Как обозначаются посадки на чертежах

Как обозначаются посадки на чертежах

1.7. Условное обозначение предельных отклонений и посадок

Предельные отклонения линейных размеров указывают на чертежах условными (буквенными) обозначениями полей допусков или числовыми значениями предельных отклонений, а также буквенными обозначениями полей допусков с одновременным указанием справа в скобках числовых значений предельных отклонений (рис. 1.4, а – в).

Посадки и предельные отклонения размеров деталей, изображенных на чертеже в собранном виде, указывают дробью: в числителе – буквенное обозначение или числовое значение предельного отклонения отверстия либо буквенное обозначение с указанием справа в скобках его числового значения, в знаменателе – аналогичное обозначение поля допуска вала (рис. 1.4, в). Иногда для обозначения посадки указывают предельные отклонения только одной из сопрягаемых деталей (рис. 1.4, г).

В условных обозначениях полей допусков нужно обязательно указывать числовые значения предельных отклонений в следующих случаях:

· для размеров, не включенных в ряд нормальных линейных размеров, например, 41,5 Н7( +0,025 );

· при назначении предельных отклонений, условные обозначения которых не предусмотрены ГОСТ 25347 – 82, например, для пластмассовой детали (рис. 1.4, д).

Предельные отклонения следует назначать для всех размеров, проставленных на рабочих чертежах, включая несопрягаемые и неответственные размеры. Если предельные отклонения для размера не назначены, возможны лишние затраты (когда стремятся получить этот размер более точным, чем нужно) или увеличение массы детали.

Для линейных размеров 1 – 10000 мм неуказанные предельные отклонения назначают по квалитетам IT12, IT13, IT14, IT15, IT16, IT17, либо по специально установленным классам точности: точному, среднему, грубому и очень грубому.

Допуски по классам точности обозначают на чертежах буквой t c индексом, например:

t1 точный класс (округление по 12 квалитету),

t2 средний класс (14 квалитет),

t3 грубый класс (16 квалитет),

t4 очень грубый класс (17 квалитет).

Неуказанные предельные отклонения для размеров валов назначают в «тело» материала, т.е. односторонними (от номинального размера в минус), например: –IT14 (минус IT14). Это соответствует предельным отклонениям основного вала 14-го квалитета (h14).

Аналогично для размеров отверстий неуказанные предельные отклонения назначают в «тело» материала тоже односторонними (от номинального размера в плюс), например: +IT14. Это соответствует основному отверстию указанного квалитета (Н14).

Для размеров элементов, не относящихся к валам или отверстиям (уступов, глубин, расстояний между осями, расстояний от торцов детали до осей отверстий и т.п.), назначают только симметричные неуказанные предельные отклонения, например: .

Все изложенное относится к размерам валов и отверстий, неуказанные предельные размеры которых заданы по классам точности. Например, для среднего класса точности предельные отклонения условно записывают:

для размеров элементов, не относящихся к валам или отверстиям.

Неуказанные предельные отклонения размеров металлических деталей, обработанных резанием, назначают по среднему классу точности или по 14-му квалитету.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Допуски и посадки, основные понятия, обозначения

Нулевая линия — линия, соответствующая некоему размеру, от которой откладываются отклонения размеров при указании допусков и посадок. Все линии чертежа — нулевые. Размер этот называется номинальным размером.

Допуск — диапазон отклонения от нулевой линии. «Отверстие выполнено диаметром А с допуском +0,5» — это означает, что действительный диаметр отверстия находится между диаметром, заданным нулевой линией (номинальный размер=А) и диаметром А+0,5мм.

Предельное отклонение — разность между предельным (наиболее отклоняющимся) и номинальным размером.

Верхнее отклонение = верхнее предельное отклонение = разница между номинальным и наибольшим предельным размером.

Нижнее отклонение = нижнее предельное отклонение = разница между номинальным и наименьшим предельным размером.

Поле допуска — диапазон размеров, ограниченный верхним и нижним отклонением от нулевой лини. Положение поля допуска обозначают:

Для отверстия: Прописные (большие) буквы латинского алфавита. A, B, C, CD, D.
Для вала: строчные (маленькие) буквы латинского алфавита. a,b,c,cd.

Отклонение, используемое для указания поля допуска допуска называют основным отклонением — это отклонение поля допуска ближайшее к нулевой линии.

Основное отклонение
Для отверстия от A до HEI (нижнее)
Для отверстия J до ZCES (верхнее)
Для вала a до hes (верхнее)
Для вала j до zcei (нижнее)

Отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю (не может быть меньше) — называют основным и обозначают английской буквой H.

Вал, верхнее отклонение которого равно нулю (не может быть больше) — называют основным и обозначают английской буквой h.

На рисунке ниже — положение полей допусков (заштриховано) относительно нулевой линии. Слева указаны отрицательные или положительные отклонения.

