Ремонт зарядного устройства аккумуляторной дрели (шуруповерта)
Зарядное устройство у аккумуляторных дрелей и шуруповертов выходит из строя довольно часто. Ремонтировать их в мастерских нет смысла. Ремонт будет дороже нового зарядного устройства. А в некоторых случаях и сопоставим с ценой нового шуруповерта. Поэтому опишем в статье элементарную поломку, которую способен устранить любой пользователь при наличии минимума инструмента.
Ремонт зарядного устройства шуруповерта своими руками
Итак, имеем зарядное устройство. Оно не подает никаких признаков жизни:
Переворачиваем его. Откручиваем все винты:
Снимаем крышку. Видим еще два винта, которыми прикручена плата. Откручиваем и их:
Первым делом проверяем трансформатор. Тестером замеряем напряжение на его выходе:
Напряжения нет, как видно на фото. Прозванием сетевой кабель, чтобы исключить возможность его перелома. Проверяем тестером вторичную и первичную обмотки. Видим, что первичная обмотка в обрыве. Новый трансформатор стоит столько же, сколько и зарядное устройство. Отечественный аналог вдвое дешевле. Но не спешите покупать новую деталь. В импортных трансформаторах в первичной обмотке находится предохранитель. Удалите оболочку. Вот тут стоял предохранитель на 2А:
Отпаиваем его и проверяем. Повезло, он в обрыве. Берем любой подходящий по размеру и току предохранитель:
Припаиваем его на штатное место:
Изолируем его любыми подручными средствами. Удобнее всего использовать термоклей:
Пока не собрано зарядное устройство, проверяем его:
Собираем в обратной последовательности. Контрольная проверка:
Вместо того, чтобы паять предохранитель каждый раз, можно купить разъем под отечественный предохранитель, просверлить в корпусе отверстие и вывести его наружу. Тогда, в будущем, замена будет секундным делом, но ремонт зарядки шуруповёрта займет больше времени. Если устройство вам срочно не понадобится, как в нашем случае, то не торопитесь. Сделайте все один раз и навсегда. Ведь, если предохранитель запаян и снова сгорит, то придется повторить процедуру ремонта с самого начала.
Один комментарий на “ Ремонт зарядного устройства аккумуляторной дрели (шуруповерта) ”
предохранитель хорошо,но там стоит термо предохранитель на 130 градусов (написано на нем). В таком случае проще поставить перемычку.
Ремонт зарядного устройства шуруповерта
Электродрель порой незаменима. Она сверлит, крутит, шлифует и перемешивает. Однако при отсутствии розетки этот инструмент бесполезен. Теперь же получили широкое распространение беспроводные дрели, работающие от аккумулятора. Поэтому стал актуален ремонт зарядного устройства для шуруповерта. Сломавшись, оно перестает заряжать батарею либо портит ее, подавая ток несоответствующего напряжения и силы.
Конструкция и вероятные дефекты
Зарядное устройство (ЗУ) состоит из нескольких ключевых элементов. Каждый из них может выйти из строя, что приведет к поломке всей конструкции. Детали эти достаточно просты, найти им замену несложно – в магазине, аналогичном приборе или блоке питания. Однако нужно уточнить, что речь идет об аналоговом трансформаторном устройстве, а не об импульсном. Последние обычно надежнее, но практически неремонтопригодны при отсутствии нужных знаний. Хотя провода, предохранители или тумблеры легко заменимы и в них.
- компоненты электропроводки,
- предохранитель,
- тумблер,
- понижающий трансформатор,
- выпрямительный блок,
- фильтрующий конденсатор,
- выходные контакты,
- элементы управления (микросхема, стабилитрон, реле).
- разрыв, перегорание или замыкание кабеля питания;
- перегорание предохранителя;
- окисление либо обгорание контактов тумблера;
- замыкание трансформатора;
- пробой либо обрыв выпрямительных диодов;
- испарение электролита, пробой изоляции или обрыв конденсатора;
- обрыв, окисление либо обгорание контактов устройства на выходе;
- выход из строя элемента блока автоматического управления.
