Автоинвертор – что это такое
Розетка 220В в автомобиле, к которой можно напрямую подключать обычные бытовые приборы – полезная опция, уже давно переставшая удивлять окружающих. Первыми удобство устройства, позволяющего трансформировать (инвертировать) переменный ток из постоянных 12В автомобильной АКБ – оценили джиперы, и таксисты, вынужденные часто подзаряжать навигаторы, телефоны, фонари и рации. Сейчас разнокалиберные преобразователи тока, собранные на базе импульсных контроллеров, продаются повсеместно, но не все автолюбители ими пользуются. Давайте разберем, что такое автомобильный инвертор, как работает и для чего нужен этот прибор, а главное – как выбирать подходящий, если захотите его купить?
Принципы работы
Современный автомобильный инвертор – это приспособление, преобразующее постоянный ток в аккумуляторе авто в переменный. Чтобы преобразовать «постоянные» 12 вольт в автомобиле – в переменное напряжение, пригодное для работы обычного бытового оборудования, инвертор генерирует гармонические колебания с искусственной амплитудой и частотой с показателями, соответствующими обычной электросети напряжения в квартире – 220 вольт, 50 герц.
Автомобильный автоинвертор
Автоинвертор позволяет подключить обычные бытовые электроприборы к бортовой сети автомобиля
По конструкции устройства бывают низкочастотными (трансформаторы) и высокочастотными (транзисторными на ШИМ контроллерах). В авто в основном используют высокочастотные компактные приборы малой и средней мощности, способные работать от напряжения 12V (для легкового) и 24V (для грузового) автомобиля. Важная характеристика переменного тока, который выдает инвертор — форма выходного сигнала. Она не зависит от мощности и бывает «приближенной к правильному синусу» (так называемой «квадратной» синусоидой в форме меандра со ступенькой), или чистой – «правильной» формы, в виде плавно переходящей синусоиды. Недорогие устройства выдают первый вариант, вызывающий преждевременный отказ асинхронных электродвигателей, трансформаторов и других индукционных приборов.
Мощность и нагрузка
Каждый автомобильный инвертор имеет два показателя мощности – Вольт-Ампер (ВА) и Ватт (Вт) полную мощность прибора вы узнаете, перемножив значение тока на значение напряжения. Для автоинверторов характерны три режима – номинальный, пусковой и спящий. В первом случае – подключенный прибор будет работать длительно, без резких скачков потребляемой мощности. Во втором – потребитель будет тянуть в 2–3 раза больше энергии, но кратковременно.
Защита от перегрузки и охлаждение
Как любой современный прибор, автомобильный инвертор имеет встроенный блок защиты от КЗ и перегрузки. У недорогих девайсов малой мощности это обычный плавкий предохранитель. Более сложные и дорогие устройства – снабжаются двойными и тройными видами защиты – от перегрузки, перегрева, неправильной полярности при подключении, скачка напряжения вверх и падения ниже порога. Многие – несут на себе индикаторы состояния, показывающие, что именно «не так» в работе. Хороший инвертор должен быть рассчитан на отключение при снижении входного напряжения до того, как его значение опустится на 10,5 В, потому, что для АКБ, питающего устройство, это уже глубокий разряд, который может просто «убить» аккумулятор.
Если вы выбираете небольшой недорогой инвертор для прикуривателя – в него нельзя будет подключать емкие потребители. Иначе – защищать от перегрузки автоинвертор будет вся бортовая сеть машины, сжигая при этом предохранители. Для преобразователей постоянного тока рассчитанных на электроинструмент, или нагревательные приборы, кроме штатных – продаются дополнительные предохранители, подключаемые в разрыв между источником напряжения и потребителем.