Посадка — характер соединения узлов (деталей), определяемый величиной существующих в нем зазоров или натягов. Различают посадки с зазором, посадки с натягом и переходные (промежуточные) посадки.

Посадки в системе отверстия — предпочтительнее на практике (исторически) , см. рисунок ниже:

Посадки в системе вала, смотри рисунок ниже:

Квалитет — установленная совокупность допусков, определяющая допуск для данного линейного размера (одинаковая степень точности для всех номинальных размеров). Величнины полей допусков обозначают буквами IT и порядковым номером квалитета.

Черчение

Любая операция сборки деталей заключается в необходимости соеди­нить или, как говорят, «посадить» одну деталь на другую — отсюда и ус­ловно принятое в технике выражение «посадка» для обозначения ха­рактера соединения деталей. Одни соединения допускают определенную свободу движения деталей относительно друг друга. Другие, наоборот, обеспечивают неподвижность соединенных деталей. Так, например, ра­бочий шкив ременной передачи должен быть плотно (неподвижно) наса­жен на вал, а холостой шкив может свободно вращаться на неподвижной оси.

Применение тех или иных посадок соответствует замыслу конструктора при проектировании машины. Таким образом, под словом «посадка» пони­мается не конструкция самого соединения, а степень подвижности собран­ных деталей относительно друг друга. Сборку двух деталей можно осущест­вить с зазором (одна деталь свободно входит в другую) или с натягом (для соединения таких деталей необходимо применить усилие).

Зазором (рис. 119,I) называется разность размеров отверстия D и ва­ла d, если размер отверстия больше размера вала. Зазор обеспечивает свобо­ду относительного перемещения деталей. Чем больше зазор, тем больше свобода движений в соединении.

Натягом (рис. 119, II) называется разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия.

Посадки разделяют на три группы: посадки с зазором (подвижные посадки). Для этих посадок диа­метр отверстия больше диаметра вала, благодаря этому детали в собранном состоянии обладают свободой взаимного перемещения.

При конструировании машин подвижные посадки выбирают по услови­ям, в которых будет работать проектируемое соединение. При этом определяется такой зазор при котором коэффициент трения минимален. По­движные посадки разделяются между собой установленной величиной за­зора. Каждая следующая посадка в приведенной в табл. 10 последователь­ности характеризуется относительно меньшим зазором по сравнению с предыдущей;

Посадки с натягом (неподвижные посадки). Для этих посадок диаметр отверстия меньше диаметра вала, что обеспечивает соединение с натягом. Посадки этой группы характеризуются неразъемностью соеди­нений. Такие соединения осуществляется под прессом, при нагреве охва­тывающей детали (отверстия) или охлаждения охватываемой (вала).

Неподвижные посадки применяют в том случае, когда возникает необхо­димость исключить возможность относительного перемещения соединен­ных деталей или передавать крутящий момент без дополнительных средств крепления (шпонки, винты установочные, штифты и т. п.);

Переходные посадки. Переходными эти посадки названы по­тому, что до сборки вала и отверстия нельзя сказать, что будет в соедине­нии — зазор или натяг. Это означает, что в переходных посадках диаметр отверстия может быть меньше, больше или равен диаметру вала (рис. 119, III).

Группа переходных посадок предназначается для соединений, которые подвергаются разборке и сборке под легкими ударами деревянного или свинцового молотка.

Система ИСО содержит 27 обозначений полей допусков для отверстия, столько же — для валов. Путем сочетания разноименных полей допусков можно получить свыше 700 различных посадок, в которых отверстие и вал будут обозначаться не только одинаковыми, но и разными буквами. Однако одновременное применение всех возможных полей допусков неэкономич­но, так как это затруднило бы унификацию изделий, размерных инстру­ментов и калибров. Для практического применения рекомендуется ограни­ченное число предпочтительных посадок (27 посадок в интервалах разме­ров от 1 до 500 мм).

Ниже в табл. 10 приводится обозначение полей допусков по группам. Со­поставляя каждую пару одинаковых по значению букв и читая эти ряды слева направо, можно получить 11 посадок с последовательно уменьшаю­щимися зазорами до нулевого, далее 4 переходные посадки и 12 посадок с увеличивающимся натягом. Указанные поля допусков определенным обра­зом сгруппированы по квалитетам.

Поле допуска в ЕСДП образуется сочетанием основного отклонения (ха­рактеристика расположения) и квалитета (характеристика допуска). Соот­ветственно условное обозначение поля допуска состоит из буквы основного отклонения и числа — номера квалитета, например: поля допусков валов h6; d10; s7; поля допусков отверстий Н6,D10, S7.

Посадка образуется сочетанием полей допусков отверстия и вала. Услов­ное обозначение посадки выполняется в виде дроби или в одну строку, при­чем в числителе или на первом месте указывается обозначение поля допус­ка отверстия, а в знаменателе или на втором месте — вала, например: H8/f7; H8—f7.

Читайте также  Для чего нужен нагель - Информационный портал про ...
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]