Cъемник шаровых опор своими руками: универсальная модель, съемник для ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, «Нива Шевроле»
Высоконагруженные детали стали практически расходными материалами, так как делать их с долговечным алмазным напылением нерационально. Конструктивно соединения выглядят как конусовидный палец, находящийся в полусфере. Последняя образована нейлоновыми или пластиковыми вкладышами.
Шаровые опоры (ШО) – ответственная часть подвески. Испытывая колоссальные нагрузки, деталь работает на износ, и периодически нуждается в замене. Тут частым помощником бывает съемник шаровых опор, своими руками который изготовить в гаражных условиях несложно. Конструкций много: из разнообразия инструментария выберите подходящий для вашего авто.
Зачем нужен съемник шаровых опор
ШО (водители короткого говорят – шаровая) – это подвижное соединение ступицы колеса к подвеске. Благодаря шаровому шарниру колесо перемещается в горизонтальной плоскости, меняет угол наклона. Такой тип соединений также встречается в рулевой трапеции автомобилей, других узлах.
Высоконагруженные детали стали практически расходными материалами, так как делать их с долговечным алмазным напылением нерационально. Конструктивно соединения выглядят как конусовидный палец, находящийся в полусфере. Последняя образована нейлоновыми или пластиковыми вкладышами.
Съемник шаровых опор самостоятельно
Посадочное гнездо пальца под воздействием окружающей среды загрязняется, коксуется. Соединение становится настолько жестким, тугим, что физическим усилием человека его не разъединить: автовладелец вынужден купить или сделать съемник шаровых своими руками. Второй вариант предпочтительнее: намного дешевле и, зачастую, надежнее.
Универсальный съемник шаровых опор своими руками: инструкция и материалы
Ремонтную принадлежность можно изготовить из трубы сечением до 50 мм (толщина стенок 2-4 мм), двух шайб под диаметр трубы. Также потребуется силовая шпилька под ключ с головкой на 24 или меньше и гайка.
Последовательность, в которой сооружают универсальный съемник шаровых опор своими руками:
- Отрежьте от трубы кусок 10 см.
- Приврите гайку к шайбе, а саму шайбу — к отрезку трубы.
- Сточите одну сторону болта (рабочего тела) под конус. Заведите в гайку.
- Теперь обратитесь к противоположной, нижней, стороне изделия: вырежьте в стенке трубы окно.
- Сделайте во второй шайбе пропил чуть больше размера опоры.
- Совместите пропил с окном, приварите шайбу к трубе.
Конструкция готова. Придайте ей эстетический вид: ошкурьте, окрасьте.
Самодельные винтовые съемники шаровых опор
На рынке инструментов винтовые съемные механизмы представлены в широком разнообразии. Стоят они недорого, но неоправданно платить за приспособление, которое пригодится раз или два. Поэтому вам нужно сначала разобраться с конструкцией будущего механизма, потом сделать чертежи съемника шаровых своими руками.
Винтовой разжимной
Эта самодельная конструкция подходит всем классическим «Жигулям» и «Ланосам». Съемник шаровых для ВАЗ 2110 своими руками изготавливают из подручных материалов.
- Найдите металлический прут с квадратным или 6-гранным сечением. Отрежьте от него 7-9 см. Заготовка по размерам должна подходить по ключ с головкой на 17 или 19.
- Сделайте сверлом внутреннюю полость, нарежьте в ней резьбу под рабочее тело – болт диаметром 8 мм.
- Закрутите силовой болт в подготовленное отверстие.
Самодельный съемник шаровых опор
Вы соорудили съемное устройство. Его действие можно продемонстрировать на примере демонтажа шаровых любых «Жигулей»:
- Ослабьте стопорную гайку.
- Установите изготовленный инструмент между пальцами ШО.
- Закручивая, уприте шпильку в палец.
- Возьмите два ключа: одним зафиксируйте самоделку, другим раскручивайте рабочее тело устройства (шпильку).
Действуйте до полного выхода пальца с прикипевшего места.
Винтовой Г-образный
Вам потребуются: молоток, тиски, болгарка, плашка. Приспособление делайте из металлического штыря диаметром 8-10 мм и длиной 16-18 см. Найдите пластину толщиной не меньше 0,5 см.
- Придайте пруту форму буквы «Г»: длинное плечо – 12 см, короткое – 6 см.
- На 12-сантиметровом отрезке нарежьте плашкой резьбу.
- Подберите гайку соответствующего размера.
- Из пластины подготовьте клин: сточите заготовку так, чтобы сбоку она выглядела как треугольник. Сделайте пропил под палец с тонкой стороны.
- С другой, утолщенной стороны, просверлите отверстие несколько большего диаметра, чем прут, для свободного хода детали.
