Изготовление двусоставной формы из алебастра для литья свинцовых грузил.
Данный способ не мое изобретение, давно увидел где-то в интернете статейку, а недавно «поворошив» свой мозг, пошагово вспомнил процесс изготовления данной формы. Взял у ребенка маленький резиновый шарик (переговоры длились недолго; у нее их 9 было)))), который выполняет роль макета будущего грузила, разрезал его попалам так, чтобы получились две абсолютно симметричные полусферы, далее изготовил из картона маленькую коробочку, вот такую
Далее, помещаем одну полусферу внутри этой коробочки по центру (я посадил ее на клей-карандаш, чтоб не сдвинулась), получаем это
Разводим алебастр и заливаем внутрь коробочки так, что бы уровень алебастра был на 0.5 или 1 см. выше верхушки сферы. После высыхания алебастра вытаскиваем аккуратно получившуюся форму, получаем это (фото сделаны уже после изготовления формы, не знал получится или нет, отверстия под заливку свинца и желоба для выхода пара изготавливаются в самую последнюю очередь)
Далее на клей посадил вторую полусферу, что бы образовалась сфера (на одном фото она смещена для наглядности) получил это
alt=»Изготовление двусоставной формы из алебастра для литья свинцовых грузил.» width=»620″ height=»auto» />
На этой стадии сверлом на 10 проделал небольшие выемки по углам, которые будут выполнять роль направляющих во время соединения двух половинок формы (напоминаю что отверстие под заливку свинца и желоба под пар делаем в последнюю очередь), помещаем готовую форму обратно в коробочку сферой вверх, вот так
далее изготавливаем из картона 4 боковины и подгоняем по внутреннему размеру коробочки так, что бы они плотно входили между готовой формой и картонной коробочкой (нижнюю часть боковин делайте на конус, так проще вставить), как-то так
Мак попал случайно, коробка от рулета)))
Собираем бортики, а образовавшиеся щели заклеиваем скотчем, перед заливкой алебастром, я нанес ровный и не толстый слой крема для рук на контактирующую поверхность готовой формы с жидким алебастром , чтобы готовая форма не схватилась с заливаемой, далее разводим алебастр и заливаем.
Если что не так, то поправляйте, если что-то не понятно спрашивайте. Надеюсь, кому-нибудь пригодится.
Всем ни хвоста, ни чешуи!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как сделать гипсовую форму для изготовления однотипных изделий.
Сегодня я расскажу, как сделать форму из гипса для изготовления однотипных изделий. С ее помощью можно легко вылепить набор оригинальных пуговиц, бус для ожерелья или различных элементов для бижутерии. Очень хорошо выходят магниты на холодильник.
Что понадобиться для изготовления формы:
Обратите внимание на то, что на модели должны отсутствовать места с отрицательными углами. На рисунке схематично изображена модель в разрезе. Красным цветом обведены места, которые не дадут отделиться форме от модели, а при изготовлении изделий будут их рвать в момент извлечения из формы.
2. Гипс. Для формы подойдет любой гипс, купленный в строительном магазине. На крайний случай можно использовать белую финишную шпатлевку. От обычного гипса она отличается увеличенным временем застывания. Лучше всего, конечно же, использовать модельный гипс марки ГВВС-16. Из него получается более прочная форма.
3. Стаканчики для отмеривания гипса и воды, а также для размешивания смеси. В качестве мешалки подойдет ложка или палочка (например, ручка кисточки).
4. Кисточка. Желательно с длинным мягким ворсом (пони).
5. Пластилин. Вполне можно использовать детский. Хотя модельный пластилин лучше – он более эластичный и устойчивый. Вместо пластилина можно использовать сырую глину, подготовленную для лепки.
Итак, вы слепили модель пуговицы и теперь стоит вопрос об изготовлении мелкого тиража. Скажем нужно 5-10 одинаковых пуговиц. Приступим к изготовлению формы, которая поможет вам в решении этого вопроса.
Из пластилина на подложке вокруг модели лепим бортик, который называется опалубкой. Этот бортик будет удерживать жидкий гипс от растекания по столу и проливания на пол. Должна получиться герметичная ванночка. Опалубка должна быть значительно выше самой высокой точки модели, чтобы форма получилась цельной и обладала достаточной прочностью. Разница по высоте определяется размерами модели, чем больше модель занимает площади, тем выше должен быть бортик. Для креста на фотографии достаточно высоты бортика в 2 см.
