов. Больше 10 лет езжу по миру, смотрю как, что и где делается, какие бывают заводы, технологии и так далее.
Часто вижу как люди выбирают инструмент, спрашивают друг у друга советы, как и что выбрать, кто чем пользовался и на что обратить внимание.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о домкратах.

Типы домкратов: механические, пневматические и гидравлические. И сегодня я рассмотрю тему гидравлических домкратов:

Гидравлические домкраты бывают разных типов и видов. Основные два вида, которые используются чаще всего — это подкатные и бутылочные.

Бутылочный домкрат — отличный способ поднять груз. Грузоподъемность таких домкратов как правило у разных фирм в стандарте идет от 2 до 50 т. Но есть и более мощные домкраты до 100 т и более.
При выборе такого домкрата надо обратить внимание на несколько вещей:
— технические характеристики — грузоподъемность и минимальная и максимальная высота подъема.
Если с грузоподъемностью все более менее ясно (главное не забывать, что погрешность может быть около 10% и брать надо с запасом), то с высотами надо быть внимательным. Очень часто у домкратов есть регулировочный винт. То есть, например, смотрим этикетку, видим гордую надпись 180 — 345 мм, то надо помнить, что поднять за раз с 180 до 345 не получится, так как есть регулировочный винт, который, как правило, выкручивается на 60-80 мм

Обязательно надо посмотреть, есть ли перепускной клапан на домкрате. По нашему ГОСТ Р (номер не помню), указано, что наличие перепускного клапана обязательно. И если на домкрате такого нет, то сертификат для него просто купили.
Перепускной клапан домкрата — клапан, который сбрасывает излишнее давление масла, если попытаться перегрузить домкрат. Таким образом, если грузподъемность 3 т, то она и должна быть 3 т, больше такой домкрат поднимать не должен.

Но на нашем рынке встречается товар, который не отвечает таким требованиям. Использование такого домкрата может быть опасно для здоровья. Если Вы попытаетесь поднять им вес более его грузподъемность, то случится может, что угодно, например масло выдавит через резинки и груз упадет, или погнется шток. Случаи бывали разные.

На перепускном клапане, как правило стоит пластиковая заглушка. И на нем написано «do not adjust». Что переводится как не регулировать. Этот клапан отрегулирован на заводе, и его регулировка может привести к поломке домкрата. На первой фотографии этот клапан расположен справа, от основного клапана.

Также при покупке стоит покачать домкрат и посмотреть на его гидроцилиндр. Заметили на нем сколы, потертости, царапины — проходим мимо. Поверхностные повреждения гидроцилиндра приводят к протечкам и поломкам.

Используют ли бутылочный домкрат для подъема автомобилей? Конечно, используют, но зачем тогда нужны подкатные. Ответ достаточно прост. У бутылочного домкрата достаточно маленькая опора. Из-за ее небольших размеров домкрат может быть не устойчивый. Плюс при подъеме автомобиля, он немного двигается и нагрузка на домкрат получается не вертикальная, а немного смещается. Подкатной домкрат при подъеме заезжает под автомобиль и нагрузка всегда идет вертикально.

Подкатные домкраты можно разделить на большие и маленькие. В английском языке их даже называют немного по разному. Floor Jack — «напольный домкрат» и Garage Jack — «гаражный домкрат». Чем же они отличаются? Ответ: весом самого домкрата, размерами домкрата, разными высотами подъема и подхвата.

Напольные домкраты — маленькие подкатные домкраты, которые являются самым популярным типом домкратов среди автолюбителей для личных нужд и домашнего использования. Из-за его доступности по цене и удобстве использования.

При выборе такого домкрата стоит обратить внимание на его характестики — грузоподъемность и высоты, а также вес самого домкрата.
Грузоподъемность как правило 2 т. Вес таких домкратов 5,5 — 6,5 кг. Это самые дешевые представители данного типа. Их высота как правило составляет 120-300 мм или 140-320 мм. Первый вариант самые дешевый. Но при использовании такого домкрата создается ощущение, что ему нуууу очень тяжело. И бывают такие казусы — 300 мм, не всегда получится оторвать колесо от земли. Второй вариант более интересен и универсален, а вес такого домкрата как правило 6 — 6,5 кг.