Подготовка и поиск неисправности
Перед разборкой зарядного устройства для шуруповерта, следует проверить его работоспособность мультиметром, замеряющим как напряжение, так и силу тока. Современные модели измеряют еще и сопротивление элементов цепи, а некоторые – емкость конденсаторов. Стоимость их порядка 500 р., продаются во многих магазинах. Присутствие тестера в хозяйстве человека с руками будет нелишним.
Для поиска повреждений и последующего ремонта понадобятся:
- мультиметр,
- двусторонняя отвертка,
- плоскогубцы,
- паяльник,
- флюс и припой,
- детали на замену.
Тест напряжения проводится просто – мультиметр включают на измерение напряжения в соответствующем диапазоне постоянного тока. В данном случае – до 20 или 50В, в зависимости от модели тестера и АКБ. А определяют контакты, которые нужно «щупать», по надписям на корпусе либо методом проб и ошибок. Следует учитывать, что показания прибора должны превышать номинальные значения, указанные на батарее, процентов на 10 – 15. И уж точно не должны быть ниже их. Если же они не дотягивают даже до номинальных цифр, скорее всего, «умер» какой-то диод либо конденсатор.
Разборка корпуса ЗУ, поиск дефекта и ремонт
Перед разборкой прибора его выключают из розетки и достают АКБ, если она вставлена. Винты выкручиваются крестовой либо плоской отверткой без каких-либо трудностей. Однако разъединять детали корпуса нужно так, чтобы не повредить провода, идущие на тумблер, выходные контакты и светодиод. После этого приступают к поиску повреждений в зарядном устройстве для шуруповерта и его ремонту.
- Осмотр «внутренностей» часто ускоряет и упрощает ремонт. Почерневшие элементы заметны, однако могут вызвать выход из строя других деталей. Хотя сгоревший предохранитель или оборвавшийся провод – явные причины поломки зарядника. Менять детали желательно на аналогичные, в том числе и провода.
- Для проверки целостности проводов их «прозванивают» мультиметром, включенным в режим измерения сопротивления. Первый щуп подключают к одному концу провода, второй – к другому. Если провод перегорел или оборвался, то показания на дисплее будут стремиться к бесконечности. Таким методом тестируют не только провода, но и тумблер. Ремонт выключателя заключается в его замене либо зачистке контактов, если он разборный.
- Тестирование трансформатора проще всего произвести, включив прибор в розетку, хоть это и опасно. Не касаясь оголенных контактов, следует замерить напряжение на выводах вторичной обмотки. Мультиметр при этом должен находиться в режиме замера напряжения переменного тока. Если показания тестера меньше номинальных значений устройства либо равны нулю, понижающий трансформатор подлежит замене. Перематывать обмотку нецелесообразно и трудновыполнимо.
- В случае, когда напряжение идет до выпрямительного блока, а затем исчезает либо становится меньше нужного, проблема в нем. Если этот участок заключен в литом корпусе, его заменяют аналогичной деталью, так как отремонтировать его невозможно. Отдельно стоящие диоды прозванивают, как провода. Причем полярность подключения щупов следует менять, делая замеры в обоих вариантах. В одном случае сопротивление должно быть минимальным, во втором – стремящимся к бесконечности. Иначе этот компонент схемы подлежит замене.
- Вздувшиеся конденсаторы обычно видны невооруженным взглядом. Однако без причины они вздуваются крайне редко. Проверяют их работоспособность, отпаяв одну из ножек и не путая полярность. Минус часто указан на корпусе конденсатора «птичкой». Замену производят аккуратно, не допуская перегрева детали паяльником.
- Дефект выходных контактов также определяется визуально, а устраняется путем зачистки мелкой наждачной бумагой.
В случае, когда подтверждена работоспособность всех элементов, но заряд не идет, проблема заключена в блоке автоматического управления. Его элементы заменяют, начиная со стабилитрона, который проверяется так же, как диод. Микросхему без специальных знаний не проверить, но можно заменить.
