Как отрегулировать карбюратор на бензопиле и когда это нужно делать? Пошаговая инструкция
Вне зависимости от производителя бензопилы, карбюратор имеет схожую конструкцию и в фирменных агрегатах, и в китайских репликах. Поэтому принцип регулировки карбюратора бензопилы примерно одинаков.
В инструкции по эксплуатации и обслуживанию бензопилы конкретной модели обычно раздел по регулировке краток: обращайтесь в ближайший сервисный центр. Но когда твоему инструменту несколько лет, вряд ли захочешь куда-то ехать. Лучше научиться производить эту операцию самостоятельно.
Когда требуется регулировка карбюратора?
В только приобретенной новой бензопиле регулировочные винты трогать не стоит, чтобы не сбить заводские настройки, обеспечивающие оптимальную подачу топлива и воздуха в камеру сгорания и, соответственно, указанные в паспорте значения оборотов при холостом ходе и под нагрузкой.
Обкатка бензопилы производится в том случае, когда это указано в инструкции. Если такого требования нет, все равно первые 3-4 часа работы не стоит использовать инструмент при максимальных нагрузках.
Признаки, когда имеет смысл произвести регулировочные операции:
- Тяжелый запуск ( раньше запускалась «с пол оборота»).
- Упала мощность (снизились обороты).
- Периодически «глохнет».
- Сильный выхлоп (неполное сгорание топлива).
Следует, перед тем, как грешить на неправильно установленные зазоры и крутить регулировочные винты, очистить карбюратор снаружи и проверить герметичность соединений. В некоторых моделях бензопил от вибрации раскручиваются винты, фиксирующие крышку или подающий патрубок, что приводит к подсосу воздуха через не предусмотренные конструкцией отверстия.
Какой в вашей бензопиле карбюратор?
Извлеченный из бензопилы и очищенный от нагара карбюратор выглядит примерно так в большинстве моделей. На рисунке четко видны обозначения регулировочных винтов.
Легко запомнить их обозначение:
- LA (в некоторых моделях Т) – регулировка холостого хода. Этот винт выведен наружу во всех бензопилах.
- L и H – регулировка положения рычажков коромысла (зазоров для подачи топлива), то есть, выбор оптимальных оборотов при нагрузке. В отдельных инструментах, особенно, недорогих, они наружу не выведены, но отверстия, чтобы к ним можно было подобраться без снятия крышки, как правило, оформлены трубочками из пластика. Винтом L регулируется поступление топливной смеси в двигатель при низких оборотах, винтом H – при высоких.
Владелец бензопилы специального наладочного стенда не имеет, а регулировку предпочитает производить, не разбирая агрегат или разбирая его минимально. Перед первой разборкой нужно обязательно изучить инструкцию по эксплуатации, особенно раздел, описывающий конструкцию и содержащий набор эскизов. Эта подготовка позволит не выполнять лишних работ по разборке-сборке.
Как самостоятельно отрегулировать обороты
Те, кто длительное время работает бензопилой, могут позволить себе регулировку по звуку работающего или запущенного на холостом ходе инструмента. Остальным рекомендуется обзавестись тахометром для более-менее точных настроек.
Головки настроечных винтов чаще всего под тонкую шлицевую отвертку, но могут быть сюрпризы: крест (винт холостого хода) или оригинальная форма под специальный инструмент (чтобы усложнить задачу пользователю и отправить его в сервисный центр).
В подавляющем большинстве привести бензопилу в нормальное состояние удается за счет поворотов винта LA вправо или влево, замеряя тахометром число оборотов вала. Стремиться нужно к тому значению, которое указано в паспорте для холостого хода, например, 3000 об/мин. Эта регулировка может потребоваться не один раз, если владелец периодически меняет марку бензина при заправке.
Если данная регулировка не помогла, и бензопила по-прежнему работает нестабильно, придется заняться винтами L и H.
Эта процедура состоит в следующем:
- При помощи отвертки полностью закрутить оба винта, до упора.