- Наденьте клин на 12-сантиметровое плечо съемного устройства, накрутите гайку.
Винтовой съемник шаровых опор, изготовленный из уголка
Сооружая съемное устройство, воспользуйтесь режущими и сварочными инструментами, обычными автомобильными слесарными принадлежностями.
- Основой механизма послужит металлический уголок длиной 7-8 см с толщиной стенки полсантиметра. На одной стороне заготовки сделайте распил для крепления к проушине.
- Из кусочков металлических пластин вырежьте два треугольника. Чтобы усилить установку, приварите детали к торцевым частям уголка.
- Подберите гайку и шпильку, совпадающие по параметрам.
- Приварите к гайке проставки, прикрепите этот компонент к уголку: гайка должна оказаться напротив пропила.
- Вкрутите шпильку в гайку.
Как сделать съемник шаровых опор своими руками
Ремонтная принадлежность для отжима шаровых готова.
Рычажные съемники шаровых опор своими руками
В арсенале автослесарей множество съемных принадлежностей, в основе лежат рычаги.
Эти варианты, тяжелые и громоздкие, состоят из двух пластин (рычагов). Металлические полосы соединяются посередине болтом. Один из компонентов на оконечности сделайте в виде вилки: эту деталь заведите между проушиной и опорой. Второй элемент оказывается под пальцем.
Закручивая болт, вы сводите концы рычагов вместе. Но, не успев соединиться, они выполняют свое предназначение – выбивают закоксованный палец.
Самодельный съемник шаровых опор типа «клин»
Устройство не потребует денежных вложений, вам также не нужны слесарные навыки. Но без болгарки и сварочного аппарата соорудить несложный съемный механизм не получится.
Поступите следующим образом:
- Металлической пластине пол сантиметровой толщины и размером 3х4 см придайте форму клина: сточите одну сторону шлифмашинкой так, чтобы сбоку вы видели треугольник.
- С тонкого края пропилите окно: оно должно вдаваться вглубь пластины на 3 см.
- С противоположной от прорези стороны приварите металлический штырь.
У вас получилась скоба, которой можно действовать, рискуя, однако, повредить пыльники.
Съемник шаровых опор для автомобилей своими руками: порядок действий
Если, наехав на кочку, вы услышали посторонний стук и треск с правой или левой стороны подвески, шарнир сильно износился. При этом неприятном явлении также приходится прилагать больше усилий к рулевому колесу, чтобы пустить машину в поворот.
Опытные автослесари демонтируют ШО без съемника, но простому автовладельцу приходится пользоваться специальным устройством.
ВАЗ 2109
Неразборная шаровая «девятки» служит достаточно долго. Но ударная нагрузка с дороги ведет к износу узла: обычно это происходит на 50-60 тыс. км пробега. Съемник шаровых опор для ВАЗ 2109 своими руками можно сделать по типу «вилки»:
- В качестве основы для ремонтного приспособления возьмите металлический круг 14-16 см.
- Вырежьте в нем пропил большей ширины, чем палец.
- Раздвоенную форму обработайте методом ковки.
- Приварите посередине основы штырь для ударов молотком.
Винтовой съемник шаровых опор своими руками
Закалите приспособление, нагрев в горне, затем резко остудив в воде.
ВАЗ 2110
Шаровый шарнир «десятки» соединяет рычаг и поворотный кулак. Если после подозрительных стуков со стороны подвески начинается ранний износ автошин, наблюдается люфт колес – опору пора менять.
Заранее подготовьте съемник шаровых опор для ВАЗ 2110 своими руками:
- Возьмете два толстых металлических отрезка в качестве рычагов. Однако удобнее будет использовать вместо одной пластины старый рожковый ключ: это передняя часть изделия.
- В середину между полосами уложите втулку, как в бельевой прищепке.
- За втулкой просверлите в рычагах отверстия под шпильку.
Когда вы уложите рожковый ключ между проушиной и шаровой и начнете закручивать шпильку, концы рычагов будут стремиться к соединению, а палец демонтируется.
«Нива Шевроле»
Рассохшиеся и потерявшие эластичность пыльники становятся причиной быстрого выхода из строя шарнирных соединений автомобиля Niva Chevrolet.
Демонтировать и заменить деталь в «Ниве Шевроле» своими руками поможет съемник шаровых опор. Лучше всего сработают винтовые конструкции:
- разжимная;
- Г-образная;
- изготовленная из уголков.
Lanos
Для снятия рулевых наконечников и ШО этого автомобиля, а также «Рено Логан» и «Газели», можно сделать оригинальный съемник шаровых опор из неожиданного материала – проушины от старого гидравлического цилиндра.