Обратите внимание: часто цена потраченного времени, нервов и запасных частей превышает стоимость ремонтируемого прибора. А если устройство не на гарантии, проблема не в предохранителе, следует задуматься о ремонте в мастерской либо замене аппарата.
Ремонт аккумулятора шуруповерта
Большинство шуруповертов работает на автономных источниках питания, что дает возможность использовать их без стационарной электрической сети. Поэтому важнейшей деталью шуруповерта является аккумуляторная батарея, которая через определенное время выходит из строя и перестает выполнять свои функции. Стоимость такой батареи сравнима с ценой самого инструмента, в связи с чем многие хозяева предпочитают сделать ремонт своими руками аккумулятора шуруповерта. Для выполнения этой задачи требуется знание устройства и принципа работы источника питания.
Автономные источники питания для электроинструмента
В состав аккумуляторной батареи, применяемой в шуруповертах, входит несколько элементов. Их внешний вид напоминает обычные батарейки, с той лишь разницей, что они могут неоднократно заряжаться. Стоимость аккумуляторных батарей зависит от количества циклов зарядки.
В зависимости от материалов, все аккумуляторы разделяются на несколько типов:
- Никель-кадмиевые. Чаще всего используются в различных моделях шуруповертов, поскольку их стоимость сравнительно невысокая. Однако, в связи с низким отдаваемым напряжением, количество циклов зарядки-разрядки тоже невысокое. Напряжение одного элемента составляет примерно 1,2 В, то есть для получения рабочего напряжения 12 вольт в батарею должно входить не менее 12 составляющих. Они могут храниться незаряженными в течение длительного времени и не поддаются влиянию перепадов температур. Тем не менее, необходимость частой зарядки батареи из-за уровня саморазряда, приводит к ее преждевременному выходу из строя.
- Литий-ионные. Обладают лучшими характеристиками. Напряжение одной батарейки составляет 3,6 В при высокой емкости заряда, то есть для нормальной работы инструмента их требуется всего четыре единицы. За счет этого вес шуруповерта существенно облегчается. Высокая стоимость компенсируется множеством достоинств: большим количеством циклов заряда-разряда, отсутствием так называемой памяти уровня заряда, низким саморазрядом и т.д.
- Никель-металл-гидридные. Применяются реже всего, поскольку в них сосредоточены недостатки обеих предыдущих моделей. То есть, качество у них, как у никель-кадмиевых, а цена – как у литий-ионных. При низких температурах вся батарея сразу же выходит из строя.
Неисправный аккумулятор возможно отремонтировать собственноручно. В таких случаях делается восстановление или полная замена батарейки. В некоторых случаях менять приходится все составляющие. Для быстрого восстановления работоспособности батареи в первую очередь нужно определить причину ее неисправности.
Как определить неисправность
Выйти из строя может один или сразу несколько элементов. Полностью неисправными они оказываются очень редко. Поэтому вероятность успешного выполнения ремонта достаточно высока. Для определения неисправной детали можно воспользоваться мультиметром и автомобильной лампочкой, мощность которой составляет примерно 20 ватт.
Вначале батарею от шуруповерта нужно зарядить в течение установленного времени, а затем в качестве нагрузки подключить к ней лампочку. В период ее свечения с помощью мультиметра выбираются элементы с наиболее низким напряжением. Как правило, именно они и являются причиной неисправности. Чтобы сделать более точный диагноз, они выпаиваются из батареи.
Все элементы спаяны между собой точечной сваркой соединительными пластинами. Они аккуратно отрываются бокорезами или с помощью другого аналогичного инструмента. После этого, на каждом из них мультиметром проверяется ток прямого замыкания, то есть щупами тестера замыкаются плюс и минус. Неисправный элемент будет выдавать значительно меньше тока.