Для нашей модели нам пришлось взять большой кусок белого пластика и с помощью пластилина еще и пол в ванночке выровнять с черной подложкой, чтобы на форме не было ступенек. В работе использовался деревянный стек, но можно обойтись и без него.
С помощью мерного стаканчика в емкость, в которой будем делать замес гипса, отливаем количество воды, которым можно заполнить примерно половину ванночки с формой.
Мы использовали в качестве мерки стаканчик из-под йогурта. Количество воды надо запомнить, оно пригодится на шаге 3.
Гипс разводится с водой в пропорции 1:1. С помощью мерки отмеряется такое же количество гипса, как и воды. Можно взять гипса чуть больше, это хорошо скажется на прочности формы. Мерка обязательно должна быть сухой, чтобы капли воды не попали в основную массу гипса (иначе могут получиться застывшие комки, которые потом будут мешать при заливке других форм). Гипс аккуратно, слегка постукивая по мерке, пересыпаем в емкость для замешивания. Особенно торопиться и суетиться не стоит, так как у нас есть время на то, чтобы хорошо промешать гипс.
Тщательно перемешиваем гипс с водой в течение 2-3 минут до образования однородной массы.
Берем кисточку в рабочую руку и начинаем выливать гипс в ванночку с моделью. При этом кисточкой активно разгоняем гипс по поверхности ванночки и модели. Лучше всего взять кисточкой несколько капель гипса и «прокрасить» ими поверхность модели. Чем активнее Вы будете работать кистью, тем меньше воздушных пузырей образуется на поверхности формы.
Когда уровень залитого гипса сровняется с верхней плоскостью модели, можно кисточкой загнать побольше гипса на модель и тщательно «прокрасить» ее поверхность. А затем уже заливать остатки гипса.
После того, как ванночка полностью заполнена гипсом, стоит еще раз тщательно «прокрасить» поверхность модели, опустив кисть прямо в гипс в ванночке.
Рекомендуется также слегка потряхивать форму. Можно постукивать пальцами снизу но пластине. Так из гипса выгоняются пузырьки воздуха, которые могут привести к образованию каверн и больших пор на рабочей поверхности формы.
И оставляем залитую форму на некоторое время. Гипс ГВВС-16 застывает (иногда еще говорят «встает») по истечении 30 минут. Строительные смеси могут застывать дольше. Можно определять твердость поверхности простым ощупыванием. Обычно форма готова к дальнейшей работе после того как она потеплеет – признак химической реакции связывания воды. Пока форма застывает нужно тщательно промыть кисточку от гипса, иначе застывший гипс выведет ее из строя.
После того как форма затвердеет можно снимать опалубку (бортик). Аккуратно и решительно отделяем бортик и складываем его в пакет для дальнейшего использования.
А теперь приступаем к отделению модели от формы. Если Вы планируете отлить несколько форм, то действовать нужно аккуратно, чтобы сохранить модель для дальнейших работ. На этом этапе можно будет определить, насколько легко будут выниматься из формы готовые изделия. Если модель была сделана правильно и с учетом рекомендаций, то процесс вынимания произойдет легко (у нас так и получилось, модель буквально сама выпала из формы – гипс при застывании нагревается и делает пластилин податливым).
Может получиться так, что модель отделится от подложки и застрянет в форме, а Вы планировали ее использовать еще. В этом случае можно воспользоваться куском пластилина, прилепляя его к модели и используя как ручку.
После извлечения модели ее нужно осмотреть. Повреждения и деформации на поверхности модели указывают на места формы, которые могут привести к дефектам готовых изделий. Можно исправить такие проблемные моменты на данном этапе (гипс еще не приобрел окончательной твердости и хрупкости), легкими движениями заглаживая поверхность формы с помощью твердого инструмента (например, деревянным стеком).
Теперь обработаем края формы, чтобы было удобно с ней работать. Нужно снять фаску с углов и подравнять боковые плоскости. Для этого можно использовать обычный нож.
Для очистки формы от остатков гипса, которые могут попасть на рабочую поверхность, затвердеть и портить потом изделия, и остатков пластилина модели форму надо промыть. Осторожно! Гипс еще достаточно мягкий и можно случайно повредить форму.
После промывка готовая форма выкладывается на сушку. Сушить форму нужно в теплом сухом месте в течение суток (может потребоваться больше времени, если форма большая).
Вот что у нас получилось.
В следующем мастер-классе я расскажу, как с помощью формы тиражировать изделия.
МК по изготовлению гипсовых отливок.