Конечно их часто покупают, они очень популярны, но я бы не рекомендовал. Нет запаса прочности, часто бывает, что реальная грузоподъемность 1,2 — 1,5 т, хотя заявлено 2 т.

Есть более качественные варианты. Их вес составляет 11-14 кг. Грузоподъемность бывает от 2 до 3 т.
Те, что 2 т, также бывают и в кейсах, 3 т поставляются только в коробках (во всяком случае в кейсе не встречал, если есть, то редкость). Как правило высота подъема около 380-420 мм, что намного лучше, чем 300 )))

Гаражные домкраты — это именно те домкраты, что мы привыкли называть подкатными. И то, что мы часто видим в шиномонтажах во всех уголках нашей страны.

Его характеристики это грузоподъёмность обычно 3-4 т и высота подъема и подхвата от 120-130 до 500 мм. Вес таких домкратов как правило от 30 до 40 кг. Надо понимать, что, как правило, чем тяжелее, тем лучше. Значит более толстый метал изделия, размеры домкрата, размер гидроцилиндра.

При выборе такого домкрата нужно учитывать бюджет покупки и обратить внимание на минимальную высоту подхвата.

Специально для любителей «пониже» придуманы низкопрофильные домкраты, с высотой подхвата 80-90 мм.

Ну и чтобы домкрат прослужил Вам долго. Не поленитесь прочитать инструкцию. Масло там как правило обычная «веретенка» или индустриальное масло марки И20 — тоже отлично работает. Также бывают детские болезни в домкрате, которые можно исправить быстро и на месте, без замены каких либо частей. Все это обычно описано в инструкции. Самая распространенная «поломка» — попадание воздуха в систему. Лечится быстро и просто. Открываем клапан (домкрат без нагрузки), вынимаем пробку гидроцилиндра, делаем несколько холостых качков ручкой, ставим пробку на место и вуаля, ремонт окончен.

Ну и напоследок о технике безопасности. Все производители как один в голос утверждают, что домкрат — это устройство для подъема груза, а не для его длительного удержания. Так что не пренебрегайте своей безопасностью, используйте страховочные подставки, ну или хотя бы подложите колесо, которое снимаете, или одеваете. Не залезайте под машину без серьезной страховки в виде опор.

Как выбрать автомобильный домкрат

Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 18 октября 2018 .
Категория: Автотехника.

Домкрат должен быть в каждом автомобиле, так как в пути может произойти все что угодно. Если в глуши спустило колесо или машина просела, то не всегда можно полагаться на сотовую связь и расторопность сервисной службы. Приходится засучить рукава и самостоятельно решать проблему.

Раньше автовладельцам был представлен ассортимент всего из нескольких моделей надежных домкратов, поэтому выбор осуществлялся очень быстро. Сегодня на рынке можно найти огромное количество самых разных агрегатов всех цветов и габаритов, но, качество некоторых приборов оставляет желать лучшего. Поэтому стоит принять во внимание несколько важных показателей и купить лучшую модель.

Высота

Существует два типа этого показателя:

  • Минимальная высота подъема (также ее часто называют высотой подхвата). Этот показатель означает расстояние от земли до порогов авто при спущенных колесах. Если это значение не превышает 15 см, то у машины слишком маленький клиренс, соответственно выбирать домкрат придется очень внимательно (лучше приобрести модель подкатного типа).
  • Максимальная высота подъема. В этом случае речь идет о том, до какого уровня домкрат сможет поднять авто. Как правило, 30-50 см с лихвой хватает для того, чтобы поменять пробитое колесо или подобраться к рулевой рейке.

Если нужно приподнять машину выше, то придется подготовить подставки или воспользоваться более габаритным и мощным реечным домкратом или пневматическим. Как правило, поднимать нужно внедорожники, которые вязнут в грязи. Однако, если приспособление даже способно удерживать авто на большой высоте, нужно быть уверенным в том, что прибор сможет выдержать вес транспортного средства.

Грузоподъемность

Это одна из важнейших характеристик автомобильных домкратов. Если подобрать изделие неправильно, то есть риск не только сломать его, но и повредить автотранспортное средство или даже нанести вред человеку, находящемуся под машиной.