В результате, из-за неисправности одного элемента, другие не смогут нормально заряжаться. Он создает своего рода сопротивление на пути тока и вся батарея не может зарядиться до нужного значения. Через определенное время постоянный низкий уровень заряда приведет к полному выходу ее из строя.
Ремонт зарядного устройства для шуруповерта
Выход из строя одного элемента происходит в основном из-за так называемого эффекта памяти. После каждой зарядки шуроповерта, емкость аккумулятора постепенно снижается и доходит до критической точки. Восстановление отдельно взятого аккумулятора позволит привести в рабочее состояние всю батарею.
Для восстановления аккумулятора можно воспользоваться разными способами, однако не все они дают положительный результат. Один из таких вариантов заключается в многократном цикле зарядок-разрядок. Отдельно взятый элемент полностью заряжается, а затем разряжается с помощью лампочки. Данная процедура повторяется до тех пор, пока емкость заряда, набираемая аккумулятором, не окажется достаточной для нормальной работы. Если восстановления не произошло, значит аккумулятор полностью вышел из строя и подлежит утилизации.
Иногда может помочь так называемая шоковая терапия. На элемент, признанный неисправным, вместо 1,2 В подаются полные 12 вольт. Риска никакого нет, поскольку аккумулятор и так должен был выбрасываться.
Некоторые мастера пытаются экспериментировать с никель-кадмиевыми элементами, укладывая их в морозильную камеру примерно на 1 час. Потом замороженный аккумулятор помещается в полиэтиленовый пакет и по нему нужно чем-либо постучать. В некоторых случаях батарейка на короткое время начинает работать. Если же неисправный аккумулятор восстановить не удалось, его необходимо заменить. Возможно использование исправных аккумуляторов из другой старой батареи.
Точечная сварка есть не в каждом доме, поэтому все соединения придется выполнять методом пайки. В качестве соединителей используются жестяные пластинки. По окончании работ места соединений протираются спиртом для удаления остатков флюса. Батарея собирается в корпус и ставится на зарядку. После того как она полностью зарядится, ее нужно так же полностью разрядить, чтобы выровнять элементы. Вновь заряженная батарея будет уже готова к использованию.
Ремонт зарядного устройства шуруповерта и других запчастей
Пожалуй, самым востребованным инструментом любого домашнего мастера является шуруповерт. Но это устройство, как и любое другое, иногда ломается. Если это случилось, то в некоторых случаях можно заменить шуруповерт на электрическую дрель. Но если работы при помощи дрели выполнить нельзя, то нужно нести шуруповерт в сервисный центр, чтобы мастера сделали ремонт устройства. Но на это может понадобиться много времени, а также денежных затрат. Поэтому есть смысл попытаться сделать ремонт шуруповерта самостоятельно.
Прежде, чем начать ремонтные работы, нужно познакомиться с конструкцией этого инструмента и определить элементы, которые потребуются, чтобы починить шуруповерт, среди них:
- зажимы;
- мультиметр;
- требуемая запчасть.
- наждачка.
Стандартная конструкция шуруповерта
Главным элементом является кнопка запуска, она выполняет ряд функций: включение электропитания и регулятора оборотов двигателя. Если зажать кнопку до упора, то цепочка питания электродвигателя замкнется, в результате обеспечивается максимальная мощность. Число оборотов в этом случае также будет максимальным. В устройстве находится электрический регулятор, состоящий из ШИМ генератора. Этот элемент находится на плате.
Контакт, размещенный на кнопке, будет перемещаться вдоль платы с учетом надавливания на кнопку. От расположения элемента зависит уровень подаваемого импульса на ключ. В роли ключа выступает полевой транзистор. Принцип работы будет таким: чем сильней нажимаете кнопку, тем выше значение импульса на транзисторе и тем больше напряжение на двигателе.
Реверс вращения двигателя происходит с помощью изменения полярности на клеммах. Этот процесс происходит при помощи контактов, которые переключаются с помощью реверсной ручки.