- Ослабить винты на два оборота, больше не стоит: полностью вынутый винт самостоятельно на место не вернуть.
- Запустить двигатель и дать ему поработать минут пять, чтобы прогрелся.
- При работающем двигателе медленно проворачивают винт L до достижения максимального числа оборотов, затем на четверть оборота прикручивают.
- Так же поступают с винтом H, фиксируя его в таком положении, когда показатель тахометра будет соответствовать указанным в паспорте на агрегат максимальным оборотам.
- Дальнейшая регулировка производится плавным вращением винта холостого хода (при необходимости) до тех пор, пока двигатель не заработает стабильно.
Производить настройки приходится на прогретом агрегате, а в некоторых моделях без снятия кожухов до винтов не добраться, поэтому при работе нужны внимательность и осторожность.
Контроль произведенной регулировки
После проведения настроек выключают бензопилу, дают ей остыть. Запускают инструмент. При правильной регулировке набор оборотов от заданных значений холостого хода до максимальных происходит быстро.
Необходимо замерить величину, чтобы убедиться: выдаваемые максимальные обороты не превышают значения, указанного в паспорте. Если обнаружено превышение, следует вернуться к винту H и ослабить его на пол оборота: при сверхнормативной частоте вращения процесс зажигания может быть нарушен.
Если набор оборотов замедлен, занимает до минуты или более, нужно отпустить винт L на четверть оборота.
После того, как бензопила проверена на холостом ходе, можно приступать к распилу.
Самостоятельная регулировка – не только экономия
Разумеется, каждый из производителей бензопил заинтересован в том, чтобы обслуживание производилось в собственных сервисных центрах: починим, заменим, дадим гарантию. Но если гарантийный срок истек или инструмент вышел из строя по вине владельца, услуги профессионалов будут стоить достаточно дорого. Иной, узнав стоимость ремонта, решает, что не намного дороже обойдется приобретение нового инструмента.
Но если человек привык именно к этой бензопиле за год-два работы с ней, расставаться жалко, даже когда забарахлила. Выход: самому научиться ухаживать за агрегатом, смазывать, чистить, вовремя менять фильтры и, конечно, регулировать карбюратор. После двух-трех успешных настроек владельцу и тахометр не потребуется – он будет на слух определять примерное количество оборотов.
Настройка карбюратора бензопилы. Или как не платить ремонтникам!
Владение бензопилой во многом облегчает жизнь даже любителю, а в некоторых профессиях этот инструмент фактически незаменим. Однако, как любое относительно сложное устройство, бензопила требует периодического обслуживания. Из-за несвоевременного или не самого качественного техобслуживания, а также в результате воздействия как плановых, так и чрезмерных нагрузок могут появляться разного рода неисправности. Для профессионалов перебои или нестабильная работа пилы снижает эффективность работы или может послужить причиной испорченного рабочего дня. Одной из довольно часто встречающихся неисправностей является неверная настройка карбюратора бензопилы, которая сбивается из-за неудачных попыток регулировки или смещения регулировочных винтов по иным причинам.
Симптомы неисправностей и поломки, при которых требуется настройка карбюратора.
О необходимости регулировки карбюратора свидетельствуют следующие признаки и неисправности:
- двигатель заводится с натугой и практически мгновенно глохнет;
- расход бензина чрезмерно большой, выхлоп слишком густой, горючая смесь в цилиндре полностью не сгорает;
- сбиты заводские настройки карбюратора бензопилы (вследствие вибраций либо неудачных попыток регулирования);
- неисправности воздухоочистительной системы, приведшие к попаданию частиц мусора в распределяющий топливную смесь механизм;
- значительный износ поршневой группы — настройка карбюратора в этом случае выступает в качестве временной меры.
Понятно, что при попадании грязи в топливную систему одной настройкой проблему не решить — нужна её промывка. В случае же изношенности поршневой требуется капитальный ремонт. Однако во всех этих случаях также проводится и настройка карбюратора.
