Автомобильный механический ромбический винтовой домкрат: 10 преимуществ устройства и советы по эксплуатации
Домкрат представляет собой переносное механическое приспособление для подъёма тяжести, опирающейся на него. Чаще всего ромбический домкрат используется в автосервисных работах для поднятия машины при смене колеса. По конструкции различают асимметричный и симметричный тип винтового домкрата. Технической характеристикой для выбора вида приспособления является его грузоподъёмность.
Описание механизма
Приспособление действует по принципу механики и работает при повороте винтового механизма. Грузоподъёмность зависит от расчётного шага при формировании резьбового соединения, повышается при увеличении шагового расстояния. В работе рычаги изменяют местоположение относительно шарниров, которые соединяют движущие элементы в единое приспособление.
Дистанция между боковыми подвижными элементами становится меньше по мере закручивания винта, а шарниры верхней и нижней трапеции расходятся. Перемена углов между подвижно закреплёнными жёсткими гранями происходит плавно. Движение выполняется при помощи винтовой пары.
Происходит опускание или подъём тяжести. Высота подхвата измеряется при положении механизма в полностью выкрученном состоянии. Высота подъёма — в противоположном закрученном положении.
Технико-экономические показатели
По сравнению с другими подъёмными приспособлениями домкрат ромбовидный имеет преимущества. Поломка механизма происходит из-за пренебрежения условиями эксплуатации (чрезмерная нагрузка) или естественного износа деталей. Ромбовидный домкрат служит для вывешивания колёсной пары машин с массой до 2 тонн. Простая конструкция пользуется популярностью.
Наименование приспособление получило из-за формы ромба в рабочем состоянии, механизм эффективен для смены колёс в зарубежных и отечественных марках авто.
Положительные отличия
Грузоподъёмность выбирается с запасом, так как регулярная работа на пределе прочности приведёт к преждевременному износу и поломке. Если машина весит 900 — 950 кг, то домкрат приобретают с указанной грузоподъёмностью 1 — 1,5 тонны.
Высота подъёма приспособления не должна быть больше дорожного просвета между кузовом и дорожным покрытием. Легковые автомобили ремонтируют с помощью домкрата автомобильного ромбического с высотой подъёма 35 — 40 см.
Положительные стороны механических винтовых домкратов:
- высокая надёжность на всем эксплуатационном периоде по сравнению с гидравлическими приспособлениями;
- механический привод не требует использования заправочных смесей и исключает неожиданную поломку;
- большая грузоподъёмность при небольших размерах домкрата;
- простая конструкция, лёгкий ремонт;
- использование при разнообразных обстоятельствах от вывешивания колёс при текущем ремонте до регулярного технического обслуживания;
- возможность использования для ремонта в дорожных условиях авто с низкой посадкой;
- компактность в собранном виде, позволяющая удобно размещать приспособление в багажнике;
- устойчивость устройства в нагруженном состоянии;
- строго вертикальный подъём автомобиля без отталкивания;
- доступная цена.
Недостатки в работе
К недостаткам относят небольшой минимальный подхват и значительное усилие в начале работы, невысокую способность подъёма груза. У винтового ромбического домкрата присутствует ограничение по высоте на подъём тяжести, при этом в маломощных приспособлениях площадь опоры небольшая.
Требуется постоянный контроль состояния резьбы, так как витки с небольшим шагом чаще выходят из строя. Несмотря на такие недостатки, автомобилисты склоняются к механическим ромбическим приспособлениям, роль играет стоимость механизма.
Стоимость аналогичных моделей различается и зависит от марки, производителя и материала конструктивных деталей. Цена на ромбические подъёмные приспособления колеблется в пределах 450 — 1 500 рублей.
Отличительные характеристики механизмов
В механизме домкрата сверху площади опорной поверхности выточен паз для упора тонкой пластины, обеспечивающей жёсткость. Этот элемент расположен на нижней части кузова автомобиля и служит для устойчивости при подъёме машины.
Ромбические механизмы подъёма широко распространены в среде автолюбителей, многие машины комплектуются устройствами подобного типа.
