Устройство пожарной машины
Пожарные машины
Пожарные автомобили используются для доставки личного состава и средств тушения огня. На вооружении МЧС стоит несколько типов машин, но в городе чаще всего встречается техника, входящая в класс основных ПА. Независимо от типа, все пожарные машины имеют шасси, которое чаще всегда остается базовым от обычного автомобиля, и надстройку, включающую в себя кабину для боевого расчета, агрегаты для тушения пожара, емкости для ОТВ и отсеки для хранения инвентаря.
Комплектация
Основную кабину, как и шасси, под выполнение машиной спецзадач переделывают редко. Она остается от базового автомобиля. За ней же крепится кабина боевого расчета. Вместимость ее зависит от марки ПА, при этом количество сидений редко превышает 6 мест. Традиционные многоместные кабины делают двухсекционными. Сиденья сконструированы таким образом, что человек может сидеть в них в полном обмундировании, включая СИЗОД за спиной.
Устройство установки с насосом зависит от комплектации фронтальной части пожарной машины. В базовой версии (кабина плюс дополнительный ряд сидений) насос находится в днище кабинного блока. Это позволяет высвободить дополнительное пространство для рамы с функциональным оборудованием и пульта управления. Снаружи насосная установка защищена поддоном. Ряд сидений для боевого расчета при этом расположен в кабинном блоке за насосом. Он крепится при помощи двух пар амортизирующих элементов, расположенных на равном удалении от центральной оси этого блока. Такое крепление сидений для бойцов оправдано оптимизацией управления насосной установкой. При многоместных кабинах насос располагают в задней части кузова, при этом управление им осуществляется исключительно вне транспортного средства.
В кузовной части расположена цистерна для ОТВ. Она делится на две емкости: большая для воды и меньшая для пены. С ними запитан насос, который и подает ОТВ. Он получает энергию от двигателя через дополнительную трансмиссию, включающую в себя коробку отбора мощности и карданную передачу.
Как правило, в ПА используют насосы двух типов: вакуумный и центробежный. Первый обеспечивает засасывание воды из емкости цистерны или водоема (сети) и подает ее на центробежную установку. Там при помощи вращающихся лопастей создается давление для подачи ОТВ в шланги.
Вакуумная система представлена не только насосом, но и кранами, управляющими приводами и трубопроводами. Различают четыре типа вакуумных установок:
- струйные;
- шиберные;
- поршневые;
- водокольцевые.
Комплектация зависит от вида автомобиля. Управление системами осуществляется автоматически или вручную. С наиболее распространенными насосами ПН-40 работают газоструйные вакуумные установки. Они обеспечивают забор огнетушащих жидкостей в процессе работы насосной системы и восстанавливают водяной столб в случае его обрыва.
Дополнительная трансмиссия, которая обеспечивает передачу мощности к агрегатам системы, позволяет регулировать крутящий момент, передаваемый на элементы машины. В современных ПА используют четыре вида дополнительных трансмиссий:
- гидравлическую;
- электронную;
- механическую;
- комбинированного типа.
С системой насосов обычно запитана механическая трансмиссия. Сборка этой части зависит от марки автомобиля и от расположения насосной установки. Также от разновидности ПА зависит и комплектация коробкой отбора мощности: для ЗИЛа это чаще всего КОМ-68Б, а для УРАЛа – КОМ-Ц1А.
Чтобы насосное оборудование всегда было в рабочем состоянии, систему охлаждения двигателя дополняют теплообменником. Его задача – подогрев оборудования и воды в цистерне в холодное время года, а также охлаждение механизмов летом.
По периметру цистерны располагаются отделения для перевозки и хранения инвентаря и спасательного оборудования, используемого во время тушения возгораний и эвакуации людей. Основную часть составляют пожарные рукава и стволы. Отдельные виды автомобилей комплектуются лестницами.
Проблесковые маячки и фары
Особенностью всех ПА считается наличие электрооборудования. Сюда входят приборы сигнализации и освещения. Расположение электрооборудования приведено на примере автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131.