Рекомендации: как выбирать автоинвертор 12-220В
В первую очередь – изучите характеристики устройств, которые будет питать этот автомобильный инвертор – смотрите информацию на блоке питания бытового прибора, или корпусе (количество Ватт). В среднем, зарядка для смартфона потребляет около 20 Вт, ноутбука – от 30 Вт, электробритва – от 10 Вт, а электрочайник – 1000Вт и выше. Выберите самый мощный девайс, которым собираетесь обходиться. Далее – возьмите 30-35% запас по значению мощности. Например, если собираетесь подключать от авто 800–900Вт шлифмашину со 125 кругом – мощность преобразователя напряжения для нее должна быть не ниже 1300Вт.
Автомобильный инвертор на 1500 Вт
Автомобильный инвертор на 1500 Вт
Также учитывайте, что большинство китайских приборов всегда выдают мощность меньше заявленной в характеристиках пиковой – ищите указание «номинальная».
Характеристики, по которым нужно выбирать инвертор:
- Выдаваемая номинальная мощность на выходе (для длительной работы).
- Пусковая (импульсная или пиковая) мощность в режиме повышенной нагрузки или перегрузки).
- Показатели напряжения на выходе (стандарт – 220В+/- 10%, 50Гц).
- Отсутствие потерь на преобразование (КПД инвертора должен быть от 90% и более, чем выше – тем лучше).
- Тип охлаждения – активное (кулер) или пассивное (металлический радиатор).
- Холостое энергопотребление – ток покоя (обычно от 1 ампера или 12Вт/ч.).
- Напряжение питания (зависит от того, какой ток в автомобиле 12 или 24V).
- Системы защиты (чем больше – тем лучше) – от перегрузки, замыкания, от броска напряжения, от перегрева (тепловая защита).
- Характер синусоиды выдаваемого тока (гладкая, или ступенчатая).
При наличии эффективного кулера энергопотребление у самого прибора – будет больше, но незначительно, а вот ресурс ему принудительное охлаждение увеличит вдвое.
Электроприборы, требующие большого пускового тока – УШМ, дрели и подобные инструменты – также могут создавать повышенную нагрузку на инвертор просто в процессе работы. При этом производительность их падает ощутимо – дрель или болгарка будут «тормозить» и «разгоняться». Учитывая неспособность слабых дешевых DC-AC преобразователей выдавать ток на пиковых нагрузках дольше 3–5 минут – для длительных работ по металлу на выезде, автомобильный инвертор неэффективен. Проще приобрести отдельный компактный двухкиловаттный генератор на бензине.
Как подключать устройство к бортовой сети автомобиля
Подключать инвертор с 12 на 220 вольт можно двумя основными способами: через разъем прикуривателя на «торпеде», или непосредственно к клеммам аккумулятора авто. При этом – решающую роль играет мощность прибора. Штатный предохранитель прикуривателя рассчитан только на 15А, поэтому, чтобы не сжечь его, в этот разъем рекомендуется подключать только 130–150-ваттные устройства, силой тока 12 А, подходящие для зарядки электроники.
Инверторы напряжения имеют с одной стороны – провода с разъемом для подключения к аккумулятору машины, с другой – на корпусе – стандартную розетку, к которой можно подключать переноску или приборы напрямую. Корпус можно закрепить стационарно, в багажнике или в салоне (розеткой на задний ряд сидений), для чего нужен дополнительный метраж проводов, сечением 4–6 мм/кв. Штатные – всегда тонкие, поэтому лучше покупайте отдельно. Плюсовой провод выводится на плюсовую клемму АКБ через дополнительный механический прерыватель, минусовой провод – либо на минусовую клемму АКБ, либо «кидается» – на корпус авто. Провода рекомендуется одеть в дополнительную оболочку (гофру, термоусадку), и прокладывать вдали от подвижных деталей.
Место для устройства нужно выбирать полностью защищенное от попадания влаги, закрытое от пыли, но хорошо проветриваемое, чтобы аппарат не грелся. Водители, пользующиеся инвертором от случая к случаю – предпочитают не встраивать его назад, в багажник, а просто подключать под капотом, непосредственно к АКБ.