Перед покупкой изделия нужно уточнить точный вес ТС и прибавить к этому значению 200 кг (в машине находится запаска и многие другие вещи, также возможно когда-нибудь придется перевозить в багажнике тяжелый груз). Исходя из типа машины стоит выбирать определенные изделия:

  • Для легковушек обычно выбирают домкраты (чаще всего ромбического типа), которые способны поднимать 1,5-2 тонны.
  • Для грузовика нужен агрегат мощнее, поэтому нужно ориентироваться на грузоподъемность от 15 до 30 тонн. При расчете нужного параметра стоит обратить внимание на вес машины и ее грузоподъемность. Например, если КамАЗ может перевозить до 14 тонн груза и сам весит 10 тонн, то домкрат должен выдерживать минимум 24 тонны.

Полезно! Чем выше грузоподъемность домкрата, тем он дороже, поэтому нет смысла переплачивать, если машина не способна перевозить много груза.

Также нужно учесть то, как именно устройство функционирует.

Привод домкрата

Существует несколько разновидностей подъемных механизмов в зависимости от принципа их действия.

Механические

Это самые «древние» модели с простейшим принципом действия: автовладелец надавливает на рычаг, а домкрат приподнимает машину. Изделия этого типа самые дешевые, но и самые тяжелые в использовании. Поэтому они подходят в качестве «экстренного» варианта, но для постоянного использования (например, для работы в гараже или автосервисе) их уже практически не используют.

Механические домкраты бывают:

  • Ромбические. Отличаются устойчивостью, так как нагрузка направляет прямо в центр прибора. Благодаря этому автомобиль не «гуляет» в поднятом состоянии. Однако такие изделия, как и любые другие механические работают по принципу «винт-гайка», поэтому использовать их очень муторно и рекомендуется только владельцам машин весом до 1,5 тонн.
  • Реечные. Отличают огромной грузоподъемностью, поэтому подойдут для внедорожника. Однако это очень габаритные и тяжелые агрегаты.

Гидравлические

Это самая популярная категория подъемных механизмов. Внешне может показаться, что такой домкрат похож на механический, но, в гидравлических моделях есть специальная жидкость, которая выталкивает плунжер (их может быть и два) с грузом. Это означает, что для того, чтобы понять авто придется прилагать намного меньше усилий.

Гидравлические приспособления бывают нескольких типов:

  • Бутылочные. Грузоподъемность таких моделей может доходить до 100 тонн (есть варианты и для легковушек, способные поднимать по 2 тонны). Из минусов таких изделий стоит отметить очень маленькую опору. Даже внешне такой домкрат выглядит не слишком устойчивым. Кроме этого в процессе подъема авто может немного смещаться в стороны, в этом случае на механизм будет оказываться не вертикальная, а горизонтальная нагрузка. Это нередко приводит к тому, что домкрат и вовсе наклоняется и «уходит» под машину.

Бутылочный домкрат

  • Подкатные (напольные). Это оптимальный выбор, так как в этом случае мы получаем компактный и легкий домкрат (обычно весит порядка 5 кг), который подойдет для авто с обычной или низкой «посадкой». Такие подъемные механизмы бывают большими и маленькими. Вторая категория пользуется наибольшей популярностью. При выборе маленьких домкратов нужно быть очень осторожным, так как их заявленная грузоподъемность не всегда совпадает с реальностью (если на упаковке заявлено 2 тонны, то вполне может оказаться, что устройство справляется только с 1,2-1,5 тоннами). Кроме этого они обычно способны приподнимать авто на 30 см, чего не всегда хватает для смены колеса. Поэтому стоит обратить внимание на более крупные гаражные домкраты с более «правдивой» грузоподъемностью и возможностью поднимать авто высоту до 50 см. Но, нужно быть готовым к тому, что весить такой агрегат будет порядка 30 кг или больше.

Подкатный домкрат

Пневматические

В таких моделях подъем груза происходит за счет сжатого воздуха (его получают из газовых баллонов, подключив агрегат к выхлопной трубе или благодаря специальным пневмосмесям). По мере наполнения камеры воздухом автомобиль плавно приподнимается (как на надувной подушке). Таким образом, автовладельцу или мастеру не нужно прилагать вообще никаких усилий. Однако стоят такие модели очень дорого, поэтому их чаще покупают строители, мастера сервисных автоцентров и те, кому часто приходится вытаскивать застрявшие в грязи внедорожники.