Картинок почти нет. Вместо них — кривые схемы. Вы меня извините, но диплом, зараза, свое берет, если обновлю — напишу тут красным шрифтом. Некоторые подсказки есть в предыдущих постах, начиная с «Березовых листьев в стекле».
Понимаю, что без них туго, но потерпите, потом станет понятно, а пока эта инфа сгодится для тех, кто хотябы что-то понимает в этом деле.
Материалы:
-пластилин
-гипс (любой — строительный, профессиональный, etc — какой найдете, тот и юзайте, потом сами разберетесь, что лучше)
-вода
-вазелин/растительное масло/машинное масло
-картон/картонная коробка/пластиковая емкость — то, что будет удобно в качестве внешней формы
-емкость для смешивания гипса — либо ненужное ведерко, либо половинка мячика — то, откуда легко будет удалить остатки гипса
-респиратор и латексные перчатки — для защины, по желанию (настоятельно рекомендую)
До написаннго: привожу пример изготавления плоской формы, т.е. рельефа, для объемных сделаю отдельный МК, но только тогда, когда сама этим займусь.
1. Берем пластилин и лепим то, что нам надо. В данном случае — рельеф. Единственное, что нужно здесь отметить: избегайте появления замков в форме, для пояснения вот картинка разреза рельефа:
замОк — выемка в рельефе, куда затечет гипс, а затем, при вынимании формы, либо оторвется сам, либо оторвет вместе с собою и пластилин, что приведет к полному или частичному разрушению формы. Т.е. все края должны быть заглажены, все боковые ребра должны быть перпендикулярны взгляду.
2. Берем внешнюю форму, на 1,5-2см шире рельефа. Высота зависит от толщины рельефа. Здесь такой момент: если гипсовая отливка нужна, чтобы затем отлить в ней фипсовый аналог изначального рельефа, то «припуски на швы» могут быть небольшими, а если мы хотим сразу получить форму для стекла, то толщина отливки выясняется экспериментальным путем — слишком тонкая форма потрещит, слишком толстая не прогреется и стекло в ней нерасплавится. Обычно около 1,5-2 см для тонких и 2-4 и более — для толстых.
Внешняя форма не должна иметь швов — все их следует заклеить скотчем и промазать пластилином, а то вытечет нафихххх.
Плотно устанавливаем пластилин на дне (прилепите так, чтобы не всплыл потом) и густо промазываем все маслом/вазелином — на ваш вкус.
3. Расстилаем защищающий интерьер кусок целлофана или газеты, или идем пакостить во двор на даче)))) На глаз берем кол-во воды, равно половине объема будущей формы, и такое же кол-во гипса или чуть больше. Т.е. пропорции вода:гипс — 1:>1 ( у разных гипсов по-разному). В налитую в ведерко воду аккуратно и быстро начинаем сыпать гипс так, будто просеиваем муку. Он начнет быстро погружаться в воду. Как только вы увидите, что из-под воды начинает расти нерастворимая гипсовая горка, перестаем сыпать и бросаемся обеими руками быстро-бысто перемешивать и разминать комочки — все до последнего!
3. Встряхиваем ведерко пару раз — на поверхность всплывут пузырьки, удаляем их рукой и медленно, но верно заливаем нашу форму. Тут же проходимся пальцами по пластилиновой форме, погруженной в гипс, чтобы удачить крупные пузыри. Затем несильно встряхиваем форму и мерно постукиваем по стенкам коробочки — все это нужно, чтобы удалить как можно больше воздуха из слепка.
4. Через какое-то время гипс уже начнет затворяться, т.е. застывать. Еще некоторое время спустя он затворится окончательно. Сигналом к этому станет его нагревание. Обычно именно в этот момент удаляют внешние картонки, переворачивают и достают пластилин. Тут важно поймать момент: слишком рано — повредите гипсовую форму, слишком поздно — расплавленный от нагрева гипса пластилин сильно повредится (вдруг вы намерены делать несколько слепков с него?), еще совсем поздно — все схватится нафиххх, пластилин остынет — и фигушки вы оттуда что-то вынете, разве что расковырять.
5. Итак, перед нами: извлеченная пластилиновая форма и ее гипсовый слепок. Проверьте следующее: иногда крупные пузырьки все же остаются на слепке, обнаружте их, разведите немного гипса и закройте их.
Теперь гипс надо медленно и долго сушить, пока не испарится вся вода, что входит в его состав. Для начала — денек на солнышке, а потом можно и в духовке с конвекцией, или в бане, или на печке. Сигналом к окончанию сушки будет характерный звон, издаваемый им при постукивании костяшками пальцев, а также приобретение белого цвета.