Подключение автоинвертора к АКБ
Подключение автоинвертора к АКБ
Качество соединений – очень важный момент. Нельзя допускать плохого контакта на клеммах, иначе они станут сильно греться. Особенно к этому склонны «крокодилы», идущие в комплект к китайским дешевым автоинверторам для прикуривателей, поэтому – обязательно выбирайте паяные и качественно заделанные клеммы.
Как использовать автомобильный преобразователь напряжения
Мощный инвертор, рассчитанный на подключение электроинструмента, за несколько минут может «высадить» аккумулятор машины, поэтому рекомендуется не снимать АКБ с авто и пользоваться инструментами на заведенном двигателе. Чтобы подключать электронику, или подсветку, не «тянущую» при работе большого напряжения, этого делать не обязательно.
Как увеличить долговечность стартерной батареи Стартерная батарея является одним из ключевых устройств автотранспортного средства, обеспечивающим функционирование электрооборудования даже при выключенном или работающем на холостом ходу двигателе. Надежностью и техническими параметрами АКБ определяется корректность работы многих узлов, агрегатов
Как предотвратить разрядку батареи портативного компьютера, если вы находитесь в дороге Как часто вам приходилось расстраиваться по поводу севшей батареи компьютера? И именно тогда, когда он вам так нужен! Решение проблемы есть: сейчас в продаже появились зарядные устройства, которыми можно пользоваться в автомобиле.
Основные плюсы и минусы гибридного GPS-навигатора с антирадаром и видеорегистратором Современные автомобильные электронные приборы очень разнообразны и с легкостью позволяют решить самые разноплановые задачи, предотвращая возникновение неприятных ситуаций в пути и облегчая управление автомобилем.
Что важно знать автовладельцам о необслуживаемых аккумуляторах Все аккумуляторные источники питания можно разделить на следующие типы: обслуживаемые, малообслуживаемые, необслуживаемые.
Какая USB автомобильная зарядка лучше: обзор новинок от компании FSP Group Не будем рассуждать о роли мобильной связи и Интернета в условиях тотального развития информационных технологий. Достаточно представить, что будет, если забыть телефон или внезапно у него сядет батарея – абсолютный вакуум.
Как правильно снять аккумулятор с автомобиля В нашей статье мы подробно рассмотрим последовательность действий при снятии аккумулятора с автомобиля, меры предосторожности и безопасности при проведении этой работы.
Установка преобразователя напряжения с 12 вольт на 220 вольт (инвертора)
То, что в путешествиях особенно дальних инвертор вещь необходимая, думаю всем понятно. Конечно если вы путешествуете по асфальту, да еще с частыми ночевками в гостиницах, то без инвертора можно обойтись. В этом случае для зарядки телефона или планшета в машине, вам достаточно будет взять с собой USB-переходник. Но такие поездки не мой случай, поэтому инвертор нужен.
Я в первую очередь использую преобразователь с 12 вольт на 220 вольт (инвертор) для зарядки фото, видеоаппаратуры, планшетов, ноутбука, аккумуляторов мизинчиковых и пальчиковых, фонариков и т.д. Поэтому меня вполне устраивает инвертор 600 Вт.
Есть мысли приобрести более мощный инвертор, чтобы можно было подключать болгарку и дрель.
Возможно в ближайшее время так и сделаю.
Инвертор так важен для меня, что всегда с собой беру еще и запасной. Я вообще люблю многие вещи дублировать в поездках, как говорится перестраховываться. Одиночные поездки они как то к этому подталкивают.
Обычно в поездках инвертор на 220 Вольт у меня лежит за передним рядом сидений. Там же у меня лежат штативы. Очень часто штативы цепляются за провода. А поскольку в течении дня я делаю до 40 остановок на съемки, то такое расположение инвертора крайне неудобно.
Решил установить инвертор в задний багажник под обшивку автомобиля.