Все выключатели обычно размещают в кабине водителя. Для освещения объекта используется фара-прожектор, установленная на кронштейне по внешним углам кабины. Ее положение можно менять в горизонтальной и вертикальной плоскости. В задней части автомобиля расположена задняя фара, которая освещает насосное отделение при заборе воды из водоема. Ее положение также можно менять за счет кронштейна пенала. Мощность фар зависит от их типа – 41 или 27 Вт для ФТ1Б или ФТ304 соответственно.
На крыше ПА закреплены фонари, которые подают прерывистые сигналы синего цвета. Для освещения кабины и салона боевого расчета, отделения для насоса и отсеков с ПТВ используются плафоны ПК-201 с лампами 5.9 Вт. Активация ламп насосного отделения осуществляется при помощи кнопок на щитке этой секции. Он крепится на стенке с правой стороны. На нем расположены контрольные лампочки наполнения цистерны: четверть, половина и полная заправка. Здесь же находится и индикатор нагрева воды в системе охлаждения (срабатывает при температуре выше 115°С). Также предусмотрена отдельная лампочка, показывающая падение давления в системе смазки двигателя. На щиток вынесена и кнопка дистанционного запуска стартера.
Проблесковые маячки, передние и задние фары, прожектор, а также переключение управления лампами зоны ПТВ из кабины на насосный отсек активируются из кабины водителя.
Переоборудование
Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.
Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:
Как делают пожарные автомобили: основные этапы сборки
Производством автомобилей занимаются крупные и частные производители пожарной техники. Выбор шасси определяется заводом изготовителем или заказчиком, для условий где будет применяться пожарный автомобиль. Например в труднопроходимых местностях уместнее будет заказать авто на шасси УРАЛ, а для городской пожарной части на шасси КамАЗ. Современное производство пожарных автомобилей начинается с обычного листа металла.
Первый этап
Гибка деталей для пожарного автомобиля
Первый этап: для подготовки сборки и настройки, происходит шлифовка и гибка деталей на специальном оборудовании, некоторые элементы заготовок сразу дополнительно окрашиваются, согласно типовой технологии по сбору пожарного автомобиля. В конструкции будущих надстроек для автомобилей применяется только алюминий и стеклопластик. Данные материалы намного легче стали и не бояться влаги, а следовательно не подвержены коррозии. Плюс, что они легко поддаются резке с помощью лазера.
Пластиковые детали для обшивки салона автомобиля и кабины водителя так же изготавливают с применением полимеров, которые упрочняют сам пластик. Шторки отсеков изготавливают из алюминия со вставкой пластиковых и резиновых прокладок. Делается это для подвижности шторки и для защиты отсека от попадания воды внутрь. Каждый профиль для шторок нарезается определенного типа размера, ведь отсеки на автомобилях бывают разных видов. Процесс сборки комплекта шторных дверей на один пожарный автомобиль составляет до 4 рабочих дней. Далее изделие отправляется на хранение и ждет своего часа, для установки.
Второй этап
Склеивание пола надстройки пожарного автомобиля
Второй этап – это изготовление надстройки и монтирование пола для кабины расчета на лонжеронах и поперечных балках (раме). Крепиться все надежными болтовыми соединениями. Пол надстройки приклеивают. Клей применяется специальный для автомобилестроения. Процесс высыхания данного клея – сутки.
Листы укладываются и зажимаются специальными устройствами, снизу над настройкой стоит увлажнитель, так как для этого типа клея необходимо процентное содержание влаги и температуры окружающего воздуха. Все это необходимо для надежного и быстрого процесса склеивания.
Как правило срок автомобильного шасси составляет в среднем около 7 лет при интенсивной эксплуатации. Однако такая надстройка над ним, может служить намного дольше и стоит намного дешевле чем сварная кабина. Данная схема позволяет меньше вкладывать финансов и реже обновлять парк пожарных автомобилей целиком. Снимается надстройка со старого шасси и устанавливается на новое. Соединения с помощью клея, на практике хорошо себя зарекомендовали они намного надежнее болтовых, обеспечивают большую жесткость кузову.
Надстройка изготавливают как конструктор. Обустраивают поперечными и продольными стенками. Внутрь конструкции в центр устанавливают водобак. Материал водобака экологически чистый, допускаться возить в нем и питьевую воду, далее происходит установка выбранного насоса. Когда все элементы будущего пожарного автомобиля в сборе, достраиваются последние стенки. Далее вся настройка по технологическому процессу продвигается на следующий этап сборки.