6. Теперь форму можно немного дошлифовать, подрезать, выточить какие-нить узоры и т.п. А далее — вам решать: либо вы уже именно эту форму будете юзать для моллирования и т.п., либо хотите ее доработать, ведь слепленная вначале пластилиновая штуковина не такая уж и ровная, иногда на ней остают ся следы пальцев и т.п.
Так что теперь пути расходятся — либо в песь со стеклом, либо мучения наши продолжаются в пункте 7 и далее
7. Сухую отшлифованную гипсовую форму, без замков и закрытыми пузырями и прочими дефектами, густо смазываем вазелином или маслом, или еще-чем-нить. Иногда повторно, т.к. гипс впитывает. Готовим гипсовый раствор, заливаем его в углубление, т.ак же трясем, так же ждем и извлекаем форму, идентичную пластилину. Сушим (до звона и хруста))))
8. Шлифуем, радуемся жизни, дорабатываем, дорезаем, не забываем об опасности замков и т.п.
9. Опять готовим внешнюю форму, прилепляем на дно наш окончательно ображенный объект и точно так же, как и раньше, заливаем его поверх гипсом. Только вот вынимать советую, когда гипс еще только начинает греться — в этот момент он еще немного хрупкий. Сушить, закрывать пузыри и т.п. — все так же.
10. И вот эта вот внешняя форма — окончательная, сама качественная, в ней-то и следует затем моллировать стекло, а обработанный аналог пластилиновой формы использовать для тиражирования — многократной отливки подобных форм.
Если суммировать вышесказанное, то вот этапы работы:
1. Пластилин
2. Пластилин в коробочке для отливки
3. Готовая отливка внешней формы
4. Отливка внутренней формы
5. Внутренняя форма (идентичная пластилину) и ее обработка (дорезка, шлифовка).
6. Обработанная гипсовая форма в коробочке для отливки.
7. Две готовые формы: внешняя — для тиражирования внутреннего слепка или для моллирования, внутреняя — для тиражирования внешней формы или тоже для моллирования, или для покраски и декора интерьера.
Надеюсь, это сделает описание чуть более понятным
Нашла две картинки)))) Оригинальный пластилин и его первая отливка. Желтым фломастером как раз отмечала пузыри для последующего закрытия.
Вот примерно так. Примечания:
— на самом деле я как правило останавливаюсь на 6 пункте, гемороиться дальше мне нет резона, но бывают ситуации, когда приходится
— все это применимо не только для стекла — в этой технике вы можете налить гипсовых рельефов для украшения интерьера, еще чего-нить
мое дело показать, а для чего — это вам решать
— меньше траблов возникает при использовании латекса, но это совсем другая песня, так что если надо — ищите ее слова на просторах сети, здесь пока МК обещать не могу
-гипсовае формы для моллирования — одноразовые, полностью разрушаются в печи; если добавить в них шликер (фарфор) или кварцевый песок, то их можно будет юзать многократно
Литье форм из жидкого силикона в домашних условиях
В прошлый раз я описывал разработку набора для фокуса «Растворимая ложка», в котором фигурировала форма из силикона.
Сегодня подробно распишу сам процесс литья таких форм из жидкого силикона на основе платины. Предупреждаю, под катом много фото!
Материалы и оборудование
Двухкомпонентный жидкий силикон
Какой именно и где я покупал жидкий силикон описал в прошлый раз.
Форма для отливки силикона
Форму мне изготавливали на заказ из алюминия, но для простых и домашних задач ее можно сделать своими руками из гипса. Этот процесс я еще не описывал, так что будет тема для очередного поста.
Вот пример гипсовой формы, которую делали сами в самом начале:
А это уже промышленная форма:
Емкость для замешивания
Лучше использовать прозрачные емкости с мерными рисками. Но чтобы не портить тару я взял флакон из под шампуня и обрезал верхушку. А так как флакон не прозрачный, понадобились дополнительные стадии для определения уровня наполнения. Но это мелочи.
Палочка для перемешивания
Силикон состоит из двух компонентов которые нужно смешать вместе в равных пропорциях. Для перемешивания отлично подходят китайские палочки для еды, которые можно прихватить по дороге домой в любом фастфуде с роллами.
Воронка
Как правило, формы для отливки имеют небольшое отверстие для заливки в них силикона. Поэтому пригодится воронка, изготовить которую можно из глянцевой бумаги, сверху зафиксировав скотчем.