Чтобы выбрать оптимальный вариант подъёмного устройства, требуется обратить внимание на следующие характеристики:
- грузоподъёмность приспособления, характеризующую способность поднимать определённый вес;
- высоту подъёма тяжёлого предмета;
- высоту подхвата;
- разницу между нахождением подхвата в собранном и работающем положении (величина рабочего хода);
- устойчивость механизма при работе;
- величину усилия, требующегося для приведения механизма в рабочее положение;
- универсальность устройства, позволяющего работать со многими марками машин и поднимать тяжести в разных положениях;
- вес механизма и его габариты, эти характеристики определяют удобство применения и перевозки.
Техника безопасности
Перед началом использования приспособления требуется осмотреть механизм и убедиться в его исправности. В оборудовании ромбического подъёмного устройства основным рабочим узлом считается винтовая пара. Осматривается резьба, выявляются механические поломки и повреждения, обращается внимание на степень износа.
Регулярно смазываются трущиеся поверхности, очищаются от загрязнений. Своевременный уход предотвратит заедание механизма и его остановку в ответственные моменты на дороге. При осмотре обращают внимание на изменение геометрической формы устройства, проверяют расшатывание шарниров и крепление подвижных жёстких рёбер.
К работе разрешается приступать только после проверки рабочих качеств домкрата. В конструкции должно быть приспособление, препятствующее полному выкручиванию винтового механизма. Увеличение длины ручки удобно, но опасно тем, что создает дополнительное усилие, ведущее к падению поднятой тяжести или поломке.
Как выбрать домкрат и как правильно им пользоваться?
Существует множество производителей домкратов, которые выпускают продукцию самых разных форм и размеров. Среди такого разнообразия можно выделить два типа гидравлических и четыре типа механических домкратов, один из которых может стать незаменимым инструментом именно для вашего автомобиля.
- Гидравлический бутылочного типа — универсальный домкрат, бывают разной грузоподъемности от 1 тонны до 100 тонн. Очень удобен тем, что его можно упереть практически в любую точку в нижней части автомобиля, которая имеет необходимую жесткость. Бывают разных линейных размеров, так что вы всегда можете подобрать такой гидравлический домкрат, чтобы он в собранном виде легко помещался между машиной и поверхностью, а при раскладывании колеса легко отрывались бы от поверхности. Такой домкрат занимает минимум места в автомобиле, и его можно использовать практически всегда и везде.
- Гидравлический подкатной — достаточно большой по размеру домкрат на колесиках и с большой ручкой, с помощью которой можно его транспортировать и ею же выполнять все функции — поднимать и опускать автомобиль. Бывают разной грузоподъемности, что очень удобно, и могут поднимать даже автомобили с самым маленьким клиренсом. Но постоянно домкрат такого типа возить с собой в автомобиле среднего размера не очень удобно, потому что он занимает много полезного места. Для внедорожников и микроавтобусов он подойдет больше, чем для легковых машин.
- Винтовой тип «жигулевский»— таким типом механических домкратов комплектовали все классические автомобили марки ВАЗ, сошедшие с конвейера в СССР и России. И этот домкрат, пожалуй, можно применять для автомобилей только этой марки, начиная от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107. Дело в том, что эти машины имеют 4 специальных кронштейна для надежной фиксации подвижной части такого домкрата. Таких проушин у других автомобилей нет, а без них он бесполезен.
- Винтовой домкрат для ГАЗ и УАЗ — классический тип домкрата, бывают грузоподоъемности от 1,5 тонн до 20 тонн; в таком типе домкрата подвижная часть имеет специальную винтовую резьбу. Внешне похож на гидравлический бутылочный, но для подъема и опускания рабочую деталь такого домкрата надо крутить по часовой стрелке или обратно в горизонтальной плоскости. В этом и есть неудобство такого домкрата, поскольку примерно половину рабочего хода ручки придется на место под автомобилем. Этот домкрат очень удобно использовать в качестве дополнительной страховочной стойки, о чем поговорим отдельно в самом конце. Ни в коем случае не покупайте винтовые домкраты из пластика, которые в последние года поставляются вместе с новыми автомобилями.
- Ромбический домкрат — самый распространенный в мире тип механического домкрата, они выпускаются для разных автомобилей. Из-за особенностей конструкции имеют грузоподъемность 1,5–2 тонн, не больше. Такими домкратами комплектуется большинство автомобилей на заводе, но этот домкрат не может быть признан самым надежным и универсальным. Хорош лишь для случая замены запасного колеса. Для использования в ремонте вашего автомобиля лучше купить домкрат другого типа.