Третий этап
Сборка надстройки пожарного автомобиля
На третьем этапе в готовый каркас устанавливают дополнительное оборудование, проводят электрику, и делают отсек для пожарного расчета. Стоит упомянуть, что все современные пожарные автомобили комплектуются специальными креслами, которые позволяют сидеть в нем в полном обмундировании, включая СИЗОД за спиной. В настоящее время, навесным оборудованием (например, лафетным стволом) на автомобиле управляют люди непосредственно из кабины с помощью автоматики.
Последний этап
Установка надстройки на шасси пожарного автомобиля
Последний этап сборки. Вся надстройка устанавливается на шасси, на заводе по сборке автомобилей данный этап сборки называют по своему «свадьба». Кстати кабина лишается задней стенки, и между надстройкой и кабиной монтируется магнитное соединение. Это позволяет объединить пространство кабины и отсека для расчета, но при этом оставляет возможность откинуть кабину для необходимого обслуживания автомобиля на ТО.
Плюсы современных пожарных автомобилей
- Шторные двери, которые открываются по нажатию кнопки вверх, не мешая передвигаться около автомобиля.
- Современные двери с лестницей, для удобства подъема и спуска пожарного расчета из кабины.
- Современные насосы повышенного давления.
- Дополнительное оборудование и управление им не выходя из автомобиля.
- Грамотно продуманные отсеки с откидной ступенью (с допустимой нагрузкой до 250 кг), поворотными полками в которых много места для ПТВ.
В заключение: для каждого производимого пожарного автомобиля составляется технологическая карта, с описание будущей комплектации и исполнения, так что перед сборкой надстройки, она уже забронирована за будущем владельцем под которого ее делают. На заводах в РФ объемы выпуска на момент написания статьи до 300 единиц.
Видео с производства
Пожарная машина – как она устроена
Одна секунда в чрезвычайной ситуации стоит куда больше, чем в повседневной рутине. Подрастают в цене и другие единицы измерения, если прибавить к ним слово «последний»: метр пожарного рукава, литр воздуха, шаг спасателя. За эти драгоценные капли жизни борются и бойцы пожарных расчетов, постоянно совершенствующие свое мастерство, и конструкторы пожарной техники, которым порой удается отыграть крупные партии метров, литров и секунд у стихии. Мы побывали в московской пожарной части номер 64, где начальник отдела комплектования и эксплуатации пожарной техники Геннадий Мякишев продемонстрировал нам пожарно-спасательный автомобиль «Поворот».
Высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль «Поворот» (сокращенно ПСА-П) был разработан и изготовлен на Варгашинском заводе противопожарного и специального оборудования на шасси IVECO-AMT Trakker 6339. Сказать по справедливости, от IVECO ему досталось всего ничего: кабина водителя да 380-сильный мотор. Задний мост специально разработанного шасси был сделан управляемым. При лавировании на скоростях до 40 км/ч задние колеса поворачиваются в противоположную сторону от передних с помощью гидравлических механизмов, придавая большой машине почти легковую маневренность. На более высокой скорости поворотный механизм блокируется, чтобы управляемость автомобиля оставалась предсказуемой.
«Полноуправляемое шасси и большой клиренс — отличительные черты ПСА-П и важное подспорье в движении по узким, заставленным машинами городским дворам, — поясняет Геннадий Мякишев. — Высокая посадка дает хорошую обзорность и возможность штурмовать высокие бордюры, подбираясь максимально близко к очагу возгорания».
Сиденья боевого расчета предназначены для транспортировки пожарных в полной боевой экипировке. Поэтому вместо спинок у них держатели для баллонов дыхательного аппарата. Складная конструкция упрощает бойцам выход из кабины. Для посадки и высадки боевого расчета кабина оборудована подножками с пневмоприводом.
Читайте также:
Важная особенность — система сенсорного управления пожарным насосом и задвижками водопенных коммуникаций. На автомобиле дополнительно установлен автономный дозирующий пенный насос Cameleon, позволяющий одновременно подавать из одной напорной линии воду, а из другой — водопенный раствор пенообразователя с концентрацией от 1 до 6%. Эта система автоматически дозирует пенообразователь в водопенном растворе в зависимости от расхода воды и типа горящего вещества.
