5 способов серебрения меди и других металлов
Как осуществить серебрение в домашних условиях. Особенности процедуры серебрения для меди и латуни. Технология гальванического и химического покрытия. Состав раствора. Техника безопасности.
Серебрение металлов как процесс покрытия изделий из различных сплавов дополнительным декоративным и защитным слоем пользуется большой популярностью среди мастеров различного уровня. Необязательно обладать специальными навыками или держать химическую лабораторию, чтобы осуществить процесс серебрения в домашних условиях. Существует масса простых технологий самостоятельного серебрения различных металлов, об этих способах подробно рассказывается в статье.
Суть и назначение серебрения
Серебрение металлов, произведенное в любых условиях, имеет не только декоративное, но и практическое назначение:
- серебро обладает высокой твердостью (до 90 кг/мм²);
- хорошо проводит электрический ток;
- устойчиво к образованию окислов и ржавчины.
К достоинствам металла также можно отнести теплопроводность и отражение света.
Серебро обладает устойчивостью к щелочным растворам и кислотам органического происхождения. Даже серная кислота сильной концентрации может растворить серебряное покрытие только при 100 °C.
Одним словом, серебрение металлов предупреждает преждевременное разрушение материала, и под слоем серебра сплавы менее подвержены различным влияниям внешней среды.
Способы нанесения покрытия
- гальваническое серебрение;
- химическую обработку;
- технологию погружения;
- серебрение посредством специальных паст;
- посредством нагревания металла.
Все эти способы подходят для самостоятельного проведения операции в домашних условиях.
Гальванический метод
Гальваника подразумевает электрохимическое воздействие на обрабатываемую деталь. Суть метода состоит в неравномерном оседании молекул серебра, при котором на поверхности обработанной детали образуется кристаллический рисунок.
- тару из стекла или пластика, габариты которой позволяют погрузить в нее изделие из металла;
- электролит, которым наполняется тара;
- штативы или держатели, фиксирующие детали в электролитической жидкости;
- серебро;
- источник электрического тока.
Говоря научным языком, гальванизация – это перенос молекул при замыкании электрической цепи.
Изделие, которое нуждается в покрытии, подключается к «-» заряду (катод), а изделие из серебра, молекулы с которого должны перейти на катод, – к «+» заряду. В электролитической ванне под воздействием тока на катод начинают оседать молекулы серебра, превращаясь в защитный слой.
Химический метод
Химическое серебрение можно осуществить, взяв за основу антихлор, он же тиосульфат натрия. Этот реактив используется в области проявления фото, но если он уже не может использоваться по назначению (для закрепления пленки), его можно применить в качестве раствора для серебрения. Для процедуры также потребуются:
- тиосульфат натрия – 1 л;
- формалин – 6–10 капель;
- нашатырный спирт – 5–6 капель.
Процесс серебрения в домашних условиях выглядит так:
- В антихлор добавляются формалин и спирт (нашатырный) в указанных пропорциях.
- Металлическое изделие подготавливается к процедуре: необходимо зачистить поверхность, окунуть в раствор соды, доведенный до кипения, а потом ополоснуть водой.
- Обрабатываемую деталь погружают в антихлор на 1,5–2 часа.
- После завершения процедуры изделие промывается и сушится естественным способом.
Погружной метод
Погружение с гальванизацией
- раствор гидроксида аммония на основе воды – 70 мл;
- кристаллическая сода – 40 г;
- хлорид серебра – 10 г;
- цианистый калий – 40 г;
- пищевая соль – 15 г.
В смесь добавляется дистиллированная вода, чтобы общий объем раствора достиг 1 литра. В жидкость погружается не только изделие, но и деталь из цинка, после чего состав подвергается гальваническому воздействию.
Обычное погружение
Состав пасты для серебрения:
- ляпис – 11 г;
- мел (порошок) – 750 г;
- цианид калия – 60 г;
- вода – 60 мл.
Смесь разбавляется водой в пропорции 1:2 (1 часть смеси на 2 части воды), и металлический сплав помещается в пастообразный состав. А крупногабаритные детали таким составом просто натираются.
При помощи специальных паст
- хлористый аргентум – 6 г;
- поваренная соль – 8 г;
- винный камень – 8 г;
- дистиллированная вода.
Для процедуры также потребуются посуда из стекла или пластика, защитные перчатки и маска, а также ветошь.
