Схема подключения ДХО (DRL) через контактное реле в авто
Согласно правил дорожного движения (ПДД), движущееся транспортное средство в светлое время суток должно быть обозначено фарами ближнего света, противотуманными фарами (ПТФ) или дневными ходовыми огнями (ДХО или по-английски DRL). О различных вариантах подключения ДХО к автомобильной электропроводке через электромагнитное реле мы и узнаем в этом справочном матрериале, подготовленном сайтом 2 Схемы.
Пример подключения ДХО от генератора
Внимание: не забываем ставить предохранитель, на случай замыкания. От случайных КЗ при монтаже и работе никто не застрахован!
Схема подключения ДХО через 4 контактное реле
Некоторые покупают фары ДХО и подключают их просто к габаритам. Но правильнее сделать так, чтобы они загорались при включении зажигания и гасли при включении габаритных огней авто.
Можно даже подключить ДХО лампы к прикуривателю, ведь на него подаётся напряжение, только когда включено зажигание. Это будет лучше чем в проводке искать провод зажигания.
Подключение ламп DRL через 5 контактное реле
Многие не спешат ставить себе дневные LED фары просто включая фары ближнего света, но нужно учесть, что использование ДХО вместо ближнего света позволит быстрее заряжать батарею во время движения, так как мощность потребления их в 5 раз меньше.
Светодиодные ДХО на 15 ватт
Схема подключения ДХО с использованием блока управления
Некоторые дневные огни, из наиболее дорогих и современных моделей, имеют блок управления, позволяющий автоматически контролировать их работу (яркость, включение и так далее). В этом случае электрическая схема будет иметь следующий вид:
Некоторые производители автоэлектроники выпускают блоки управления ходовыми огнями с возможностями отключения ДХО в момент действия одной из функций: стояночного тормоза, заднего хода, работы стартёра при запуске двигателя. Так что лучше немного переплатить и купить именно такой комплект фар.
НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ
Здравствуйте. Скажите а что будет если на 86 подать напряжение от зажигания, а на 85 с + от ближнего света?
Как подключить дхо: схема подключения дневных ходовых огней на автомобиле, как правильно подсоединить включение через реле и без него
Применение дневных ходовых огней на автомобиле при передвижении в светлое время суток имеет множество преимуществ. Рассмотрим, что собой представляет подключение ДХО, как правильно выбрать оборудование и подсоединить его своими руками через реле с четырьмя или пятью контактами, а также посредством генератора и габаритных огней и фар ближнего света, и как при этом задействовать в схему блок управления.
- 1 Как выбрать дневные ходовые огни
- 2 Подключение ДХО от генератора
- 3 Использование для подключения габаритных огней и фар ближнего света
- 4 Четырехконтактное реле в схеме подключения дневных ходовых огней
- 5 Через пятиконтактное реле
- 6 Блок управления дневными ходовыми огнями в схеме подключения
- 7 Основные выводы
Как выбрать дневные ходовые огни
Прежде чем установить и подключить ДХО на свое авто, необходимо грамотно подобрать оборудование. В первую очередь на это влияет дизайн и конструкция модели:
- Элементы дополнительной системы фар могут иметь как округлую, так и квадратную форму. Определяющим фактором здесь является геометрия бампера и, конечно, внешний вид профиля машины.
- Габариты оптики полностью определяются размерами полостей для их установки, например, в воздухозаборнике.
Чтобы правильно подключить ДХО, необходимо также учесть общую яркость – она складывается из аналогичных хаpaктеристик каждого блока и варьируется в пределах значений от 350 до 150 люменов.
Согласно списку нормативных требований, в том числе ГОСТу Р 41.48-2004, подключить дневные ходовые огни на авто можно только с соблюдением следующих параметров:
- Расстояние до поверхности дороги должно находиться в рамках от 0,25 до 1,5 метров.
- Между крайней габаритной точкой машины до фары не должно быть более 40 см.
- Минимальный промежуток между двумя соседними элементами ДХО (левым и правым) равняется 60 см (для авто шириной до 1,3 метра показатель снижается до 40 см).