Как правило, в шуруповертах находятся коллекторные однофазные двигатели постоянного тока. Они довольно надежны, и их очень просто обслуживать. Стандартный шуруповерт состоит из таких элементов:
- корпус;
- щетки;
- якорь;
- магниты.
Редукторная система преобразует высокие вращения вала двигателя в обороты патрона. В шуруповертах используются классические или планетарные редукторы. Первые устанавливаются очень редко. Планетарные редукторы состоят из таких частей:
- солнечная шестерня;
- кольцевая шестерня;
- водило;
- сателлиты.
Солнечная шестерня работает с помощью вала якоря, ее зубцы активируют сателлиты, вращающих водило.
Специальный регулятор устанавливается, чтобы регулировать силу, с которой она подается к шурупу. Как правило, есть 15 положений регулировки.
Поломки электрической части
Основными признаками поломки запчастей в этом случае являются:
- невозможность регулировки количества оборотов;
- невозможность переключения в реверсный режим;
- поломка зарядного устройства;
- шуруповерт не включается.
Для начала нужно проверить аккумулятор инструмента. Если шуруповерта был установлен на зарядку, но это не дало результатов, то нужно подготовить мультиметр и попробовать при помощи его определить поломку.
Сперва необходимо померить величину напряжения аккумулятора. Эта величина обязана соответствовать примерно той, которая написана на корпусе. Если низкое напряжение, то нужно определить неисправную часть: зарядное устройство или аккумулятор. Для чего понадобится мультиметр. Это приспособление включаем в сеть, затем измеряем напряжение на клеммах на холостом ходу. Оно обязано быть на несколько вольт выше, чем указанное на конструкции. Если напряжения нет, то нужно делать ремонт зарядного устройства.
Ремонт зарядного устройства
Очень часто проблемой при работе с шуруповертом является быстрая разрядка аккумулятора. Причина или изношенность батареи, или неправильная работа зарядки. Расскажем подробней про ремонт зарядного устройства. Для примера будем использовать зарядку от БОШ AL 60DV – это устройство используется в паре с никель-кадмиевыми батареями.
Как правило, все зарядные устройства, как и большинство запчастей, не являются оригинальным, и изготавливаются они не в Германии или Швейцарии, а в Китае. Но ничего страшного здесь нет, качество обычно соответствует стандарту.
Разъем БОШ трех контактный: один управляющий разъем и два силовых.
Чаще всего появляется такая ситуация – аккумулятор установлен в зарядку – но процесс зарядки завершается буквально через несколько минут, причем аккумулятор разряжен, а зарядное устройство останавливается.
Чтобы понять проблему и найти неисправную запчасть, нужно разобрать зарядку. Откручиваем четыре шурупа внизу и открываем корпус. В корпусе, в одном отсеке расположен трансформатор переменного напряжения, а в другом – схема из выпрямителя с силовыми разъемами и управляющим чипом.
Затем включаем в сеть зарядное и меряем на трансформаторе силу тока – если все нормально, то приступаем к следующей процедуре.
Не нужно трогать чип управления и выпрямитель, они, вероятней всего, в порядке. Переходим к контактной группе – один управляющий контакт и два силовых. Чтобы определить, в чем может быть неисправность, нам необходимо померить силу тока на силовых клеммах при работе заряда. Для чего мы припаиваем ко всем контактам по тонкому проводу – что бы можно было помереть напряжение при работе зарядки.
Желательно в этой схеме использовать несколько цветов проводов и соответственно плюс и минус их припаять. Затем собираем зарядку и тестируем при помощи мультиметра силу тока на клеммах при заряде.
Если сила тока на приборе нестабильна и колеблется в диапазоне от 3-4 до 14-18 вольт. Причем если пошевелить батарею, то происходит пропадание контакта. Именно тут и находится причина – за время эксплуатации устройства – клеммы выгибаются и плохой контакт влечет нестабильную зарядку батареи шуруповерта.