Назначение, конструкция и принцип действия карбюратора.
Карбюратор нужен для подготовки топливовоздушной смеси для питания двигателя. Если пропорции в этой смеси неправильные, нарушается работа мотора. При несоблюдении пропорции в сторону увеличения количества топлива смесь называют перенасыщенной, если же топлива, наоборот, мало — бедной. На работе двигателя и то, и другое сказывается не лучшим образом.
В разных моделях бензопил карбюраторы отличаются по конструкции, однако по принципу действия они схожи. Поток воздуха с высокой скоростью перемещается по воздушному каналу. Заслонка, перекрывающая канал, позволяет менять скорость воздушной струи. Топливо через распылитель подаётся в канал, где смешивается с поступающим воздухом, образуя топливовоздушную смесь. Полученная смесь поступает в двигатель.
Давление в поплавковой камере, где перед смешиванием находится топливо, практически равняется атмосферному. Но в воздушном канале создаётся разрежение, благодаря чему горючее втягивается в поток воздуха. Чем больше открывается заслонка, тем быстрее движется воздух, и количество топлива также увеличивается — частота оборотов двигателя растёт. Так упрощённо можно представить принцип действия карбюратора.
Для эффективной, ровной работы инструмента, получения максимальной отдачи и при этом экономного потребления топлива требуется настройка карбюратора бензопилы. Перед регулировкой необходимо проверить топливный и воздушный фильтры — они должны быть чистыми. На большинстве бензопил настройка осуществляется тремя винтами: холостого хода, высоких оборотов, низких оборотов. О правильной настройке карбюратора свидетельствуют такие признаки:
- Цепь не движется на холостом ходу.
- Двигатель разгоняется плавно и быстро.
- Звук работающего мотора ровный, похож на звучание четырёхтактного двигателя.
К регулировке карбюратора нужно относиться со всей возможной аккуратностью, ведь ошибки в настройках могут привести к весьма серьёзным последствиям, вплоть до возникновения неисправности двигателя. Если нет стопроцентной уверенности в своих силах, необходимо обратиться в сервисный центр.
Регулировка карбюратора пилы Хускварна.
Для режима обкатки, чтобы детали получали смазку в достаточном количестве, настройка карбюратора бензопилы Хускварна сделана таким образом, чтобы максимальная частота оборотов была на 600–700 об/мин. ниже рабочей. Если нет возможности установить рабочую максимальную частоту по тахометру, менять предварительные настройки винтом H не стоит. Превышать значение максимального количества оборотов производителем запрещено. Если после завершения регулировки, при работе двигателя на холостых оборотах цепь пилы движется, следует поворотом винта T против часовой стрелки вынудить её полностью остановиться.
Для точной регулировки пила должна быть прогрета не менее 10 минут, установлена на ровную поверхность. Шина должна быть направлена в противоположную сторону от человека, проводящего настройку. На начальном этапе следует обнаружить наибольшее значение частоты холостого хода. Для этого винт L плавно поворачивают сначала слева направо, потом наоборот. Когда опытным путём найдены максимальные обороты, надлежит вывернуть винт L против часовой стрелки на значение от 1/8 до четверти полного оборота.
Холостой ход настраивается жиклёром, маркированным буквой T. Его необходимо поворачивать слева направо до тех пор, пока цепь не начнёт движение. Затем плавно подать в обратном направлении, пока вращение цепи не прекратится. Винт H считается установленным верно, если шум работы пилы при полном газе без нагрузки остаётся небольшим. Если выхлоп слишком дымный и пила сильно шумит — смесь слишком богатая. Нужно повернуть жиклёр H по часовой стрелке до установки правильного звучания. Как правильно настраивать карбюратор, можно посмотреть на видео ниже.
Бензопилы Партнёр и Штиль, их регулировки.
