Ареометр электролита и тосола АЭТ-1, инструкция по эксплуатации
В наборе автомобилиста не будет лишним ареометр для электролита и тосола АЭТ-1, который предназначен для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах (рис. 1) в диапазоне от 1100 кг/м 3 до 1300 кг/м 3 и определения температуры замерзания тосола (рис. 2) в системе охлаждения двигателя автомобиля в диапазоне от минус 5°С до минус 40°С, а также из устройства для отбора жидкости (электролита или тосола). Ареометр находится внутри пластикового резервуара, и при заборе измеряемой жидкости с помощью резиновой груши занимает определённое положение, которое считывается человеком по уровню мениска. Все части ареометра упакованы в пластиковый тубус, который закрывается крышкой. Крышка выполнена в форме маленькой воронки, через которую удобно вливать электролит в аккумуляторную батарею.
1. КОМПЛЕКТНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Ареометр для электролита и тосола АЭТ-1, шт . 1
а) диапазон измерений плотности электролита, кг/м 3 . от 1100 до 1300
- цена деления шкалы для электролита, кг/м3 . 10
- предел допускаемой погрешности, кг/м3 . ±10
б) диапазон показаний температуры замерзания тосола, °С . от минус 5°С до минус 40°С
- цена деления шкалы для тосола, °С . 5
- предел допускаемой погрешности, °С . ±5
1.2. Устройство для отбора жидкости (электролита или тосола)
- пипетка полимерная, шт . 1
- баллон резиновый, шт . 1
- заглушка резиновая, шт . 1
- пробка с наконечником резиновая, шт . 1
1.3. Паспорт, шт . 1
1.4. Тубус упаковочный, шт . 1
1.5. Вес ареометра с чехлом и паспортом — 135 гр.
1.6. Длина ареометра в собранном виде, подготовленного к работе — 350 мм.
1.7. Длина упаковочного тубуса в сборе — 305 мм.
2. УСТРОЙСТВО И РАБОТА
2.1. Ареометр представляет собой поплавок, в верхней части которого помещена бумажная шкала, проградуированная в единицах плотности кг/м 3 для электролита и в градусах Цельсия (°С) для тосола.
2.2. Устройство для отбора жидкости служит для отбора электролита из аккумулятора или тосола из системы охлаждения двигателя.
2.3. Перед началом работы необходимо собрать устройство для отбора жидкости, как показано на рис.3
С помощью баллона через наконечник пробки в пипетку всасывается электролит или тосол в таком количестве, чтобы ареометр свободно плавал в вертикальном положении.
2.4. Линия соприкосновения жидкости со стержнем ареометра соответствует значению плотности электролита в кг/м 3 или температуре замерзания тосола в °С (рис. 4) .
Измерения проводить при температуре (20 ± 2)°С.
Если измерения проводятся при температуре, отличающейся от 20°С, то к результатам измерений необходимо прибавить или вычесть следующие поправки (таблица 1) .
Например: Если при данной температуре измерений поправка по таблице со знаком минус, то она отнимается от результата измерения. Если поправка со знаком плюс, то она прибавляется к результату измерений.
Таблица 1.
Температура электролита, тосола | 0°С | 10°С | 20°С | 30°С | 40°С | |
---|---|---|---|---|---|---|
Поправка к показаниям | Для электролита, кг/м3 | -14 | -7 | +7 | +14 | |
Для тосола, °С | -6 | -3 | +3 | +6 |
2.5. После проведения измерений ареометр и устройство для отбора жидкости необходимо промыть чистой водой и насухо протереть.
Таблица 2.
Плотность заряженного аккумулятора | ||
---|---|---|
Район эксплуатации | Зимой | Летом |
Крайний север | 1310 кг/м3 | 1270 кг/м3 |
Северные районы | 1290 кг/м3 | 1270 кг/м3 |
Центральные районы | В течение года 1270 кг/м3 | |
Южные районы | В течение года 1250 кг/м3 |
3. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Гарантийный срок эксплуатации 24 месяца со дня продажи через розничную торговую сеть.
