Подключение электродвигателя 380 вольт к сети на 220 вольт
Домашнее хозяйство часто нуждается в средствах механизации. Самодельный станок, насос для воды, оборудование для малого бизнеса… да мало ли для чего может понадобиться хороший электродвигатель! Однако проблема в том, что промышленные электродвигатели рассчитаны на работу в трехфазной сети (380 В).
В то время как в жилых домах и квартирах сеть однофазная, или 220 В. Но решение есть! Давайте рассмотрим, как заставить работать промышленный двигатель от бытовой сети.
Отличия однофазного двигателя от трехфазного
В трехфазном двигателе вращение ротора вызывает магнитное поле, которое наводится в статоре переменным напряжением каждой из трех фаз относительно друг друга. Это обеспечивает эффективность работы двигателя. Частота вращения двигателя остается одинаковой при однофазном и трехфазном подключении, а вот мощность при однофазном значительно уменьшается.
В этом случае мы получим от двигателя не больше 70% от номинальной мощности. Чтобы достичь максимально возможного результата, обмотки двигателя необходимо соединить «треугольником». Если подключение выполнено «звездой», то максимальная мощность (даже теоретически) составит не более 50% от номинальной. Чтобы уточнить методику соединения обмоток (если вы затрудняетесь отличить «звезду» от «треугольника»), рекомендуется просмотреть дополнительную информацию.
Так как в трехфазном двигателе имеется три выхода, на два из них подключается нулевой и фазный провода, а третий соединяется через конденсатор. При этом направление вращения будет зависеть от того, как будет подключен конденсатор — к нулевому или фазовому выводам.
Схемы подключения трехфазных двигателей на 220 вольт
Если двигатель маломощный (менее 1,5 кВт), и подключение происходит без нагрузки, то для успешной работы достаточно просто подключить к схеме конденсатор. Например, один вывод припаять к входу нулевого провода, а другой — к свободному концу обмотки, или третьему выводу треугольника. Если направление вращения не устраивает, то нужно просто прикрепить второй вывод конденсатора к входу фазного провода.
Для запуска нагруженного или мощного двигателя необходим более мощный «толчок», который может обеспечить дополнительный (пусковой) конденсатор. Он впаивается в схему параллельно основному, однако работает не постоянно, а только несколько секунд, на время старта двигателя. Обычно его подключают через кнопку или двухпозиционный тумблер. Для запуска требуется нажать кнопку (включить тумблер) на то время, пока двигатель запустится и наберет обороты. Затем кнопку отпускают, разрывая сеть и отключая емкость.
Двигатель можно заставить работать в прямом и реверсивном режимах. Для этого в схеме подключения добавляется тумблер, который в одном положении подключает конденсатор к нулевому, а в другом — к фазовому проводу. В реверсивной схеме, если двигатель медленно запускается или не стартует вообще, также может быть добавлен пусковой конденсатор. Он точно так же подключается параллельно основному и включается кнопкой «Пуск».
Часто можно услышать вопрос, а можно ли в принципе запустить трехфазный двигатель без конденсатора? К сожалению, этого сделать нельзя. Так можно запустить только мотор, изначально предназначенный для работы с однофазной сетью 220 В.
Подбор емкости конденсатора
Рабочее напряжение конденсатора должно быть не меньше 300 В. Лучше всего для схемы подходят конденсаторы марок БГТ, МБЧГ, МБПГ и МБГО. Все данные (тип, Uраб, емкость) указаны на корпусе.
Для расчета необходимой емкости следует воспользоваться формулой:
- для подключения «треугольником» С = (I/U)x4800;
- для подключения «звездой» С = (I/U)x2800.
Где С — емкость конденсатора в микрофарадах (мкФ), I — номинальный ток в обмотках (по паспорту), U — напряжение питания (220 В), а цифры — коэффициенты для разных типов подключения обмотки.
Что касается пусковых конденсаторов, то их емкость необходимо подбирать путем эксперимента. Обычно она составляет 2-3 от рабочего номинала.
Приведем пример расчета
Соединение — треугольник. Потребляемый номинальный паспортный ток — 3 А. Подставляя значения в формулу, получаем С=(3/220)х4800 = 65 мкФ. В этом случае емкость пускового конденсатора нужно выбирать в пределах 130-180 мкФ. Однако конденсаторов на 65 мкФ в продаже не бывает, поэтому собираем набор из 6 шт. по 10 мкФ и добавляем еще один — 5 мкФ.