В бензопилах Штиль и Партнёр регулировочными винтами H и L выставляется пропорция воздуха и бензина в смеси. При ослаблении винтов смесь обогащается, повышаются обороты. Завинчивание приводит к обеднению смеси и, соответственно, понижению оборотов двигателя.
Настройка карбюратора бензопилы Партнёр на холостой ход осуществляется винтом T (Штиль маркирует эту регулировку буквами LA). Базовая наладка инструмента делается на заводе во время конечных испытаний. В большинстве случаев карбюратор отрегулирован на подачу чуть более обогащённой топливовоздушной смеси, чем оптимально-расчётная. Настройки, установленные заводом-изготовителем, обязательно нужно сохранить в первые несколько часов эксплуатации, в период обкатки. После этого может осуществляться более тонкая регулировка, хотя это не обязательно, пила будет нормально работать и на базовых настройках.
Для тонкого регулирования карбюратора требуется тахометр, кроме того, понадобится техническая документация, чтобы проводить работы в строгом соответствии с требованиями производителя. Лучшим решением будет доверить ювелирную настройку топливной аппаратуры специалистам.
Если всё же решено регулировать самостоятельно, начинать следует с винта L, после чего переходят к жиклёру H, после чего выставляют холостой ход путём вращения винта T (или LA — если это пила Штиль).
Плавным поворотом винта L в обоих направлениях ищется положение, при котором частота вращения на холостом ходу будет максимальной. После того, как эта точка найдена, требуется вывернуть винт L на 1/4 оборота. Если при этом цепь продолжает двигаться при работающем на холостых оборотах моторе, винт T (LA) медленно вывинчивается до момента остановки цепи.
После настройки винтом H максимальных оборотов значение их частоты проверяется по тахометру. Если частота вращения на максимуме не соответствуют значениям, которые указаны в документации, регулировки повторяют. Если на максимальных оборотах смесь оказывается слишком богатой, из глушителя идёт слишком много дыма, при бедной смеси пила издаёт визжащий звук и двигатель излишне греется. Регулировка заканчивается установкой холостого хода — правильным считают положение, если мотор работает ровно на минимуме оборотов и цепь при этом стоит. Установку холостого хода можно посмотреть на видео, представленному далее.
Настройка карбюратора китайской бензопилы
Практически у любой китайской бензопилы регулировки такие же, как и у фирменных аналогов. Присутствуют те же винты L, H и T. Иногда встречаются пилы, у которых подлежит регулированию только холостой ход. Однако, по отзывам владельцев и работников сервиса, далеко не у каждой бензопилы отрегулировать карбюратор удаётся без проблем. Даже у опытных ремонтников некоторые модели могут отнять приличное количество времени, прежде чем получится получить приемлемый результат.
Стандартным для карбюраторов «китайцев» считается позиция винта L, при которой он на полтора оборота ослаблен от полностью зажатого положения. Для винта H — один оборот от того же состояния. На многих видео винт L называют регулировкой качества смеси, а винт H — её количества. Холостой ход регулируется таким же образом, как описано выше, на прогретом двигателе.
Регулировка карбюратора бензопилы. Особенности настройки бензопил
Бензопила — инструмент, оснащенный двухтактным двигателем, для нормальной работы которого время от времени требуется регулировка карбюратора. Стандартная или заводская регулировка и настройка карбюратора бензопилы выполняется еще на производстве, в процессе сборки инструмента. Однако для стабильной работы и хорошей производительности необходимо отрегулировать карбюратор бензопилы и во время обкатки.
После процесса обкатки и во время него задача владельца в том, чтобы правильно настроить карбюратор для максимально эффективной, безопасной и долговечной работы двигателя бензопилы.