Так часто делают. Размещение не идеальное, есть и минус: если сгорят предохранители, то прийдется частично снимать обшивку, чтобы до них добраться. Но поскольку в распределительной коробке под капотом установили более слабый предохранитель, то есть надежда, что сгорит только он. На крайний случай, как уже говорил, всегда есть второй, запасной инветор.
У такого расположения инвертора есть и плюс: если вы путешествуете там где много пыли (например Монголия, Казахстан), то находясь под обшивкой автомобиля, он меньше будет пылиться. В моей поездке в 2014 году по Монголии, один инвертор вышел из строя, после того, как забился пылью.
Вначале необходимо было определить место расположение и придумать, как закрепить инвертор. Обратился к знакомому специалисту. Он подобные вещи хорошо умеет делать. В результате он сделал две металлические пластины. Покрасили их в черный цвет. Получилось очень даже неплохо на мой взгляд.
Все остальное я уже делал со своим знакомым Андреем. С тем самым, который мне и машину помогал покупать и многое чем сейчас помогает по машине. Дай бог ему здоровья хороший человек!
Отверстие под розетку высверлили.
Установили провод на минус. После этого проложили провод, предварительно завернув его в гофру и обмотав изолентой.
Розетка одна поскольку всегда использую удлинитель.
В родной распределительной коробке Ленд Крузера 100 не было свободного силового реле. Поэтому решили установить дополнительную распределительную коробку. Взяли от Ленд Крузера 80. Она и небольшая и реле, с предохранителями много входит. Таким образом теперь у меня будет хороший запас на подключение дополнительного оборудования.
Для установки крепежа распределительной коробки я снова обратился к тому же специалисту, что делал крепления под инвертор. Через час крепления были готовы.
Из устанавливаемой коробки отсоединили все провода и подключили только плюс, минус и провод от розетки инвертора. Он толстый на 16 кв.мм сечением, поэтому завели напрямик в коробку. В распределительную же коробку установили предохранитель от салонного обогревателя Вебаста. Получилось все очень аккуратно.
Когда установлю спальник, то розетка окажется внутри него. Учитывая, что подключение будет через удлинитель, надеюсь, что такое расположение розетки не будет вызывать неудобства.
Кнопку включения инвертора решили установить на передней панели, там где обычно стоит заглушка. Такое расположение удобно тем, что не надо каждый раз когда требуется включить инвертор, открывать задние двери.
К сожалению поиски кнопки в магазинах города и на разборках не увенчались успехом, поэтому я заказал ее в Экзисте. Придет через 12 дней. Правда ценник у нее не маленький: 2000 рублей, но другого варианта не нашлось.
В принципе на этом и все.
Установка крепления под инвертор 750 рублей, установка крепления под распределительную коробку 750 рублей, 1200 рублей провод, розетка и клеймы, инвертор 600 Вт 2850 рублей, 2000 рублей кнопка.
Как выбрать преобразователь с 12 на 220 В?
Инверторы, преобразующие постоянный ток с напряжением 12 В в переменный ток 220 В, широко используются в быту, поездках и для организации автономной работы электротехники. В частности, такие устройства позволяют запитать от аккумуляторной батареи любой прибор, работающий от стандартной электросети 220 В. Это особенно актуально в местности без электрификации. Также инверторы незаменимы при работе ветряных генераторов и солнечных батарей. Остается только решить, какой инвертор 12-220 V выбрать для конкретных целей.
Все DC-AC инверторы 12-220 выдают напряжение 220 Вольт и частоту 50/60 Герц. Они соответствуют характеристикам стандартной электросети и совместимы с большинством электроприборов и бытовой техники. Ключевыми параметрами инверторов являются:
- мощность;
- КПД – у большинства современных преобразователей этот параметр составляет 95%;
- форма сигнала на выходе;
- тип охлаждения – активное (с использованием вентилятора и термодатчика) или пассивное (ребра на алюминиевом корпусе);
- максимально потребляемый ток на входе;
- энергопотребление на холостом ходу;
- напряжение питания;
- наличие защиты от перегрева и короткого замыкания.