Сплав тщательно очищается от следов ржавчины. Можно некоторое время подержать его в содовом растворе средней концентрации.
Все реактивы измельчаются и смешиваются до пастообразной консистенции. Медную деталь необходимо полностью покрыть составом с помощью куска ветоши. Как только на изделии образуется серебряный слой, деталь нужно промыть и отполировать сухой мягкой тканью.
При помощи нагрева изделия
Состав смеси для серебрения:
- хлорид серебра – 100 г;
- поваренная соль – 600 г;
- битартрат калия – 600 г.
В результате получается сухой многосоставной порошок, который может храниться на протяжении длительного времени в таре из темного стекла.
Раствор готовится с применением большого количества воды (3 ст. л. сухой смеси на 5 л воды), после чего его нужно вскипятить. Деталь из металлического сплава погружается в кипящий состав и находится в нем 25–30 минут.
После кипячения в растворе металл получает матовый налет, убрать который можно с помощью другого состава:
- вода – 5 л;
- серноватисто-натриевая соль – 300 г;
- уксусно-свинцовая соль – 100 г.
Состав нагревают до 75–90 °C и помещают в него изделие на четверть часа, после чего покрытие приобретает соответствующий серебряный блеск.
Особенности покрытия серебром разных металлов
Существует ряд особенностей процесса серебрения в различных условиях:
- Состав смеси необходимо подбирать исходя не только из качества изделия, но и из его дальнейшего практического назначения.
- Серебрению легче поддается светлый металл. Толщина покрытия для деталей из темного материала должна быть не менее 15 мкм.
- Поверхность любого сплава перед процедурой серебрения необходимо качественно зачистить и обезжирить.
Серебрение меди и медных сплавов
Серебрение меди не отличается от покрытия серебром других видов изделий. Медь не капризный металл и легко поддается обработке. Однако именно этот вид металла более всех подвержен образованию окислов и коррозии, в связи с чем перед серебрением могут понадобиться дополнительные подготовительные меры в виде полировки.
Техника безопасности
- Все процессы химического свойства должны проходить в хорошо проветриваемом помещении.
- Во время процедуры необходимо использовать защитные очки и перчатки. Рекомендуется надеть специальную одежду.
- Во время серебрения необходимо изолироваться от детей и домашних животных, чтобы не подвергнуть их жизнь и здоровье опасности.
- Химические отходы следует утилизировать по правилам техники безопасности.
Если у вас есть опыт серебрения металлических изделий в домашних условиях, вы можете рассказать об этом в комментариях.
Чернение серебра
Многие неопытные владельцы путают чернение серебра с черной грязью. А на самом деле это специальная ювелирная техника по серебру. Цена за 1 грамм черненого серебра дороже обычного. А что это за вид декоративной отделки? Откуда он к нам пришел? Какими способами можно воспользоваться для чернения серебра дома? Все это вы узнаете прямо сейчас.
История происхождения чернения серебра
Русский народный промысел, как чернение серебра пришел к нам в 17 столетии. Именно в этот период, в городе Великий Устюг, обосновались мастера очернители. Оказывается, через этот маленький город когда-то проходили все торговые пути из Сибири, в том числе и серебро. Так и появился чуть ли не в каждом дворе города серебрено-чернивой промысел. Здесь каждый мастер выполнял этапы техники чернения серебра вручную, начиная от «чеканки» изделия и до этапа «чернения».
Самые великие мастера данного промысла передавали тайные секреты техники лишь перед смертью. Из-за чего промысел чуть не исчез.
Какие изделия чернили из серебра?
Данную технологию стали использовать в больших масштабах. Начали производить посуду, табакерки и гравюры в этой технике. Чернили практически все изделия, начиная от ложек и до мебели. Многие мастера 17 столетия даже изготавливали потрясающие картины с пейзажами. Кстати, многие экземпляры этих лет можно и сегодня увидеть в ювелирных магазинах. Работы являются настоящими произведениями искусства.
Как делают чернение серебра: особенность техники
Чернение серебра – декоративная отделка серебра. Суть этой техники: наложение специального сплава сульфидов серебра, свинца, серы и меди на гравированную часть серебренного изделия.