Нужно учитывать, что при расчете использовались данные на номинальную мощность. Если двигатель будет работать с недогрузом, он будет перегреваться. В этом случае необходимо уменьшить емкость конденсаторов, чтобы снизить ток в обмотке. Но со снижением емкости уменьшится и мощность, которую может развить двигатель.
Поэтому при подключении рекомендуется действовать методом подбора. Начинать с минимально необходимой емкости, а затем постепенно увеличивать ее до получения оптимальных показателей.
Как подключить электродвигатель с 380 на 220 вольт
Если у движка есть 6 выводов, то можно запускать его на 220, соединив треугольником. тогда на каждой из двух обмоток будет 220 в. КПД будет равно 60% от мощности. если только 3 вывода ммучиться не стоит.
третью обмотку вкулючить через кондесатор из расчета 5 мкф на 100 ватт.
делов то.
Ну во первых существуют двигатели 660 на 380 , и они при расключении на 380 вольт уже включены треугольником и на 220 такой движок не подключишь! А если движок на 380 и имеет три вывода можно снять лобовину , если в схеме соединения обмоток три конца соединены вместе — значит звезда. Разбираешь схему , переключаешь обмотки треугольником , изолируешь , и — вперёд! А работа трёхфазного двигателя на двух фазах , как Вы советуете — это работа КАМАЗА в качестве такси — дорого , неэффективно и бесполезно — не везде пропустят!
В какой школе автора научили так выражаться? А не правильнее было бы написать, как подключить трехфазный двигатель к однофазной сети? Или проще, как подключить двигатель на 380В к сети 220В? А что там за три белых провода замотаных красной изолентой?
О двигателе из пункта приёма металлолома. Тем прибором, который использует автор, можно только проверить обмотки на обрыв и не более того. Для проверки изоляции на пробой необходим обязательно. мегаомметр. А ещё в обмотке может быть витковое замыкание, которое определяется только специальными приборами.
Три белых провода — вторые концы обмоток. Обмотки соединены звездой.Переключаешь треугольником ставишь выключатель с пусковой группой контктов (ТАКИЕ СТОЯЛИ НА СТАРЫХ СТИРАЛЬНЫХ МАШИНАХ) и вуаля.
Прочел комментарии все правильно кроме одного… когда нужен двигатель и нет 380 то годится все… Спасибо за видио полезно и прекрасно. Удачи Брат.
какие три провода? три обмотки соединенные в звезду…. че парить, не знаешь не пиши!
Прежде всего хочу пояснить и предупредить-необходимую мощность можно получить,учитывая,что паспортная мощность 3х фазника уменьшается на треть.Изолентой замотаны выходные концы обмоток.В этом случае дв.можно переключить на треугольник начало первой с концом второй,начало второй с концом третьей начало третьей с концом первой.для этого предварительно вызвонить пары обмоток.На фото изолентой замотаны «концы» обмоток.Если же имеется только три вывода,то дв.соединён «звездой».Ёмкость кондёров правильно указана в 7мкф на 100 вт мощности дв.В случае больших паспортных оборотов(1500 и выше)ёмкость необходимо увеличить(8 или 10 на 100 вт.импульс должен быть мощнее.
То есть вопреки всем доводам разума — автор соединил обмотки «звездой» (зачем?) вместо «треугольника», да ещё и заставил работать ЭТО без рабочего (фазосдвигающего) конденсатора… Результат будет виден скоро: двигатель перегреется и расплавится. Все вменяемые люди делают с точностью до наоборот: 1) высвободить все 6 концов проводов (если торчат только три — вскрыть корпус и вывести, рассоединив три оставшихся, в клеммную коробку). 2) прозвонить концы на принадлежность к трём разным обмоткам. 3) с помощью МГОм-метра обнаружить НАЧАЛО и КОНЕЦ каждой обмотки. 4) соединить последовательно конец каждой обмотки с началом соседней (т.о. получив «треугольник» из обмоток) 5) от точек соединения обмоток вывести три провода. Два из них соединить вместе, и соединить с одним из проводов конденсатора (подойдёт НЕ ЛЮБОЙ конденсатор, внимание!). Получившиеся 2 свободных провода — от конденсатора и от обмоток — подсоединяем к вилке. Ёмкость конденсатора подбирается 7мкф/100 ватт мощности двигателя. Конденсаторы подключены к двигателю ПОСТОЯННО во время работы. Иногда — если мощность двигателя превышает 3,5 киловатта — для пуска применяется ещё (в дополнение к рабочим конденсаторам, но НЕ заменяя их) ПУСКОВОЙ конденсатор в 5 — 7 раз бОльшей ёмкости, чем рабочие. Пусковой конденсатор после запуска двигателя отключается. Двигатели меньшей мощности, как правило, в дополнительном пусковом конденсаторе не нуждаются. На вал двигателя ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть установлена крыльчатка со штатным ветроотражающим кожухом (любая асинхронная машинагреется во время работы), либо организовано принудительное охлаждение другим образом, во избежание перегрева.