Регулировка карбюратора бензопилы своими руками — видео на примере пилы Хускварна:
Основные причины, требующие проведения регулировки карбюратора бензопилы:
- повысился расход бензина, устройство расходует слишком много масла;
- во время эксплуатации бензопила сильно нагревается, дымит, издает хлопки или взрывные звуки (такая неполадка — сигнал к тому, что нужно прочищать глушитель, продувать сапун, промывать жиклеры в ацетоне);
- двигатель перестал держать холостые обороты;
- бензопила начинает глохнуть через некоторое время после работы, в целом инструмент стал хуже работать — не так эффективно развивает мощность, не развивает максимальные обороты;
- бензопила сильно вибрирует при работе;
- отрегулировать карбюратор также необходимо, если ранее бензопила работала на некачественном топливе или на неправильно приготовленной топливной смеси.
Настройка карбюратора бензопилы:
Какой инструмент потребуется для регулировки карбюратора
Для настройки и регулировки карбюратора используются такие инструменты:
- тахометр (специальный прибор для настройки карбюратора, с его помощью владелец бензопилы может определить, какое у данной модели максимальное количество оборотов двигателя, а затем провести коррекцию согласно рекомендациям производителя);
- ключ регулировочный (специальный инструмент, который зачастую имеется только в сервисных центрах, не поставляется в комплекте к бензопилам, поскольку может быть использован неопытными пользователями, что приведет не к настройке, а к поломке бензопилы).
Обратите внимание: настройка и регулировка карбюратора бензопилы любой модели, а также его ремонт должны осуществляться только специалистами сервисного центра, пока инструмент находится на гарантии.
Самостоятельные попытки почистить карбюратор, выполнить промывку и устранить имеющиеся неисправности могут не дать необходимого результата.
Обзор инструментов для регулирования работы и ремонта карбюратора бензопилы:
Теория и принципы работы топливной системы, конструкция карбюратора
Принцип работы карбюратора
В различных моделях бензопил конструкционное устройство карбюратора может отличаться, однако принцип работы данной детали всегда одинаков: нагнетаемый поток воздуха продвигается в направлении воздушного (импульсного) канала, воздух регулируется воздушной заслонкой. Поступая в импульсный канал, воздух изменяет скорость. На изменение скорости влияет специальный клапан, который перекрывает отверстие впуска воздуха. В воздушный канал происходит подача топлива, которое смешивается с потоком воздуха. В результате образуется горючая топливно-воздушная смесь, которая затем поступает в двигатель и там сгорает.
Рисунок 1. Схема принципа работы карбюратора бензопилы
Рисунок 2. Карбюратор бензопилы Хускварна 137
Рисунок 3. Принцип работы топливной системы на примере карбюратора бензопилы с двухтактным двигателем
Основная задача карбюратора — непрерывное и качественное функционирование двигателя.
Составляющие части любого карбюратора это:
- алюминиевый корпус (цельный, литой);
- жиклеры или клапаны, которые регулируют количество топлива, поступающее в карбюратор;
- поплавковая камера;
- диффузор;
- распылитель.
На рисунке 1 можно ознакомиться с расположением ключевых узлов карбюратора, а на рисунке 2 увидеть внешний вид карбюратора бензопилы. Для правильной регулировки карбюратора владельцу бензопилы следует знать, по какому принципу работает эта деталь:
- когда запускается двигатель, открывается воздушная заслонка;
- из-за хода поршня внутри поплавковой камеры и в воздушном канале образуется разреженный воздух;
- далее масса воздуха всасывается через диффузор, где смешивается с топливом, также прошедшим через штуцер в поплавковую камеру, так возникает топливно-воздушная смесь, поступающая во впускные каналы;
- последний этап — попадание смеси в камеру сгорания двигателя.
Регулируя положение заслонки, владелец бензопилы может либо добавить воздуха в топливо, либо обеднить его — это означает, что топливная смесь будет поступать в камеру сгорания быстрее или медленнее. Регулировочные винты карбюратора используются для настройки оборотов двигателя. Над карбюратором устанавливается воздушный фильтр, который очищает воздух до попадания в воздушный канал.