Вода охлаждает большинство горючих веществ вплоть до температуры, недостаточной для поддержания горения. Слабый пенный раствор эффективен для тушения некоторых материалов, например дерева, потому что стекает медленнее, чем вода. Пышная пена, полученная с помощью пеногенератора, незаменима при тушении горючих жидкостей: она легче любой из них, поэтому остается на поверхности, препятствуя доступу кислорода, необходимого для горения. Наконец, пеной можно полностью заполнить небольшое помещение, вытеснив из него кислород. Система Cameleon помогает расходовать пену более эффективно: ведь запасы воды легко пополнить из гидранта или водоема, а пенообразователь можно лишь привезти с собой.
Драгоценные секунды помогает сэкономить пульт управления пожарным насосом, полностью продублированный в кабине водителя и насосном отсеке. На автоцистернах старого образца по прибытии на пожар бойцы должны были сначала бежать к насосу, чтобы заполнить его водой (насос содержится сухим во избежание замерзания), после чего возвращаться в кабину — включить коробку отбора мощности (насос работает от двигателя автомобиля), потом собрать рукавную линию, а затем отдавать команды водителю, чтобы тот управлял оборотами двигателя. Теперь все функции управления доступны как изнутри, так и снаружи автомобиля.
Пожарный насос на ПСА-П двухступенчатый, с электронным управлением. Единый сенсорный дисплей позволяет управлять всеми функциями: оборотами двигателя, подачей воды и пенообразователя в каждый из патрубков, забором воды из гидранта или открытого водоема. В случае неисправности система самодиагностики, как в современном автомобиле, выдаст код ошибки. Ступень низкого давления подает воду и пенообразователь на два выходных патрубка для подключения рукавных линий. Для подачи воды от ступени высокого давления ПСА оборудован одной высоконапорной катушкой длиной 90 м. Катушка имеет специальный ствол с пенным насадком. Расход воды у этого ствола небольшой, зато дальность действия благодаря высокому давлению внушительная. Сразу по прибытии на место пожара один боец может начать подавать воду в очаг возгорания, пока другие собирают рукавную линию.
Компоновка автомобиля позволяет вывозить большое количество спасательного оборудования. Наиболее заметное приобретение в этом списке — пожарный робот с дистанционным управлением, который выходит на передовую, когда рядом с очагом возгорания могут находиться взрывоопасные вещества.
Как устроены пожарные автоцистерны
Пожарные автоцистерны (АЦ) давно вошли в автомобильные парки пожарных подразделений. С каждым годом моделей АЦ становится все больше. Чтобы разобраться в них, необходимо знать историю развития автоцистерн, технические характеристики, базовые комплектации.
Пожарная автоцистерна
Это единица пожарной техники, которая осуществляет тушение возгорания путем подачи активного вещества.
Что это такое
Пожарная автоцистерна – машина, в конструкцию которой встроены пожарные насосы, цистерны, баки для хранения огнеупорных веществ и средства их подачи.
История автомобиля
В начале 20-го века пожарная цистерна производилась только на шасси отечественного изготовления. Впервые пожарная АЦ появилась в 1930-е на базе ЯГ-4 и ЯГ-10. Допустимый запас тушащего вещества составлял до 4 500 л, а боевой расчет – до 4 человек. Мощность двух встроенных двигателей – 63 кВт.
В последующие годы пожарный транспортный парк увеличивался. Технические характеристики АЦ совершенствовались. Появлялись автолестницы, автонасосы и т. д.
Послевоенное время характеризуется перевооружением пожарного оборудования. Модели ПМГ и ПМ3 получают закрытые кабины для водителей, насос ПН-25, усовершенствованные трансмиссии. Емкость цистерн достигала уже 2 000 литров, а мощность двигателей – 66 кВт.
В конце 1950-х появились новые уникальные модели: АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137. Они были оснащены дизельными двигателями, имели цистерны для воды объемом до 5 000 л при мощности двигателя 155 кВт.