- Реечный домкрат — надежный тип домкратов, которым еще надо научиться правильно и безопасно пользоваться. Очень хорошо реечные домкраты выручают водителей внедорожников именно во условиях бездорожья, когда автомобиль застревает и буксует в глубокой луже и его нужно приподнять на 1 метр и больше, чтобы подложить под колесо твердые предметы. Реечный открытый домкрат типа Hi-Jack с грузоподъемностью до 3 тонн имеет, как правило, большие линейные размеры и большой вес. Есть и короткие открытые реечные домкраты, чья эффективность сомнительна как раз из-за короткого хода рабочей части. Существует большое количество аксессуаров и приспособлений для реечного домкрата, например, устройство для подъема за колесо. Им можно пользоваться для подъема любого автомобиль, даже легкового, но возить постоянно в машине такой домкрат могут только владельцы больших машин: внедорожников и микроавтобусов. Существуют и относительно небольшие по размерам мощные реечные домкраты закрытого типа с грузоподъемностью до 20 тонн. Подобными домкратами комплектовались немецкие танки во время Второй мировой войны, и эти домкраты ввиду их специфической конструкции подхвата не имеет смысла использовать с автомобилями.
При выборе домкрата всегда стоит учитывать его номинальную грузоподъемность, и, сравнивая с весом вашего автомобиля, покупать домкрат хотя бы с полуторным запасом.
Очень важны минимальные размеры домкрата, так называемая «высота подхвата», с которой он может поднимать автомобиль. У гидравлических домкратов бутылочного типа есть возможность при помощи винтовой части дополнительно увеличить высоту подъема.
При использовании любого домкрата рекомендуется подкладывать какой-нибудь предмет под колесо на противоположной от подъема стороне, чтобы автомобиль не укатился. Это чрезвычайно важно, если автомобиль в экстренной ситуации приходится поднимать на уклоне.
При обычном ремонте для подъема автомобиля следует выбирать ровную твердую поверхность, подкладывая деревянную дощечку или резиновую прокладку между автомобилем и пяткой домкрата.
Обязательно при использовании домкрата используйте телескопическую стойку соответствующей грузоподъемности для страховки автомобиля в поднятом состоянии! Оставлять автомобиль подвешенным только на домкрате любого типа опасно, а работать под машиной без страховочной стойки категорически запрещено!
Лучшие ромбические домкраты: супертест «За рулем»
Ромбические домкраты — первые претенденты на замену износившемуся или поврежденному штатному подъемнику. Они недороги, в сложенном состоянии компактны, и даже смазанный винт не особо пачкает окружающее пространство, поскольку в транспортном положении он расположен в коробе рамы.
Чтобы охватить интересы большинства автомобилистов — от владельцев легких машин вроде Калины и Гранты до тех, кто ездит на кроссоверах и минивэнах, — мы приобрели 17 домкратов с усилием от одной до двух тонн.
Как испытывали
- Замеры геометрии и осмотр. Геометрические размеры определяют, насколько домкрат удобен и универсален. Минимальная высота подхвата показывает, удастся ли подвести домкрат под порог автомобиля со спущенным «в ноль» колесом или приподнять застрявшую в колее машину. Максимальная высота важна для автомобилей с высокими порогами и большими ходами подвески — это кроссоверы и внедорожники. Площадь опорной плиты играет роль в устойчивости домкрата и в том, чтобы он не проваливался в грунт.
- Подъем автомобиля ВАЗ‑2113 до отрыва переднего колеса на 20 мм от земли. Цикл — 10 подъемов‑опусканий.
Эта проверка отражает среднестатистическую нагрузку на домкрат в течение года его эксплуатации. В расчет брали две сезонные переобувки плюс пару возможных проколов шин.
- Выдержка в камере соляного тумана в течение 96 часов с последующей проверкой работоспособности при разовом подъеме и опускании автомобиля.
Мало кто, намучившись с заменой колеса в снежно-соляно-песчаной смеси на зимней дороге, будет отмывать домкрат. Скорее всего, его засунут в угол до следующего раза.
- Нагрузка до поломкипри высоте упора 300 мм. Здесь оценивали запас прочности домкратов — сравнивали усилие поломки и заявленную грузоподъемность. Коэффициент запаса рассчитывали как отношение указанных величин и приняли, что он должен быть не меньше 2,0. Величина 300 мм соответствует высоте отрыва переднего колеса на ВАЗ‑2113.