- Отклонение по горизонтальной плоскости – не более 20 градусов, по вертикали – 10 градусов.
Внимание! Использование ДХО позволяет избежать множество негативных явлений, связанных с применение фар ближнего света и габариток в дневное время. Это прежде всего, увеличение срока службы ламп основной оптики, снижение энергопотрeбления, исключение случаев, когда водитель забывает подключить или выключить подсветку.
Подключение ДХО от генератора
Самый простой способ монтажа ДХО – это подключить его напрямую к генератору. Такая схема проста и незатратна. При такой схеме минусовой заряд подсоединяется от массы – корпуса авто, плюсовой – от генератора через кнопку включения, расположенную в салоне. При таком устройстве фонари будут работать только при включенном двигателе. Оно является самой простейшим и одновременно надежным, так как в нем не задействуются дополнительные устройства и бортовая электросеть.
Важно! Дешевые ДХО можно подключить без контролера и управляющего модуля. Однако электропитание автомобиля не отличается высоким качеством, а лэд-элементы оптики весьма чувствительны к малейшим скачкам напряжения.
Лучше устанавливать модели либо с 12-вольтовым стабилизатором (функционирующем только при заведенном моторе), либо блоком управления (работающем от АКБ). При этом последние могут разделяться на две модификации – отключаются автоматически при глушении двигателя и по мере падения напряжения ниже тринадцати вольт (что при новом аккумуляторе не всегда совпадает с моментом гашения агрегата).
Использование для подключения габаритных огней и фар ближнего света
Включение ДХО от габаритных огней и фар ближнего света требует подключить к схеме цепь питания оптики. Для этого необходимо:
- Провод ДХО подсоединить к плюсовому контакту АКБ.
- Минусовую жилу подключить к плюсу самих ходовых огней.
В результате ток будет протекать от «+» АКБ через светодиодные элементы к габаритному освещению. От них через спираль лампочки на корпус, то есть «-» для всей сети. Ввиду малого электропотрeбления лэд-элементы смогут светиться, в то время как спираль габаритов будет выключена.
Если включить габаритные огни, на плюсовом их контакте появятся 12 вольт со знаком «+», потенциалы на ДХО сравняются и кристаллы погаснут. Аналогичным образом можно подключить через лампы ближнего света. Принцип действия сохранится таким же.
При всех преимуществах, у такого способа есть недостатки, противоречащие ПДД:
- ХДО светят при работающем моторе.
- При наличии светодиодов в габаритной подсветке схема не будет функционировать.
- При мощных лэд-элементах (сопоставимых по хаpaктеристикам с лампами накала) система не включится.
- Потребуется установка пpeдoxpaнителя.
Совет! Устранить первый минус можно, если плюсовой провод светодиодов подключить к «+» зажигания.
Четырехконтактное реле в схеме подключения дневных ходовых огней
Это один из двух способов, позволяющих подключить ДХО так, чтобы они начинали работать только после запуска агрегата. При этом включение и отключение будет осуществляется не кнопочным механизмом, а автоматически. Для этого между генератором и светодиодами в схему устанавливается геркон и 4-контактное реле. Порядок ее действия достаточно прост:
- После запуска мотора от генератора проходит сигнал на реле, что приводит к сpaбатыванию лэд-элементов (габариты не зажигаются, так как ток, проходящий через реле, очень мал).
- При включении габаритных огней, ДХО автоматически отключаются.
Четыре контакта самого реле необходимо подключить к следующим элементам схемы:
- На выводы «+» светодиодных элементов.
- На плюсовую жилу от габаритных огней.
- На один из выводов геркона.
- На плюс генератора или аккумулятора (как вариант, на ручной тормоз).
Недостаток схемы – ДХО нельзя будет подключить к питанию, в случае если габариты также имеют светодиодную основу.
Через пятиконтактное реле
Монтаж ДХО на базе реле из 5 контактов подразумевает отсутствие вышеозвученных проблем и соответствие их ГОСТу. Разъемы устройства нужно подключить к следующим модулям:
- На плюсовые проводники светодиодов.
- На «+» лампочки габаритов.