Мастера делают изделия более рельефными. А фигурки заполняют чернью, согласно задуманному узору. Во время нагревания чернь прочно соединяется с серебром. В результате изделие получает дополнительный рельеф и контраст. Такие изделия из серебра напоминают антикварные вещи.
Стоимость таких изделий зависит от уровня мастерства ювелира и от сложности работы.
Ухаживать за такими изделиями просто. Достаточно периодически очищать от пыли. А вот пользоваться абразивами запрещено.
Какие существуют способы нанесения черни?
Существует 2 основных способа:
- Сухой способ – когда поверхность изделия обрабатывается специальным раствором, а затем наносится порошок черни. В процессе производства изделие деликатно просушивается, а затем обжигается в муфеле при температуре от 300° С;
- Мокрый способ – состав имеет сметанообразную консистенцию, так как его предварительно разводят водой. Затем при помощи кисточки или шпателя накладывают состав на углубления изделия. Когда вода испарится, изделие кладут в муфель, где собственно черня становится мягкой и плавно затекает в поры рисунка, тем самым покрывая предмет.
Финишный этап двух способов заключается в подчищении изделия. Мастер работает напильником до тех пор, пока на изделии не проявится рисунок. Данный этап является очень тонким, так как можно нечаянно спилить орнамент.
После изделие поддается полировке. Кстати многие мастера придают изделию дополнительные штрихи или насечки. Называется этот способ – «канфарение».
Также, украшения небольших размеров мастера плавят при помощи паяльного пистолета. Данный способ помогает концентрировать приток тепла на основном металле. Поэтому нагревать изделие лучше всего с обратной стороны.
Три способа чернения серебряных изделий своими руками
Процесс чернения серебра в домашних условиях выполняется при помощи простых материалов, которые есть у каждой хозяйки в закромах.
Для этого способа возьмите: 1 яйцо, емкость и нитки. Пошаговый план способа: первое, что вы должны сделать – это очистить изделие при помощи антисептика. Затем вам нужно будет сварить яйцо вкрутую. Готовое яйцо нужно очистить от скорлупы и разрезать на 2 части. Дальше вы должны подвесить на веревку или тонкую леску изделие в емкости, где уже будет находиться яйцо. Затем вы закрываете контейнер для того, чтобы туда не попал воздух.
По истечению 30 минут, вынимаете изделие. За данным процессом следует наблюдать, чтобы вы не переборщили с чернением.
Для данного способа понадобится серная мазь. Ее можно раздобыть в любом аптечном киоске. При помощи этой мази покрывается поверхность изделия. Ее следует наносить на те участки, которые бы вы хотели затемнить. После чего нужно будет направить на изделие струю горячего воздуха. Во время высушивания феном, вы увидите, как изделие начнет темнеть. На финише при помощи зубной пасты и щетки, полируете изделие. Только будьте осторожны, не снимите лишнего. Иначе вся работа пойдет насмарку.
Пожалуй, данный способ самый простой. Вам нужно будет использовать йод. Внимание: метод подходит для изделий, обладающих рельефностью. Здесь для эффекта чернения достаточно нанести йод при помощи ватной палочки. Манипуляции следует проводить постепенно и без спешек. Затем готовое изделие высушиваете на солнечных лучах.
А вот очистить изделия от чернения тоже можно дома при помощи простых подручных средств. Для этого достаточно опустить изделие в емкость с содовым раствором и фольгой и прокипятить. Тогда украшение посветлеет. Обычно этим способ пользуются хозяюшки, чтобы избавиться от загрязнений. Ведь способ подходит для очистки любых поверхностей.
Также существует еще один не менее известный метод очистки украшений при помощи моющего средства или обычного шампуня. Вам достаточно положить изделие в емкость с моющим средством.
Как правильно носить черненые изделия из серебра: правила хорошего тона
Подобные украшения сегодня имеют свою армию поклонниц со всех уголков мира. Например, во многих магазинах продаются изделия из черненого серебра в виде колец, браслетов, кулонов, сережек. Все украшения выполнены в разных стилях и манерном исполнении.
Более того, такие украшения мастера украшают драгоценными камнями. Конечно, стоимость таких изделий возрастает во много раз. Такие изделия изготавливаются из 925 пробы металла, что является подтверждением прочности. Украшения данной пробы не требуют частой чистки.
Аксессуары и прочие предметы в технике чернения можно одевать на любое торжественное событие, а также на каждый день. Такое серебро подходит под любой стиль одежды, кроме спортивного casual, в котором и без того присутствуют декоративные элементы.