Важно: результаты наших испытаний относятся только к конкретной выборке изделий, а потому не могут служить основанием для суждений о качестве одноименных товаров в целом.
Примерная цена 600 ₽ Заявленные параметры не указаны Подходит только для заднеприводных автомобилей ВАЗ. Может вывернуть штатное гнездо машины. При нагрузке одна тонна согнулась крайне неудобная ручка, а ее ничем другим не заменить. После выдержки в соляном тумане краска осыпается кусками. Не рекомендуем. |
Примерная цена 800 ₽ Заявленные параметры 1,2 т; 75–345 мм Домкрат показал высокую грузоподъемность: запас прочности — 2,6 (при нагрузке 3150 кг согнулась ручка, при 3350 кг смялась рама). Ручка неудобная. Окрашен хорошо. Учитывая невысокую цену, может подойти рачительному автолюбителю. Рекомендуем. |
Все ромбические домкраты из-за узкой опорной плиты очень слабо защищают автомобиль от возможного скатывания назад или вперед. Поэтому в паре с ними обязательно нужно использовать противооткатные упоры (башмаки). Их следует ставить спереди и сзади под колесо, расположенное по диагонали от того, которое вывешиваем.
Примерная цена 500 ₽ Заявленные параметры 1,2 т; 135–410 мм Видно, что домкрат — близкий родственник предыдущего, но запаса прочности фактически нет. Уже при 1250 кг согнулась неудобная ручка, при 2100 кг — сложилась удерживающая пята, при 2950 кг — смялась рама. Верхняя проставка снижает надежность. Не рекомендуем. |
Примерная цена 1000 ₽ Заявленные параметры 1,0 т; 105–340 мм Домкрат хорошо окрашен в яркий цвет. Удобная рукоятка. Запас прочности невысокий — 1,75. При 1750 кг деформировалась рама: верхние синхронизаторы вышли из зацепления. Для небольших автомобилей подойдет, но в целом слабоват. Не рекомендуем. |
Примерная цена 1400 ₽ Заявленные параметры 2,0 т; 105–400 мм Хорошее качество окраски. Удобная рукоятка. А вот запаса прочности фактически нет — всего 1,02. При нагрузке в 2050 кг сломалась ручка, а при 3250 кг срезало болт, соединяющий гайку винта и раму. Можно применять для автомобилей не крупнее В-класса: слабый домкрат. Не рекомендуем. |
Примерная цена 1300 ₽ Заявленные параметры 1,0 т; 100 — 350 мм Домкрат имеет высококачественное антикоррозионное покрытие, удобную рукоятку и высокую прочность: запас — 2,4 (при нагрузке в 2400 кг разогнуло ухо рамы). Рекомендуем. |
Примерная цена 1600 ₽ Заявленные параметры 1,5 т; 100–350 мм Отметим серьезное антикоррозионное покрытие, хваткую ручку и высокий запас прочности — 2,3 (при нагрузке 3450 кг разогнуло ухо рамы). Достойный экземпляр. Рекомендуем. |
Синхронизаторы
Ромбический домкрат не может иметь свободные шарниры по всем четырем углам — иначе он завалится относительно опорной плиты.
Элементы рамы, сходящиеся внизу и вверху, имеющие на концах несколько зубьев, зацепление которых и определяет параллельное положение опорной плиты и верхней площадки, называют синхронизаторами.