Видео, в котором представлена таблица регулировка карбюратора бензопилы Хускварна:
Рисунок 4. Таблица пропорций масляно-топливной смеси для бензопил Хускварна
Карбюраторный узел дорогих и средних по стоимости бензопил сконструирован практически одинаково. Дешевые китайские бензопилы нередко отличаются от дорогих оригинальных моделей бензопил тем, что у них отсутствует ряд деталей в карбюраторном узле. Об особенностях регулировки карбюратора китайских бензопил можно будет прочитать далее в статье.
Пошаговая последовательность процесса регулировки
Прежде чем приступить к регулировке, запомните:
- регулировка проводится только «на горячую», то есть, двигатель нужно завести и прогреть в течение 10 минут;
- затем регулировочный винт проворачивают против часовой стрелки и останавливают цепь бензопилы;
- перед регулировкой бензопилу нужно положить на ровную поверхность, а пильную часть направить в сторону от владельца;
- для регулировки используют три винта с буквенными обозначениями, Н — настраивает верхние обороты, контролирует главный жиклер, L — регулирует работу жиклера холостого хода, настраивает низкие обороты, Т — настраивает холостой ход.
Регулировка карбюратора пошагово:
- винт L прокрутите слева направо, или справа налево, найдите предельное число оборотов двигателя, затем вернитесь на 1/4 оборота назад;
- такие же действия проделайте с винтом Н;
- бензопила должна поработать несколько секунд, с помощью тахометра определяют максимальные обороты двигателя — их показатель не должен превышать максимум, указанный в инструкции к бензопиле;
- если в режиме холостого хода цепь движется, проверните винт Т в направлении движения цепи до момента, пока цепь полностью не остановится (холостой ход всегда регулируется только винтом Т, который вращают справа налево — против часовой стрелки — до полной остановки цепи).
Если карбюратор отрегулирован правильно, двигатель будет быстро набирать обороты, звук двигателя будет четким и ритмичным, цепь не будет двигаться на холостом ходу.
Почему регулировка может быть неэффективной?
- ослаб резьбовой крепеж, через образовавшийся зазор проникает воздух;
- жиклеры засорились смолистыми отложениями, требуется промывка в ацетоне;
- не отрегулировано зажигание.
Особенности настройки китайских бензопил
Китайские бензопилы, в особенности новых моделей, могут иметь некоторые нюансы настройки карбюратора. Вот основные особенности:
- для регулировки карбюратора китайской бензопилы сначала требуется установить режим холостого хода так, чтобы цепь не перемещалась по шине;
- в режиме средних оборотов может появиться дымный выхлоп, его убирают поворотом винта бедной смеси;
- нельзя превышать максимальное количество оборотов двигателя бензопилы (применяйте тахометр);
- если вы отрегулировали карбюратор на китайской бензопиле правильно, при сбросе газа до минимума устройство не будет глохнуть, а также будет быстро развивать обороты.
Видео о регулировке карбюратора китайской бензопилы
Видео о регулировке и настройке карбюратора бензопилы
Отзывы владельцев
Гена, Смела:
Работаю обычной пилой-китайцем, с холодного пуска она у меня работает минут десять, потом начинает глохнуть. Свеча сухая. Проходит время, если полный газ нажать, пила заводится, и снова на 10 минут. В общем, менял я карбюратор в сервисе, и фильтры, и свечи, ничего не помогало. А помогло мне вот что: выставил зазор зажигания принтерным листком, сложенным втрое, а не щупом. Оказалась, вся проблема была в зажигании, а не в карбюраторе
Леонид, Полтава:
Хочу поделиться проблемой и ее решением, может быть кому-то будет интересно, кто сталкивался с такой же проблемой. Купил китайскую бензопилу, работает прекрасно, и заводится, и держит холостые. Когда пилу завожу, первые 30 минут работает нормально, после 20 минут идет нагрев и сильное повышение оборотов, потом глохнет и не заводится, пока не остынет. Решился вопрос просто, зависала игла карбюратора, это выяснилось после настройки в СЦ