Форма сигнала
Перед тем как выбрать преобразователь 12-220 В, нужно определиться с необходимой формой выходного сигнала. Простейшие модели преобразовывают постоянный ток АКБ в разные варианты «модифицированной» (ступенчатой) синусоиды. Такие инверторы подходят не для всех электроприборов. Преобразователи для широкого спектра потребителей стоят дороже, зато выдают сигнал в форме чистой синусоиды.
Какой инвертор из 12 в 220 В выбрать – зависит от особенностей его предстоящего использования. Например, если в роли потребителя будет выступать отопительный котел, насос или другое устройство с электромотором или трансформаторным блоком питания, необходимо выбирать преобразователь с правильной синусоидой. Но для львиной доли бытовой электроники и остальных приборов с импульсным блоком питания форма выходного сигнала непринципиальна.
Мощность и конструкция
По мощности инверторы бывают «автомобильные» (на 100, 300, 500 Вт) и стационарные – на 2000–10000 Вт и выше. В зависимости от конструкции такие устройства подразделяются на:
- Ручные – компактные устройства, включаемые и выключаемые ручным способом. Их размеры уменьшены за счет отсутствия охлаждающих радиаторов на силовых транзисторах. Такие устройства удобно брать с собой в дорогу, на отдых или в путешествия. Также они полезны для дома, т.к. позволяют пользоваться электроприборами при временном обесточивании сети.
- Автономные модели – стационарные устройства, используемые для автономного электроснабжения различных приборов и систем. Все они выдают правильную синусоиду. К таким устройствам при помощи клемм на задней панели подсоединяются АКБ, сеть и нагрузка (выход). Таким образом обеспечивается автоматическая работа преобразователя. Он самостоятельно отслеживает напряжение сети и в случае необходимости автоматически включается в работу. В результате пользователь не замечает перебоев с электроснабжением, получая электроэнергию от АКБ. При восстановлении сети потребитель незаметно переходит на питание от нее, а батарея автоматически восполняет свой заряд при помощи встроенного зарядного устройства.
Как выбрать преобразователь с 12 на 220 В
Выбирать форму выходного сигнала приходится только при покупке ручного инвертора, т.к. все автономные модели выдают сигнал правильного синусоидального вида. Поэтому вначале нужно решить, какой тип инвертора вам нужен – ручной или автономный. Если ручной, определите необходимую форму сигнала. Остальные критерии выбора актуальны для всех инверторов:
1. Мощность – она должна быть достаточной для стабильной работы устройства (без перегрузок) даже при возрастании нагрузки. Поэтому при выборе мощности обычно предусматривают запас 20–30%. Поскольку мощность обратно пропорциональна автономности, при одновременном питании многих потребителей время автономной работы сокращается. Следует отличать кратковременную пиковую мощность, на которой прибор сможет работать несколько минут (до перегрева и отключения), и номинальную долговременную мощность.
2. Напряжение АКБ – параметр, связанный с мощностью инвертора. Чем мощнее преобразователь, тем больший ток он потребляет из аккумуляторной батареи при работе под значительной нагрузкой. Кроме инверторов 12-220 В, в продаже встречаются модели 24-220 и 48-220 В. Их использование позволяет снизить токоотдачу АКБ при работе с многочисленными потребителями.
3. Метод подключения. Автономные преобразователи в стационарном варианте традиционно подключаются при помощи клемм. Ручные модели могут подключаться к АКБ «крокодилами» или иметь разъем для питания от прикуривателя авто.
Выводы
В вопросе, какой преобразователь напряжения выбрать, вначале нужно выяснить сферу его применения. Исходя из поставленных задач, выбирается тип и мощность инвертора, форма выходного сигнала, способ подключения и подходящий аккумулятор или аккумуляторная сборка для совместного применения с преобразователем. Выбор по остальным критериям (бренд, цена, функционал) зависит от личных предпочтений.