Размеры детали: наружные габариты – 9,0х9,5 см, диаметр отверстия – 5 см. Подготовьте болт длиной 8 см.
Съемник шаровых опор своими руками: инструкция и материалы
Во время ремонта ходовой части любого авто возникает необходимость снятия рулевых тяг или шаровых опор. И в том, и в другом случае их наконечник имеет конусную форму, которая обеспечивает оптимальную посадку изделий в гнездо. В процессе эксплуатации они очень уплотняются, а если между ними попала влага, то на их стыках образуется коррозия. Она еще больше затрудняет разъединение этих деталей.
Для облечения ремонтных работ отличным вариантом будет съемник шаровых опор своими руками, который значительно упростит ремонт и поможет снять наконечник с небольшими усилиями.
Зачем нужен съемник шаровых опор?
Без него сложно провести демонтаж и выполнить ремонтные работы ходовой части машины, также съемник может понадобиться для разборки рулевых шарниров. Он может использоваться для шаровых опор разных диаметров. При выборе его конструкции опираются на технические характеристики конкретного авто.
Теоретически демонтаж шаровых опор может проводиться любым подручным инструментом, с применением кувалды или молотка, но такой ремонт относится к «стрессовым».
Если в автосервисе предлагают именно такие услуги, то следует хорошенько подумать, прежде чем соглашаться на них. Ведь после такого ремонта удар идет на элементы подвески, которая может быстро выйти из строя.
Как выглядит съемник
Всего бывает три вида съемников:
- рычажный;
- шаровой;
- клин (вилка совместно с молотком).
Они отличаются между собой внешним видом, но принцип действия у них одинаковый. Палец выкручивается из своего посадочного места с помощью молотка или же прокручивания гайки. Съемник устроен таким образом, что заполняет собой пространство между соединенными деталями и после его поворота можно услышать щелчок, свидетельствующий, что соединение ослабло и можно снять шаровую опору из ее посадочного места.
Съемник помогает провести демонтаж даже новичку авторемонтных работ.
Какой съемник лучше?
На видео можно увидеть несколько вариантов шаровых съемников, среди них наилучшим признан винтовой, но только он должен быть сделан качественно.
Его аналог в виде вилки является универсальным, так как он может использоваться не только для шаровых опор, помогает он и при съеме рулевых наконечников. Однако его работа может негативно повлиять на пыльники.
Бывают сложные случаи, когда приходиться работать со съемником и молотком в паре: вначале винтовым изделием распирают опоры, а затем нужно наносить удары кувалдой.
Схема самодельного съемника шаровых опор
Основными комплектующими винтового съемника являются:
- поворотный кулак (2);
- палец шарнира (1), который установлен в позицию 2;
- кронштейн съемника (3), он надевается прямо на кулак;
- винтовой упор (4) при прокручивании создает необходимое давление на позицию 1.
Такая конструкция выигрывает перед вилочной и рычажной моделью тем, что ее не только можно изготовить своими руками Также, при ее эксплуатации, создается равномерное давление на всю площадь шаровой опоры, что исключает повреждение узлов и их перекосы.
Единственным недостатком может выступать нехватка свободного места над крепежной гайкой, из-за чего такой съемник может не поместиться.
Материалы, которые понадобятся при изготовлении
Подойдут имеющиеся в мастерской инструменты и материалы, нужно будет найти:
- молоток и тиски для того чтобы загнуть прут в нужном направлении;
- плашка, используемая для резьбы;
- длинный стальной прут (15-17 см), в диаметре он может быть от 10 до 12 мм, его можно заменить подходящим болтом;
- дрель;
- гайка, по размеру она подбирается согласно используемого болта;
- пластина толщиной около 50 мм, выполненная из металла, размерами 2×8 см;
- сварочный аппарат;
- болгарка.
Пошаговая инструкция по изготовлению
Приспособление для съема шаровых опор довольно сложное, но если следовать пошаговой инструкции можно выполнить его самостоятельно:
- применив тиски и молоток необходимо согнуть прут или болт так, чтобы у него получилось одно плечо короче другого примерно в два раза (одна сторона – 5 см, а другая 10-12 см);
- на длинной части прута нарезать резьбу при помощи плашки;
- на металлической пластине вырезать отверстие, которое будет специально для пальца опоры;
- согнуть деталь в виде клина, чтобы ее можно было надеть на него;
- готовый клин надеть на прут и сверху закрутить гайку, но так, чтобы он мог передвигаться вдоль болта.
Готовое приспособление пригодно для экстренной и плановой замены шаровых опор на Жигулях и Ланосе, а также некоторых марок зарубежных производителей.