Пожарная машина АЦ-40 с начала 70-х применялась практически везде: крупные и мелкие населенные пункты, войсковые части, аэродромы, морские порты и т. д. Она не боялась бездорожья и непогоды, что позволяло эксплуатировать ее в любых типах местности. Сейчас пожарный автомобиль АЦ-40 используется в качестве резервных единиц техники.
На современном этапе производство автоцистерн только прогрессирует. Большинство моделей изготавливаются на шасси ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, Урал, ГАЗ.
На заметку. В зависимости от предпочтений заказчика заводы могут конструировать АЦ на любом шасси грузовой машины.
Назначение
Автоцистерны предназначены для выполнения следующих задач:
- транспортировка до места возгорания средств тушения, пожарной бригады;
- пожаротушение посредством воды из встроенных цистерн или водоемов, пены из пенобака;
- проведение эвакуации, спасательных операций.
Классификация
Объем воды в пожарной машине. Цистерны для воды могут различаться вместимостью – от 0,8 до 9 м3. В связи с этим существует следующая классификация пожарных автоцистерн:
- Легкие (емкость цистерны до 2 м3);
- Средние (емкость цистерны до 4 м3);
- Тяжелые (емкость цистерны от 4 м3).
Устройство и комплектация
Конструкция автоцистерн позволяет выполнять основные функции пожарной техники при пожаротушении. Элементы сборочных приспособлений устанавливаются в кузовной части или на шасси.
Цистерны для воды
Изготавливаются из углеродистой стали. Внутри стенки выполнены из антикоррозионного покрытия. Некоторые АЦ дополнительно защищены анодной защитой. Чтобы при низкой температуре воздуха вода внутри не замерзала, емкости оборудуют автономными теплогенераторами. Иногда в роли обогревателя выступают электрические устройства.
Требования, предъявляемые к автоцистернам:
- Обязательно наличие люков для того, чтобы совершать осмотр и ремонт.
- Внутри цистерн помещают волноломы для уменьшения колебаний вещества.
- Наличие устройств предотвращения повышения давления при заполнении емкости.
Справка. На АЦ на шасси ГАЗ чаще всего автоцистерны в поперечном сечении имеют эллиптическую форму. Это позволяет эффективно организовать заполнение ширины шасси и снизить центр массы машины.
Баки для пенообразователя
Занимают не более 6% от емкости цистерны. Обычно их вместимость не превышает 1 м3. Все элементы конструкции (трубопроводы, арматура и т. д.) изготовлены из нержавеющих материалов.
Пролив пены в пенобаке при движении транспорта должен быть исключен еще при конструировании автомобиля не заводе-изготовителе.
Новые модели автоцистерн имеют баки квадратной формы в поперечном сечении.
Пожарные насосы
В середине XX столетия на АЦ устанавливали центробежные насосы ПН-40УВ. Это были качественные и надежные устройства, которые не ограничивали подачу огнегасящего вещества при пожаротушениях.
Современные пожарные насосы сыграли большую роль в совершенствовании тактических возможностей автоцистерн. Теперь пожаротушение осуществляется комбинированными насосами, что существенно сокращает затраченное время. Также существуют автоцистерны, насосы которых работают от водопровода.
АЦ с лестницами
На рынке пожарной техники появилось особое оборудование, которое объединяет функции пожарных цистерн и автолестниц. Оно называется автоцистерна пожарная с лестницей.
Автолестница используется в следующих целях при пожаротушении:
- подъем спасателей на высокие этажи;
- эвакуация пострадавших в случаях, когда использование традиционных методов эвакуации невозможно;
- доставка средств пожаротушения на высокие этажи;
- пункт наблюдения за процессом развития пожара;
- место определения осветительных приборов, прожекторов;
- транспортировка разрушенных конструкций при разборе завалов.
Функционирование
АЦ пожарный автомобиль используется для тушения возгорания путем подачи огнеупорного вещества из внутренних цистерн и баков хранения.
Автоцистерны размещают на небольшой дистанции от объекта возгорания. Функциональные особенности следующие:
- подача воды по лафетным стволам из цистерн или внешних водоисточников на очаг возгорания;
- перекачка с другими АЦ при слишком большой дистанции от места воспламенения до водоисточника;
- подача воздушно-механической пены в пеносмеситель из пенобака или цистерны.
Для функционирования всех элементов системы автоцистерны она должна находиться под постоянным электрическим напряжением в 24 В.