- На кузов машины.
- На плюс замок зажигания.
- Один контакт остается заизолированным.
Как только ключ в замке повернут, поступает ток 12 В на ДХО, и они начинают светить. Если включить габаритки, контакт, посылающий плюс на ходовые огни, размыкается, но при этом соединяется с минусом, включая их.
Важно! ДХО при такой схеме будут сpaбатывать сразу после включения зажигания. Однако несмотря на этот недостаток, способ рабочий, даже если в габаритах установлены светодиоды.
Блок управления дневными ходовыми огнями в схеме подключения
Способ, позволяющий максимально надежно подключить ДХО, это через блок управления. Они начинают работать после запуска мотора, при этом они защищены от перегрузок и их не придется часто менять от быстрого перегорания, кроме того, они идеально подходят для работы с любыми типами ламп. Качественные приборы подобного типа должны отвечать нормам ГОСТа и хаpaктеризоваться следующими преимуществами:
- Встроенный блок стабилизации.
- Максимальная мощность нагрузки – до 36 ватт.
- Легкость в установке.
К этому можно добавить, что блок должен быть универсальным и подходить под любую модель авто, иметь надежную влаго- и пылезащиту.
Основные выводы
Чтобы правильно подключить ДХО на автомобиль, прежде всего необходимо правильно подобрать их компоненты в соответствии с дизайном и конструкцией модели, а также требованиями ГОСТа. При этом можно использовать несколько видом схем:
- От генератора.
- Через габаритные огни и фары ближнего света.
- Посредством 4-контактного реле.
- С помощью 5-контактного реле.
- С применением блока управления.
При выборе способа, как лучше подключить ДХО нужно учитывать удобство их дальнейшей эксплуатации и соответствие требованиям ПДД.
Как отключать ДХО при включении ближнего света?
Согласно действующим ПДД, автомобиль во время движения необходимо обозначать ДХО, ПТФ или фарами ближнего света. По ряду причин использовать для этого фары неудобно. Поэтому целесообразно подключить для обозначения своего авто светодиодные ходовые огни. Указанные приборы отличаются повышенной экономичностью и привлекательным внешним видом. При этом возникает закономерный вопрос: как лучше подключить ДХО, чтобы они соответствовали нормам законодательства и обеспечивали безопасность движения?
Законодательные требования к подключению ДХО
Требования к подключению ходовых огней установлены Правилами ЕЭК ООН и положениями ГОСТ 41.48-2004. Например, в разделе 6.19 подробно описывается, как именно должны быть установлены ДХО. В тексте документа указано, на каком расстоянии от уровня грунта и между собой их следует размещать, какими должны быть углы наклона, когда они должны отключаться и пр.
В пункте 6.19.7 установлены особенности подключения ДХО. Здесь сказано, что необходимо обеспечить автоматическое включение дневных огней при запуске двигателя. Второе условие — при включении источников головного света они должны отключаться.
Ниже будет рассмотрено, как подключить ДХО, чтобы они отключались при включении ближнего света. Это обеспечит максимальный уровень безопасности и соответствие законодательным нормам.
Схема подключения ДХО с отключением ближнего света
Существует множество способов подключить дневные огни так, чтобы они автоматически отключались одновременно с включением ближнего света. Различные варианты отличаются по сложности, задействованным радиодеталям, наличием ограничений. В большинстве случаев подключение ДХО своими руками не вызывает затруднений у водителей.
Схема с подключением к ближнему свету
Один из самых простых вариантов. Здесь не требуется использовать реле и какие-то дорогостоящие или сложные приборы.
Светодиоды запитываются от замка зажигания. В цепь питания нужно подключить защитный диод и предохранитель. Минус светодиода соединяется с плюсом источника ближнего света. После включения зажигания создается цепь через два последовательно включенных диода и спираль лампы на корпус. Поскольку потребляемый светодиодом ток незначителен, лампы головного света не зажигаются.
При включении ближнего света потенциалы на входе и выходе светодиода выравниваются и ДХО отключаются. Аналогичным образом можно подключить ходовые огни через габариты. Тогда они будут отключаться при активации последних.