Перчатки
При работе использовал обычные латексные перчатки. Но подойдут любые, лишь бы в них было удобно.
Обезжириватель
Форму, куда будет заливаться силикон, нужно очистить и обезжирить. В первые разы я этого не сделал и на форме оказались небольшие рытвины от твердого мусора, а в паре мест силикон довольно сильно прилип к форме.
Для очистки я использовал очиститель, купленный на строительном рынке. Фотку его забыл сделать, к сожалению. Но можно спирт или WB использовать.
Что еще может пригодится
Восковая смазка
У поставщика силикона продается специальная восковая смазка в виде спрея. Ее наносят на форму перед заливкой и это гарантирует легкое извлечение готовой силиконовой детали из формы. Но я пока обошелся без нее.
Вакуумная камера
Можно еще использовать центробежную или вакуумную камеры, чтобы удалять пузырьки воздуха из силикона. Но для моей цели это было не так критично, да и пузырьков почти не оказалось.
Процесс изготовления
Установка по уровню
Так как мои формы для отливки имеют форм-фактор ванночки, то их нужно установить горизонтально при помощи уровня. После замера я подложил под низкий край картонки и все готово.
Определение объема формы
Для начала нужно понять сколько понадобится силикона для изготовления конкретной формы. Проще всего использовать воду.
Заполняем форму водой и выливаем ее из формы в мерный стаканчик. В моем случае объем составил 130 мл. Вторая форма почти так же. Итого получилось 260 мл.
Теперь про емкость для замешивания силикона. По сути, нужен мерный стаканчик с двумя метками 130 мл и 260 мл, чтобы по очереди залить два компонента силикона.
Я вышел из положения так: взял одну из двух китайских палочек, поместил ее в емкость и залил внутрь 130 мл воды. В том месте, где оказалась грань между сухой палочкой и мокрой, прочертил линию. Затем добавил в емкость еще 130 мл и прочертил вторую риску.
Приготовление силиконовой смеси
Для приготовления силиконовой смеси нужно смешать два компонента жидкого силикона в равных пропорциях и тщательно перемешать.
Компонтент А
Компонент B:
Очень важно хорошо перемешать, иначе реакция произойдет не равномерно и часть силикона останется жидким и форма будет испорчена.
На все про все есть 15 минут, после силикон станет застывать и его невозможно будет вылить в форму.
Заливка силикона в форму
В первую форму медленно и в одну точку стал лить приготовленную силиконовую смесь. Важно лить в одну точку, чтобы силикон сам распространялся по форме и выгонял воздух. Если начать перемещать струю, то может образоваться полость с воздушным пузырьком, и из-за этого внутри силиконовой формы окажется либо дырка, либо пустое место.
Когда почти вся форма заполнилась силиконом, закрыл ее специально приготовленной крышкой с отверстиями. В одно из них вставил воронку и стал подливать в нее силикон. Вторая дырка нужна для выхода воздуха.
Важно отметить, что крышки нужно плотно прижимать к форме. Я делал это рукой, но было не очень удобно. На будущее изготовлю фиксаторы или защелки.
После того, как формы полностью заполнились силиконом, сверху поставил груз. В таком виде будет находится 24 часа для полного застывания.
Извлечение готовых силиконовых форм
Через сутки силиконовые формы готовы и их можно извлекать из оснастки. Для этого аккуратно плоским предметов (я использовал металлическую линейку) нужно поддеть с краю и медленно приподнять.
Если два компонента жидкого силикона были хорошо перемешены и после заливки прошло 24 часа, то изделие легко отстает от формы. А вот если плохо перемешать смесь, то местами она останется жидкая и деталь будет испорчена.
Дефекты и удаления излишек
Все таки образовались воздушные полости и теперь форма немного с браком. Для моей задачи это вообще не критично, но страдает товарный вид. В следующий раз это учту.
Между крышкой и формой существует небольшой зазор, силикон в него проникает и на форме остаются излишки. А еще в отверстиях для заливки тоже остается силикон и получаются наросты. Их легко удалить при помощи ножниц и канцелярского ножа.
Для чего могут еще пригодится формы из силикона
При выборе силикона для литья основным ограничителем является температура, поэтому заливать что-либо с температурой выше 120°C не получится. Конкретно в эти силиконовые формы будет заливаться галлий, металл с низкой температурой плавления (около 30 градусов), поэтому проблем не будет.