Температура при эксплуатации автоцистерн в норме от –45 до +40 °C. Допустимо использовать АР-2 по бездорожью и при непогоде.
Технические характеристики
При выборе автоцистерн, которые должны вступить в эксплуатацию в конкретном пожарном подразделении, упор делается на их технические способности и характеристики.
Модель | Места для боевого расчета | Вместимость цистерн, л | Вместимость баков, л | Работа насоса, л/с | Скорость подачи, км/ч |
АЦ 0,8-4/400(432732) | 7 | 800 | 50 | 4 | 90 |
АЦ 0,8-4(5301ФБ) ПМ-541 | 7 | 800 | 50 | 40/4 | 65 |
АЦ-1,0-40/4(C41R13)27845F – «Тайга» | 6 | 1000 | 60 | 40 | 90 |
АЦ-СПК-1,0-40 NATISK (C42R33)-3ПА Спецавтотехника | 7 | 1000 | 60 | 25 | 80 |
АЦ-40 (131) | 7 | 2400 | 170 | 40 | 80 |
Область применения
Пожарные автоцистерны (ПА) особенно необходимы при возгораниях на крупных промышленных объектах, жилых зданиях и хозяйственных помещениях.
Наиболее эффективно АЦ используются в районах, где вблизи очага возгорания нет водоисточника. ПА работает до того момента, пока в цистернах для воды или баках для пены не закончится активное вещество.
Способы использования
Пожарные автоцистерны применяют для:
- транспортировки пожарной бригады, ПТВ и т. д.;
- проведения магистральных рукавных линий;
- подачи огнетушащего средства в очаг возгорания через ручные стволы;
- осуществления спасательных операций;
- освещения участка работ ночью.
АЦ выполняют роль как самостоятельных единиц пожарной техники, так и насосных станций при «перекачке» вещества.
Базовые автомобили
Базовые модели конструируются на основе КамАЗ, Урал, ЗИЛ, так как эти автомобили имеют повышенную проходимость. Затем завод-изготовитель добавляет в машину другие устройства и детали для пожаротушения.
Устройсто АЦ может быть самым простым (цистерна для воды и рукава подачи вещества) или более сложным (цистерна для воды, баки для пенообразователя, лестница, коленчатый подъемник, лафетный ствол, электрооборудование и т. п.)
Особенности подключения к гидранту
Установка АЦ на водоисточник (гидрант или водоем) начинается только после приказа командира пожарной операции «Автоцистерну на гидрант ставь». После этого сигнала возможно подключение рукавов к гидранту.
На заметку. Если АЦ устанавливается на открытый водоисточник (например, озеро), то существует другой принцип действий, где забор жидкости и установка АЦ начинается только после команды «Автоцистерну на водоем ставь».
АЦ устанавливают на гидрат следующими методами:
- Одномоментное подключение рукавов.
- Подключение на параллельные всасывающие магистрали.
- Смешанное подключение к всасывающему и напорному рукаву.
Нормативно-правовые требования
Согласно ГОСТ 25478, АЦ должна проходить систематические техосмотры и ремонты, так как это напрямую влияет на безопасность движения на дорогах.
Порядок выполнения ремонтных работ соблюдается в соответствии со всеми требованиями, а используемые материалы и устройства соответствуют стандартам и имеют сертификаты качества.
К эксплуатации на местах боевых действий допускаются только те АЦ, которые полностью соответствуют стандартам, имеют все необходимые документы и исправны в функциональном плане.
Внимание! На все АЦ должна быть нанесена маркировка, которая является носителем информации о перевозимом веществе и способах эксплуатации транспортного средства. Найти расшифровку и купить сами знаки маркировки можно в интернете.
Выводы
Пожарные автоцистерны при пожаротушениях незаменимы. Эта техника эффективно справляется с задачами доставки ПТВ и боевого расчета к месту происшествия, осуществления пожаротушения и выполнения спасательных операций.
Установка и эксплуатация автоцистерн строго регулируются законом, любое отклонение от нормы пресекается.
С каждым годом конструкции АЦ только улучшаются, добавляются новые механизмы, совершенствуются возможности, что положительно сказывается на процессе пожаротушения.