У описанного способа включения есть и определенные недостатки:
– так можно подключить только светодиодные ДХО (причём их номинальный ток должен быть значительно ниже тока срабатывания лампы);
– источники ближнего света должны быть со спиралью накаливания (со светодиодными излучателями в фарах схема нормально работать не будет).
Для исключения указанных недостатков применяются более сложные варианты подключения.
Схема с четырехконтактным реле
Этот способ имеет несколько вариаций и позволяет подключить не только светодиодные огни, но и приборы другого типа. Указанная особенность обеспечивается за счёт организации цепи питания через контакты реле (https://electro-kot.ru/avtosvet/komplektuiushie/kontrollery-rele/).
Включение ДХО происходит сразу после запуска двигателя. Для этого здесь используется геркон. Соединив контакты реле с герконом, как указано на схеме, необходимо выполнить настройку сборки. С этой целью заводится двигатель, после чего геркон вручную перемещается возле генератора. Находится такое положение компонента, в котором он устойчиво срабатывает и остается замкнутым при запущенном двигателе. При выключении мотора геркон должен сразу же отключаться, размыкая контакты.
Следует убедиться, что ДХО стабильно срабатывают при запуске двигателя, а при его выключении — отключаются. После этого геркон убирается в термически защищенную трубку и фиксируется в выбранном положении посредством хомутов.
Альтернативный вариант этой же схемы предусматривает подсоединение обмотки реле (через контакты 85, 86) к датчику давления масла. При этом нам вообще не нужен геркон, как и его предварительная настройка.
Принцип работы здесь аналогичен: после запуска двигателя с последующим срабатыванием датчика масла по обмотке реле начинает идти ток. Замыкается пара контактов 87 и 30, после чего ходовые огни запитываются от замка зажигания через лампы ближнего света. После глушения мотора давление падает, цепь реле размыкается, а светодиоды отключаются.
Основной недостаток здесь один — невозможность использования при установленных в фарах LED-диодах. При включении от датчика масла возможен также ускоренный выход из строя его контактов. Чтобы избежать этого, следует подключить менее мощное реле (желательно с током обмотки не больше 30 мА).
Схема с 5-контактным реле
Следующий способ включения позволяет избежать описанных выше недостатков.
Важное преимущество данного варианта — наличие двух взаимонезависимых цепей электропитания. Благодаря этому можно подключить в качестве ближнего света и ДХО световые приборы любого типа, независимо от их параметров.
После включения зажигания питание 12 В автоматически поступает на ходовые огни через пару контактов 87а и 30. При включении ближнего света через обмотку начинает идти ток, контакты размыкаются, огни отключаются.
Это очень удобный вариант, но и у него есть небольшой минус — включение ДХО вместе с зажиганием, до запуска мотора.
Подключение через управляющий модуль
Последний вариант предусматривает использование специального управляющего блока.
Работа такой схемы отличается максимальной надёжностью. Обычно модули управления имеют функцию притухания и комплектуются предохранителем. Единственный нюанс — желательно подключить соответствующий вход блока к ближнему свету вместо иногда указываемых в инструкции габаритов. В этом случае всё будет работать согласно описанному выше алгоритму. ДХО включатся после запуска двигателя и отключатся после включения фар.
Заключение
В завершение отметим два момента.
- Приведенные выше функциональные схемы изображены в упрощенном виде, без стабилизаторов напряжения. Светодиодные ДХО будут работать и в этих случаях. Но их надёжность и время наработки на отказ снизится — из-за возможных колебаний напряжения в бортовой электросети. Включенный в цепь стабилизатор обеспечит постоянное напряжение +12 В, что продлит срок работы световых приборов.
- Желательно предусмотреть возможность отключения ходовых огней вручную, с места водителя (или в крайнем случае — с помощью переключателя под капотом). Для этого достаточно добавить в цепь питания тумблер, который будет принудительно прерывать подачу электропитания.
Проще всего установить такой переключатель непосредственно между плюсом питания (например, выходом замка зажигания) и ДХО. В таком случае огни будут отключаться простым нажатием тумблера.