Ареометр АЭТ-1 для электролита и тосола
Ареометр для электролита и тосола АЭТ-1 с термометром предназначен для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах и температуры замерзания тосола в системе охлаждения двигателя автомобиля. Ареометр АЭТ-1 имеет в комплекте устройство для отбора жидкости (получается полноценный набор автомобилиста).
В первую очередь ареометр АЭТ-1 используется автомобилистами для определения плотности электролита в обслуживаемом автомобильном аккумуляторе. Хотя также применяется на СТО, в частных автомастерских и на некоторых видах производства.
Ареометр АЭТ-1 для электролита и тосола позволяет измерять плотность электролита в аккумуляторе в диапазоне от 1100кг/м 3 до 1300 кг/м 3 , определять температуру замерзания тосола в диапазоне от -5°С до -40°С.
Когда обслуживаемый автомобильный аккумулятор перестает держать заряд, многие автомобилисты сразу бегут в автомагазин за новой АКБ. Хотя зачастую такой обслуживаемый аккумулятор можно реанимировать (по крайней мере попытаться это сделать) путем увеличения плотности электролита в аккумуляторе, но для этого эту самую плотность нужно чем-то померять. Варианты «на глаз» и «на вкус» отмечаем сразу как нерабочие, потребуется специальный прибор для измерения плотности жидкостей – ареометр. Стоит отметить, что ареометры бывают разных видов, нам потребуется специальный ареометр для электролита, например АЭТ-1. Купить ареометр АЭТ-1 можно в автомагазинах, стоит он совсем недорого.
Ареометр АЭТ-1 представляет собой трубку, выполненную из прочного стекла. Нижняя часть трубки расширена и заполнена балластом (для веса). Верхняя часть прибора заужена, на ней имеется градуированная шкала с ценой деления 10 кг/м 3 для измерения плотности электролита и 5°С для определения температуры замерзания тосола.
Ареометр для электролита и тосола АЭТ-1, как и любой другой измерительный прибор, проходит обязательную первичную заводскую поверку и поставляется со свидетельством о прохождении первичной поверки и инструкцией по применению. Сам ареометр продается в защитном пластмассовом тубусе с крышкой-воронкой. Весь ареометр можно разобрать за пару секунд.
Также в комплекте имеется устройство для отбора жидкостей, изготовленное из кислотоустойчивого прозрачного полимера. Устройство состоит из пипетки, резинового баллона, заглушки и пробки с наконечником. Снаружи на устройстве есть своя шкала, которая показывает объем жидкости, которая была взята для анализа. При сборке необходимо установить ареометр внутри устройства для забора жидкости балластом вниз.
Как пользоваться ареометром для электролита и тосола АЭТ-1
- Открутить пробки и другие заслонки на аккумуляторе, обеспечить доступ к электролиту. Для тосола – похожие манипуляции в системе охлаждения двигателя – обеспечить доступ к тосолу.
- Заранее подготовленное устройство для забора жидкости с ареометром внутри установить вертикально (наконечником вниз, а грушей вверх).
- Сильно сжать грушу, чтобы вытолкнуть из нее весь воздух и вставить в емкость с электролитом (тосолом). Чем сильнее выжмете воздух из груши, тем больше жидкости попадет в заборное устройство, и тем быстрее вы проведете измерение. Не у всех получается с первого раза – здесь нужен опыт (или терпение), поэтому не отчаивайтесь.
- Наберите для анализа столько жидкости, чтобы ареометр свободно в ней плавал в вертикальном положении, не задевал дно и стенки заборного устройства. Следите за тем, чтобы уровень жидкости в заборном устройстве не снижался, иначе резко вырастет погрешность измерения.
- Посмотрите результат на соответствующей шкале (шкала плотности электролита или шкала температуры для тосола).
- Измерения производить при температуре жидкости (20±2)°C. Если температура измеряемой жидкости другая, то необходимо делать поправки на температуру согласно таблице, указанной в инструкции к ареометру АЭТ-1.
После окончания измерения ареометр и заборное устройство хорошо помойте чистой водой, насухо вытрите и сложите в футляр. Не промывайте прибор растворителем, бензином, ацетоном и другими подобными средствами.
Помните: если нужно добавить воды в кислотный аккумулятор, то правильно будет добавлять кислоту в воду, а не наоборот, иначе можно получить химический ожог!