На многих двигателях концы обмоток не выведены наружу.Поэтому чтобы переключить двигатель на треугольник нужно разобрать двигатель и найти концы обмоток.Обычно они соеденены и примотаны к обмотке.Нужно их найти разьединить,удлиннить и вывести наружу к клемникам.А дальше соединить обмотки как описано выше.
Схема подключения электродвигателя 380 на 220 через конденсатор
Раньше схема подключения электродвигателя 380 на 220 Вольт была популярна по простой причине, в продаже почти не было электродвигателей на 220 Вольт. Люди приносили с работы, заводов, промышленные трехфазные электродвигатели на 380 В. В основном они использовались в частных домах для заточных станков малой мощности, очень часто для циркуляционных, компрессоров. Не во всех домах было 380 В, даже более того, в подавляющем большинстве. И по этой причине необходимо было подключение электродвигателя 380 на 220 В.
Разновидности схем подключения
Существует несколько видов схем подключение трехфазного электродвигателя с помощью конденсаторов. Разновидности схем подключения 380 на 220 В обусловлены несколькими факторами, мощность (Р, кВт) и вид соединения обмоток. Если мощность более 1.5 кВт, то необходимо использовать пусковые конденсаторы, которые используются только при пуске двигателя и затем отключаются.
При выборе типа применения учитывают соединения обмоток асинхронного двигателя. Их две, звезда и треугольник. В первом случае, обмотки соединяются в одной точке, при треугольнике, начало обмотки соединяется с концом предыдущей.
Выводов на клемник агрегата три. Значит, соединение в звезду уже собрано. Но в некоторых случаях заводом изготовителем выводят 6 концов, а маркируются они С1, С2, С3 (начало обмоток), С4, С5, С6 (конец обмотки). Необходимо посмотреть на бирку, где обозначено соединение двигателя (треугольник, звезда) и согласно ей сделать соединение проводов. Лучше это предоставить электрику.
Рис.1. Включение двигателя до 1.5 кВт при соединении треугольник, звезда
Тут нужно учитывать, при применении вида треугольника, теряется порядка 70 % номинальной мощности, а звездой потери могут достигать 50 %.
Как видно из рисунка, схема подключения электродвигателя простая. Фаза и ноль присоединяются к двум выводам обмоток (два провода на электродвигателе), а третий провод (обмотка) компенсируется через рабочий конденсатор к фазному проводу сети.
Рис.2. Схема включения при мощности электродвигателя более 1.5 кВт
В данной схеме необходимо добавить пусковой конденсатор параллельно рабочему, как показано на рисунке. Рекомендуется его включать через кнопку, то есть нажал, двигатель запустился и отпустил ее.
Если ротор вращается не в ту сторону, то просто нужно поменять фазу и ноль. Так же нужно правильно выбрать кабель.
Выбор емкости рабочего и пускового конденсатора
Напряжение его должно быть не менее 300 В, но оптимальным вариантом это 400 В. Рекомендуется брать типов МБГО, МБПГ, МБГЧ.
Расчет рабочей емкости производится по формуле:
Сраб. = 4800 × I/ U, где I номинальный ток электродвигателя, А. U, напряжение сети, В.
При включении по схеме треугольник рассчитывается по формуле:
Сраб. = 2800 × I/ U
В некоторых случаях принимают приблизительный расчет емкости, на каждый киловатт мощности электродвигателя берется 70 – 100 мкФ емкости. Такой расчет используют, когда двигатель после перемотки и существует определенная погрешность, так как нельзя в условиях электроцеха сделать ремонт и при этом достичь номинальных технических характеристик. В этом случае рабочую емкость нужно собирать из нескольких, что бы потом добавлять или уменьшать.