То есть, ясно, что нестабильный контакт нарушает работу логики зарядки – в особенности третий контакт, управляющий, именно он отвечает за то, какая сила тока подается на клеммы. Его не получится замкнуть, так как внутри схемы любого аккумулятора находится терморезистор и его сопротивление изменяется с учетом температуры запчастей внутри аккумулятора. Именно так, он защищает батарею одновременно от перегрева и перезаряда. Но в этом случае есть выход. Мы опять разбираем зарядку, загибаем клеммы, дальше при помощи мультиметра смотрим за процессом зарядки – сила тока на клеммах будет потихоньку увеличиваться, а затем снижаться, причем лампочка индикатора на зарядке является дополнительным индикатором работы.
Скорость роста силы тока на клеммах указывает на еще один немаловажный фактор – износ аккумулятора. Если сила тока повышается очень быстро и доходит до 18-19 вольт, то аккумулятор в нормальном состоянии. Когда же батарея медленно принимает зарядку, то большая вероятность того что какая-то запчасть аккумулятора уже негодна и его нужно заменить.
Таким образом, после восстановления контакта между зарядным и аккумулятором мы видим нормальный процесс зарядки. Если посадочное место зарядки расшатано, то нужно зафиксировать батарею в необходимом положении при помощи изоленты. Провода, которые припаяли для индикации, советуем оставить при помощи их очень просто определить, какая запчасть неисправна аккумулятор или зарядка.
Ремонт аккумулятора
Если неисправна батарея, то надо разобрать блок, внимательно осмотреть все места на качество крепления проводов. Если поврежденных креплений нет, то необходимо измерить силу тока мультиметром на каждом элементе. Она обязана быть 0,8-1,1 вольт или выше. Если есть запчасть с меньшей силой тока, то ее необходимо заменить. Вид и емкость элемента непременно должны соответствовать установленным элементам.
Если зарядка и аккумулятор исправны, но шуруповерт все равно не работает, то нужно разобрать это приспособление. От клемм батареи выходит несколько проводов, необходимо взять мультиметр и померить силу тока на входе кнопки. Если она присутствует, то надо достать аккумулятор, при помощи зажимов закоротить от него провода. Мультиметр должен определить сопротивление, которое должно стремиться к нулю. В этом случае данная запчасть исправна, проблема состоит в щетках или других элементах. Если сопротивление другое, то кнопку надо будет поменять. Чтобы сделать ремонт кнопки, иногда достаточно почистить наждачкой контакты на клеммах. Также надо проверить и реверсную запчасть. Ремонт происходит с помощью чистки контактов.
Поломка механической части
Нужно проверить качество обмоток якоря, так как эту запчасть можно купить и заменить своими руками. Чтобы проверить якорь, нужно померить сопротивление на пластинках коллектора, находящихся рядом. Значение обязано стремиться к нулю. Если во время проверки найдены пластинки с сопротивлением отличным от нуля, то надо сделать ремонт запчасти якоря или поменять его.
Поломки механической части определяют таким образом:
- Шуруповерт сильно вибрирует при работе.
- Во время работы шуруповерт издает посторонние шумы.
- Шуруповерт включается, но работать им не получается из-за заклинивания.
- Бьет зажимной патрона.
Если во время работы шуруповерт издает посторонние шумы, то это обозначает, что износился подшипник или втулки. Чтобы это починить, нужно разобрать двигатель, затем проверить уровень износа втулки и целостность подшипника. Якорь обязан свободно крутиться, не должно быть каких-то перекосов или трений. Эти приспособления можно приобрести в магазине и заменить запчасть своими руками.
К самым частым неисправностям редукторной конструкции относятся следующие:
- излом штифта, где крепится сателлит;
- истирание шестерней;
- неисправность вала.
Во всех случаях надо поменять неисправную запчасть редуктора. Все описанные выше действия надо выполнять очень внимательно. Разборку шуруповерта необходимо делать в четкой последовательности, так как какие-то из запчастей могут быть потеряны. Сделать самостоятельный ремонт шуруповерта может каждый желающий, нужно только правильно определить поломанную запчасть.