Изготовленный съемник не является универсальным и не может использоваться для разных узлов, но если в первый раз его удалось выполнить, то последующие варианты получатся гораздо легче.
15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.
Съемник шаровых опор своими руками: инструкция и материалы
При ремонте шасси любого автомобиля возникает необходимость снятия рулевых тяг или шаровых опор. В обоих случаях их наконечник имеет конусообразную форму, что гарантирует оптимальную посадку продукта в рукоятке. В процессе эксплуатации они становятся очень компактными, и если между ними просачивается влага, в их стыках образуется коррозия. Это еще больше затрудняет разделение этих частей.
Для облегчения ремонтных работ отличным вариантом станет съемник шаровых опор своими руками, который значительно упростит ремонт и поможет без особых усилий снять наконечник.
Зачем нужен съемник шаровых опор?
Без него сложно разобрать и отремонтировать ходовую часть автомобиля; съёмник также может понадобиться для разборки рулевых сочленений. Может использоваться для шаровых опор разного диаметра. При выборе его конструкции исходят из технических характеристик конкретной машины.
Теоретически разборку шаровых опор можно произвести любым подручным инструментом, с помощью кувалды или кувалды, но такой ремонт называют «стрессовым».
Если автосервис предлагает только такие услуги, вам следует хорошенько подумать, прежде чем принимать их. Ведь после такого ремонта удар идет по элементам подвески, которые могут быстро выйти из строя.
Как выглядит съемник
Всего существует три типа экстракторов:
- рычаг;
- мяч;
- клин (вилка вместе с молотком).
Они различаются по внешнему виду, но принцип действия у них одинаковый. Палец откручивается от гнезда с помощью молотка или сдвигания гайки. Съёмник сконструирован таким образом, что заполняет пространство между соединяемыми частями, и после его поворота слышен щелчок, который указывает на то, что соединение ослаблено и что шаровой шарнир можно вынуть из гнезда.
Съемник помогает провести разборку даже новичку в ремонте автомобилей.
Какой съемник лучше?
На видео можно увидеть несколько вариантов съемников шариков, среди которых шуруп признан лучшим, но только он должен быть выполнен качественно.
Его вилкообразный аналог универсален, так как может использоваться не только для шаровых опор, но и помогает при снятии рулевых наконечников. Однако его работа может негативно сказаться на пыльниках.
Бывают сложные случаи, когда приходится работать съемником и молотком попарно: сначала опоры расширяют шнековым изделием, затем нужно ударить кувалдой.
Схема самодельного съемника шаровых опор
Основными составными частями винтового экстрактора являются:
- кронштейн экстрактора (3), устанавливается непосредственно на пуансон;
- шарнирный штифт (1), который устанавливается в положение 2;
- винтовой упор (4) при повороте создает необходимое давление в положении 1.
- сустав (2);
Такая конструкция выигрывает у вилочно-рычажной модели, поскольку ее можно не только изготовить вручную, а во время работы создается равномерное давление по всей площади шарового шарнира, что исключает повреждение узлов и их перекосы.
Единственным недостатком может быть отсутствие свободного пространства над крепежной гайкой, что может сделать такой съемник непригодным.
Материалы, которые понадобятся при изготовлении
Инструменты и материалы, имеющиеся в лаборатории, подойдут, вам нужно будет найти:
- лист толщиной около 50 мм металлический размером 2 × 8 см;
- гайка, размер подбирается исходя из используемого болта;
- дрель;
- молоток и тиски для сгибания стержня в нужном направлении;
- сварочный аппарат;
- длинный стальной стержень (15-17 см), может иметь диаметр от 10 до 12 мм, заменяется специальным болтом;
- болгарский.
- штамп, используемый для нарезания резьбы;
Пошаговая инструкция по изготовлению
Устройство для снятия шаровых опор довольно сложное, но если следовать подробной инструкции, вы сможете собрать его самостоятельно:
- с помощью тисков и молотка необходимо согнуть стержень или болт так, чтобы одно плечо у него было примерно в два раза короче другого (одна сторона 5 см, а другая 10-12 см);
- на длинной части стержня с гайкой нарезать резьбу;
- вырежьте в металлической пластине отверстие, которое будет специально для опорного штифта;
- сложите клиновидную деталь, чтобы на нее можно было поставить;
- наденьте готовый клин на шток и затяните гайку сверху, но так, чтобы она могла двигаться по болту.
Готовое устройство подходит для аварийной и плановой замены шаровых опор на Жигулях и Ланосах, а также на некоторых марках зарубежных производителей.
Изготовленный экстрактор не универсален и не может использоваться для разных приводов, но если бы можно было запустить его впервые, следующие варианты были бы намного проще.