Примерная цена 900 ₽ Заявленные параметры 1,0 т; геометрия не указана Откровенный брак! Заклинил при пятой попытке подъема автомобиля: выкрошилась резьба винта. Всё остальное роли уже не играет. Не рекомендуем. |
Примерная цена 1200 ₽ Заявленные параметры 1,5 т; геометрия не указана Домкрат хорошо окрашен, имеет удобную рукоятку. Запас прочности — примерно 1,6: при 2450 кг сломалась ручка и смялась опорная пятка, а верхний синхронизатор вышел из зацепления. Можно использовать только для легких автомобилей. Не рекомендуем. |
Примерная цена 1100 ₽ Заявленные параметры не указаны Качество окраски хорошее, ручкой пользоваться удобно. Заявленную грузоподъемность (1,0 т) пришлось искать в интернете. Относительно нее запас прочности — 2,4: при нагрузке 2400 кг согнулась ручка и разогнуло ухо рамы. Рекомендуем. |
Примерная цена 1100 ₽ Заявленные параметры 1,5 т; 390 мм Домкрат показал двукратный запас прочности. Краска нанесена качественно, удобен в использовании. При 3000 кг сломалась ручка, при 3150 кг смялись опорная пятка и рама. Рекомендуем. |
Примерная цена 1200 ₽ Заявленные параметры 1,0 т; 88–383 мм Хорошее качество окраски и прочная рукоятка. Очень достойный запас прочности — 2,75! При нагрузке в 2750 кг у однотонного домкрата смялась рама. Понравилось. Рекомендуем. |
Примерная цена 1400 ₽ Заявленные параметры 1,5 т; 95–390 мм По сравнению с одноименным однотонным домкратом этот оказался гораздо слабее. Запас прочности — 1,6: при 2450 кг зафиксировано смятие рамы: раньше, чем у младшего брата! В сочетании с неудобной площадкой под порог применение ограничено. Не рекомендуем. |
Примерная цена 800 ₽ Заявленные параметры 1,0 т; геометрия не указана Рукоятка неудобна. Опора под порог автомобиля пластиковая: бережет порог, но недолговечна. После выдержки в соляном тумане краска осыпается кусками. Запас прочности — 2,15: при нагрузке 2150 кг отмечено смятие рамы. Не понравилось. Не рекомендуем. |
Примерная цена 1200 ₽ Заявленные параметры 1,8 т; геометрия не указана Домкрат развалился еще до основных испытаний при проверке максимальной высоты подъема. Мы поставили себя на место владельца, у которого новенький домкрат рассыпался в руках, и сняли его с испытаний. Не рекомендуем. |
Примерная цена 1000 ₽ Заявленные параметры 1,8 т; геометрия не указана Неудобная рукоятка и не слишком большой запас прочности — 1,25. При нагрузке 2500 кг согнулась ручка; при 3525 кг разорвало винт. После соляного тумана краска отделяется от изделия. Не рекомендуем. |
Примерная цена 1000 ₽ Заявленные параметры 1,8 т; 105–405 мм Оригинальный винт с правой и левой резьбой сокращает время подъема, но ручка очень неудобная. Запас прочности — 1,39. При 2500 кг сложилась опорная пятка; при 3200 кг произошло смятие рамы. Краска не выдерживает агрессивной соляной среды и осыпается. Способ сборки изделия с помощью расплющенных концов пальцев удручает. Ни эстетики, ни травмобезопасности. Не рекомендуем. |
Не по ГОСТу?
Существующий ГОСТ 34504–2018 «Домкраты механические» распространяется на «механические домкраты, входящие в ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности) автомобильного транспортного средства (АТС) и предназначенные для подъема одной из сторон АТС при ремонте и техническом обслуживании». Иными словами, стандарт относится только к тому, что прикладывается к автомобилю. Требования невысоки: требуемый коэффициент запаса прочности — всего 1,25. Поэтому штатные домкраты часто недолговечны, в последнее время встречаются даже пластмассовые! Мы же выбрали для испытаний домкраты, которые продаются в магазинах — и задачи им поставили более реальные.
Выводы
Из семнадцати проверенных домкратов мы можем без оговорок рекомендовать только шесть. Заявленные геометрические параметры выдерживают почти все, но многие домкраты плохо окрашены. А основной и самый страшный недостаток — нехватка прочности. Только у семи изделий ее запас оказался двойным и выше. Как так?
В первую очередь мы рекомендуем домкраты Alca (№ 6 и № 7), Autoprofi (№ 10 и № 11), а также Big Red Т10152 (№ 13).
Комментарий специалиста:
— Настораживает отсутствие запаса прочности (хотя бы двукратного) у некоторых домкратов. И если сломанную ручку порой можно чем-то заменить, то деформация конструктивных элементов недопустима: это прямая опасность для потребителя. А низкое качество окраски у некоторых образцов означает не только потерю эстетических свойств, но и ускоренную коррозию. Которая, в свою очередь, снижает прочность и срок службы домкрата — да и в руки такой прибор брать не очень приятно.
Счастливого пути — и пусть домкрат никогда вам не потребуется!
Редакция благодарит ООО «НПО „ТАЛИС“» за помощь в проведении испытаний.