Хранить и транспортировать стеклянный ареометр следует в вертикальном положении балластом вниз. Любые случайные удары могут привести к трещинам и повреждению столбика жидкости в термометре, поэтому обращаться с ареометром следует осторожно и аккуратно. Для дополнительной защиты от механических повреждений прибор поставляется в пластмассовом тубусе.
Технические характеристики ареометра АЭТ-1
Характеристика | Значение |
Диапазон измерений плотности | от 1100 кг/м 3 до 1300 кг/м 3 |
Цена деления | 10 кг/м 3 |
Погрешность | ±10 кг/м 3 |
Диапазон измерения температуры тосола | от -5°С до -40°С |
Цена деления | 5°С |
Погрешность измерения температуры | ±5°С |
Оптимальные условия эксплуатации | 20±2°С |
Габариты (длина) | 350 мм – в собранном виде, 305 мм – в тубусе |
Масса | 135 г |
- Ареометр для электролита и тосола АЭТ-1.
- Устройство для отбора жидкости (полимерная пипетка, резиновая груша, пробка с наконечником, заглушка).
- Защитный футляр.
- Паспорт, инструкция.
Таким образом, ареометр для электролита и тосола АЭТ-1 обеспечивает проведение точного измерения плотности электролита и температуры замерзания тосола всего за несколько минут. Благодаря тому, что купить ареометр АЭТ-1 можно сразу с заборным устройством, никаких дополнительных приспособлений для измерения не понадобится. Не забывайте соблюдать меры предосторожности при работе с кислотами – делайте все очень аккуратно и осторожно. При бережном использовании ареометр прослужит не один год и может помочь реанимировать целый склад аккумуляторов.
Ареометр для электролита: как пользоваться
Плотность электролита определяет надежную работу и долгий срок службы аккумуляторной батареи. Поэтому она нуждается в постоянном контроле, особенно в холодное время года. Процедура эта несложная и многие автолюбители делают ее самостоятельно. Необходимо только соблюдать технику безопасности и заранее обзавестись специальным прибором — ареометром для электролита. Кроме того, конечно, потребуются элементарные навыки обращения с ним.
Что такое плотность
Электролит – это смесь серной кислоты и воды. Разведены они в определенной пропорции. Даже людям с отрывочными знаниями школьного курса физики известно, что масса одно литра воды составляет 1 килограмм. Это значит, что ее плотность равна 1 г/см 3 . У кислоты этот показатель — 1.84, а в электролите, при оптимальных условиях, ее содержится около 35%. Это приблизительно третья часть. Опустив ненужные здесь математические вычисления, получаем что идеальная плотность электролита — 1.27 г/см 3 . На практике это значение может незначительно меняться в большую, или меньшую сторону. Однако показания ареометра для электролита должны находиться в пределах 1.26 — 1.28.
Зависимость плотности от состояния АКБ
В реальном аккумуляторе это величина непостоянная, сильно зависящая от степени его заряженности. Чем больше разряжена батарея, тем ниже плотность ее электролита. Причина тому — химические реакции, протекающие в аккумуляторе. При разряде часть серной кислоты превращается в сульфат свинца, массовая доля воды увеличивается, значит, плотность падает. Заряд батареи характеризуется обратным процессом. Таким образом, по плотности косвенно можно судить о состоянии батареи на данный момент. Чем она выше, тем больше напряжение на клеммах АКБ. Правда, не всегда высокая плотность – это хорошо. Иногда из-за неисправности электрооборудования, повышается напряжение бортовой сети, и батарея начинает кипеть. Испаряется в первую очередь вода, значит, увеличивается процент содержания кислоты. Если ареометр для электролита, показывает, что плотность больше чем 1.35, значит нужно принимать срочные меры. Высокое содержание кислоты, вызывает осыпание активного слоя пластин батареи. Процесс этот необратимый и обязательно приведет к сокращению срока службы аккумулятора.