Пневматический домкрат

Также в продаже можно встретить электрические модели, работающие от блока питания. Обычно они не поднимают больше 2 тонн, отличаются высокой стоимостью и большим весом. Если речь идет о редком использовании, то покупать пневматический агрегат тоже нет смысла (только если вы не являетесь владельцем шиномонтажной мастерской). Оптимальным вариантом становится гидравлика. Однако и тут нужно держать ухо востро.

На что обратить внимание при выборе домкрата

Прежде всего нужно убедиться, что на приборе присутствует перепускной клапан. Он отвечает за сброс излишнего давления масла, в случае если домкрат сильно перегружается. Если такого клапана нет, то не удивительно, что он не справляется с заявленным в описании весом. Лучше такие изделия не покупать, так как, скорее всего, они были произведены в кустарных условиях.

Полезно! Если перепускной клапан отсутствует, то это может привести выдавливанию масла, прогибу штока и многому другому. В итоге можно сильно пострадать.

Обычно на перепускных клапанах присутствует надпись «do not adjust» (не регулировать). Это предупреждение означает, что клапан был отрегулирован на заводе, а самостоятельные поползновения «перепрошить» прибор приведут только к его поломке.

Не менее важно, чтобы изделие было выполнено из качественных материалов, которые надежно зафиксированы. Как правило, всем этим могут похвастаться только фирменные модели.

Какой домкрат лучше? — экспертиза ЗР

Лучший современный домкрат — это мобильный телефон: позвонил, пожаловался на проколотое колесо — и ждешь помощи. Однако старый добрый домкрат пока не стоит спешить выселять из багажника. Даже европейцу, проколовшему колесо в воскресенье на пути из Милана в Верону порой случается засучить рукава. А в России такой инструмент не может быть лишним по определению.

НАШ СОВЕТ

Как подбирать домкрат по высоте? Ведь он может понадобиться тогда, когда колесо спущено, и машина просела «ниже ватерлинии». Первым делом следует измерить расстояние от земли до порога или того места, где должен располагаться домкрат. При спущенном колесе он должен быть ниже на высоту профиля шины. Верхний предел высоты определяется типом автомобиля. У легковых машин ход подвески вниз от номинального положения не превышает 60–80 мм, а у внедорожников может быть более 150 мм.

По типу привода домкраты разделяют на ручные (механические или гидравлические), электрические и пневматические (их подключают к выхлопной трубе). Классифицировать можно и по конструкции исполнительных механизмов: ромбические и подкатные, бутылочные (винтовые и гидравлические) и реечные, рычажно-винтовые и типа «подушка».

Мы оценили плюсы и минусы недорогих домкратов разных типов — в нашей фотогалерее они расположены по алфавиту.

Примерная цена 990 руб.

Масса 2,1 кг

Ромбический домкрат, очень похожий на те, что прилагаются ко многим автомобилям. Заявленные высóты подхвата и подъема — соответственно 100 и 390 мм. Проверили: получилось 110 и 390 мм. Имеет удобный подхват с резиновым элементом. Возможности подъема по высоте подойдут почти любому легковому автомобилю, а вот для кроссоверов их может и не хватить.

Яркая краска держится не очень хорошо, особенно на нагруженных поверхностях, — со временем возникнет коррозия. Ходовой винт абсолютно сухой — его необходимо смазать! В целом недорогое работоспособное изделие.

Примерная цена 4950 руб.

Масса 4,05 кг

Электрический домкрат — игрушка относительно дорогая и при этом не очень «могучая». Шестеренки внутри редуктора пластмассовые, хотя об этом лучше не думать. Подъем «на верхний этаж» длится довольно долго, обычный механический домкрат справляется с задачей быстрее.

У этого домкрата высота подхвата — 112 мм, а высота подъема — 345 мм. В крайних положениях срабатывают встроенные микровыключатели, ­поэтому «выше крыши» домкрат не полезет. Предусмотрена маленькая съемная ручка аварийного опускания в случае поломки электропривода. Выглядит она как ключик от заводной игрушки.

По геометрическим размерам устройство пригодно для подавляющего большинства легковых автомобилей. В богатом варианте комплектации к нему добавлен еще и электрический гайковерт. Кстати, неплохой подарок автовладельцу с любым достатком. Только не забудьте сказать счастливому обладателю, чтобы смазал ходовой винт, ибо он совсем сухой.

Примерная цена 2100 руб.

Масса 4,08 кг

Заявленные высота подхвата и высота подъема — 170 мм и 420 мм соответственно. Не верьте: либо одно, либо другое! Дело в том, что у домкрата предусмотрен регулировочный винт, который выкручивается из штока на несколько сантиметров. Но это следует сделать до начала работы: повернуть винт, придавленный тяжелой машиной, невозможно. С закрученным винтом высота подъема составила около 390 мм. Если же выкрутить винт, то «выросший» домкрат может просто не подлезть под машину. Он сможет поднять популярные Логаны и Ларгусы, но только с накачанными шинами, а значит при проколе покрышки бесполезен. А под пороги Рио с Солярисом, даже с надутыми колесами, никак не входит.

Домкраты такого типа очень любят дачники — можно, например, покосившийся сарай приподнять. Но чаще всего их используют владельцы рамных внедорожников, подставляя не под пороги, а под раму или балку моста. Однако площадь опоры такого домкрата весьма скромная, на мягком грунте он скорее уйдет в землю, чем приподнимет автомобиль, — нужно возить с собой прочную опорную площадку.

Читайте также  Когда родился никола тесла

Примерная цена 1785 руб.

Масса 5,28 кг

Подкатные домкраты удобны в эксплуатации — неслучайно их любят шиномонтажники. Однако мы рассматриваем сейчас не профессиональные изделия, поэтому и выбрали этот домкратик, как самый маленький и легкий из всех подкатных. Ведь подразумевается, что его будут возить в багажнике, а не катать по полу автомастерской.

Претензии возникли сразу: изготовители «забыли» указать высоту подхвата и высоту подъема. Пришлось измерять самим — получилось 135 и 290 мм соответственно. Возможно, удастся оторвать от земли колесо невысокого автомобиля, но наш редакционный Ларгус так и не смог «задрать лапу».

Примерная цена 4000 руб.

Масса 9,84 кг

Еще один подкатной гидравлический домкрат, только более серьезный. Высота подхвата и высота подъема указаны: 135 и 385 мм соответственно. По нашим замерам, чуть меньше: 125 и 380 мм. Домкрат тяжеловат, чтобы возить его с собой в автомобиле. А вот в гараже ему самое место: поможет и при ремонте автомобиля, и при сезонной смене колес.

Примерная цена 880 руб.

Масса 2,65 кг

Недорогое изделие продавалось как домкрат для классической Нивы. Подхват и подъем померили сами — получилось 150 мм и 460 мм соответственно. В грязи такой домкрат вряд ли поможет: утонет. Зато на его верхней площадке закреплена резиновая подушка: она бережет краску и минимизирует возможное соскальзывание. Винт, как водится, нуждается в смазке, иначе счастье будет недолгим. Впрочем, для нас оно оказалось совсем недолгим: при попытке приподнять редакционный кроссовер Ford Kuga верхняя площадка позорно сложилась: запас прочности оказался «никаким».

Примерная цена 6000 руб.

Масса 2,5 кг

Надувные домкраты используют энергию выхлопных газов: надел шланг на выхлопную трубу — и вперед! При этом медленно надувающийся мешок можно разместить почти под любой частью днища машины, а высота подхвата определяется толщиной пустого мешка — несколько сантиметров. Обеспечивает высоту подъема примерно 460 мм. При этом есть одно но: предсказать траекторию поддомкрачиваемой машины довольно сложно.

Надувной домкрат можно использовать практически на любой поверхности: ровный асфальт ему не нужен. Удельное давление на грунт невелико. Во избежание механических повреждений мешок защищают сверху и снизу прилагаемыми ковриками. Такой домкрат не любит сильных морозов и соседства с раскаленными элементами выхлопной системы. Пользоваться им лучше вдвоем, потому что для подъема многих автомобилей давления выхлопных газов при минимальных оборотах двигателя недостаточно — кому-то надо нажимать на педаль газа. Между тем подъем автомобиля с сидящими внутри людьми запрещен — неувязочка. Если машина имеет две выхлопные трубы, придется приобрести переходник, собирающий выхлопные газы воедино. А на нестандартный фигурный патрубок шланг и вовсе не налезет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]