Принцип работы ареометра
Важность периодического измерения плотности понятна. Что прибор, для этого предназначенный, называется ареометром — тоже. Теперь необходимо коротко уяснить его работу, это поможет при дальнейшем его использовании. Принцип действия денсиметра, так иногда называют ареометр, основан на известном всем законе Архимеда. В его основе равенство объемов погружаемого тела и вытесняемой им жидкости. Однако предметы имеют различную плотность. Поэтому на практике равновесие наступит при погружении тела на определенную глубину. В этом и заключается принцип действия ареометра для электролита и любой другой жидкости.
Конструкция
Денсиметр — это стеклянный поплавок определенного объема и массы. При погружении в жидкость он опускается на некоторую глубину: чем плотность меньше, тем ниже. Для считывания показаний на ареометре имеется шкала. Проградуирована она в соответствии с плотностью измеряемой жидкости. Так устроен денсиметр в общем случае. Для аккумулятора такой способ не годится. Поплавок можно опустить в банку АКБ, но погрузиться ему помешают свинцовые пластины. Поэтому ареометр плотности электролита устроен несколько иначе. Он находится внутри стеклянной колбы, с одной стороны которой установлен тонкий пластиковый наконечник, с другой — резиновая «груша». С их помощью сосуд заполняется электролитом. Его объем относительно невелик, но учитывая что диаметр колбы маленький, это позволяет денсиметру погружаться на достаточную для измерения плотности глубину.
Меры техники безопасности
Начинать нужно с подготовительных работ. Заранее позаботиться о перчатках и средствах защиты глаз и органов дыхания. К этому стоит отнестись серьезно: электролит является едкой жидкостью. Можно производить измерения на самом автомобиле, но все же лучше аккумулятор снять, и установить на ровную поверхность. Работать так удобнее, да и не пострадает лакокрасочное покрытие автомобиля. Перед тем как пользоваться ареометром для электролита необходимо произвести его внешний осмотр. Денсиметр прибор очень хрупкий и не прощает небрежного с ним обращения. В случае механических повреждений могут возникнуть трещины и сколы, что приведет к вытеканию электролита из колбы. Если все меры безопасности соблюдены, можно переходить непосредственно к выполнению работ.
Измерение плотности
Измерение электролита ареометром производится в следующей последовательности.
- Открутить крышки всех банок на аккумуляторе.
- Взять ареометр правой рукой за резиновую «грушу».
- Наконечник денсиметра опустить в контролируемую «банку».
- В колбу должно поступить количество жидкости достаточное для того, чтобы поплавок свободно в ней плавал.
- Если с первого раза не получилось необходимо повторить операцию. При этом нужно стараться держать прибор вертикально.
- Когда удастся набрать достаточное количество электролита, необходимо, не делая резких движений, добиться полного равновесия ареометра. При этом он не должен касаться стенок колбы.
- Считать показания по шкале денсиметра. Поверхность электролита должна совпасть с одной из ее меток. Здесь есть одна тонкость. Между поплавком и стенками колбы образуются сферические углубления так называемые мениски: показания нужно отсчитывать по их нижнему срезу.
- Плотность должна быть приблизительно одинаковой во всех «банках» и находиться в пределах 1,26 — 1,28 г/см 3 .
Может случиться так, что некоторые элементы аккумулятора окажутся сухими. Это очень часто случается у владельцев, пренебрегающих обслуживанием АКБ. Банка, естественно, не сухая в привычном понимании этого слова, просто из нее выкипела вода, и электролит опустился ниже свинцовых решеток. Обычно это происходит с крайними элементами. В этом случае, перед тем как измерить электролит ареометром необходимо довести его уровня до нормы. Для этого нужно долить в банку дистиллированной воды. Уровень электролита должен быть выше поверхности банок приблизительно на 1 см.
Какой ареометр выбрать для последующего использования
Денсиметр вещь хрупкая и одалживают его крайне неохотно. Поэтому для периодического контроля плотности электролита, в гараже лучше иметь свой, тем более что цена его невелика. В настоящее время в продаже имеется большой выбор ареометров, включая электронные. Нет никакого смысла переплачивать за ненужные функции.
Для гаражного использования вполне хватит классического, поплавкового. Можно приобрести универсальный ареометр, для электролита и тосола. Его шкала проградуирована для измерения двух жидкостей, что не будет лишним при подготовке автомобиля к зиме.