Превосходно будет смотреться такое украшения под вечерний наряд, деловой костюм, легкий вариант летнего сарафана.
По правилам хорошего тона, черненое серебро не желательно одевать дома или одевать на работу. Поэтому обязательно снимайте изделия перед уборкой.
Как правильно выбирать такие украшения?
Перед покупкой, обращайте внимание на свой цвет кожи. Например, обладательницам смуглой кожи подходят изделия из светлого серебра с темными вариантами рисунков. Обладательницам светлой кожи подойдут изделия с серебряно-льдистыми узорами на темном фоне.
Avgvst, QariQris, Copine Jewelry и Aloha Gaia — о том, как запустить свою марку украшений
У меня экономическое образование и маркетинговый бэкграунд. Я работала креативным директором в рекламном агентстве, когда решила, что хотела бы в качестве хобби заниматься в ювелирной мастерской. Первые украшения покупали за символическую сумму друзья. Тщеславие сделало свое дело, и внутренний маркетолог заставил меня создать сайт с фотографиями своих работ на шаблоне Squarespace. Так пришли первые заказы из других городов.
Сейчас мы разрабатываем дизайн и делаем прототипы, серийно украшения производят на трех производствах — и еще на одном гранят камни для наших моделей. Ювелирное оборудование можно разместить дома, если вы располагаете отдельной комнатой, но часть операций, например литье или гальванические покрытия (покрытие украшений родием или позолотой), придется делать на производствах или в оснащенных мастерских.
Работа с драгоценными металлами регламентируется государством, вы должны отчитываться об их происхождении и расходе. Поэтому вам сразу придется регистрировать ИП и вставать на учет в Пробирной палате.
Мы — ювелирная марка и работаем с драгоценными металлами: золотом, серебром, иногда платиной. Не используем латунь, так как она имеет низкие потребительские свойства, быстро темнеет и довольно мягкая.
Мы стараемся выпускать новую цельную коллекцию раз в три месяца. Между релизами выходят другие новинки. Они пополняют постоянные коллекции, например Avgvst Basic. В полноценном релизе должно быть не менее двенадцати моделей. Коллекция начинается с идеи, которая долгое время крутится в голове: что если сделать украшения, в которых горный хрусталь был бы почти невидимым, что если сделать коллекцию, в которой белое и желтое золото срасталось бы и разъединялось слоями? Это всегда какой-то визуальный прием или огранка, с которыми хочется поэкспериментировать.
А вот структура коллекции (сколько каких украшений должно быть) формируется из анализа прошлых продаж, запросов клиентов в магазинах, модных трендов. Мы анализируем продажи, заказы на сайте, я разговариваю с продавцами, чтобы узнать, какие пожелания озвучивают клиенты по виду застежек, цвету металла. Но мы не идем на поводу таких запросов, стараемся сами формировать пристрастия покупателей. Первые печатки на мизинец вызывали у клиентов удивление, а сейчас многие девушки не могут себе представить жизнь без нее. Я вдохновляюсь, как правило, ювелирными дизайнерами прошлого века, такими как Сюзан Бельперрон (ее называют Коко Шанель в ювелирном деле из-за новаторского дизайна украшений, предвосхитившего современный. — Прим. ред.), Вивианна Торун (шведский ювелир, работавшая по преимуществу с серебром. — Прим. ред.) или Эльза Перетти (еще до сотрудничества с Tiffany & Co, которое длится почти 45 лет, стала признанным ювелиром благодаря современным и необычным для того времени украшениям. — Прим. ред.).
От начала разработки до появления украшений на полках магазинов уходит в среднем три месяца. Это длительный процесс от создания прототипов до серийного производства. Индивидуальные заказы клиентов, например обручальные кольца, мы делаем от трех до пяти недель. Все украшения изготавливаются вручную, вручную полируются, вручную гранятся камни под каждое изделие. Объемы нашего производства растут, но мы стараемся сохранить эксклюзивное качество, традиционно ассоциирующееся с ювелирными украшениями. Поэтому новые коллекции быстро пропадают с полок — и клиентам приходится ждать заказы некоторое время.
Брак, конечно, бывает. Это могут быть дефекты полировки, закрепки, эмалирования. Украшения проверяются на качество в три этапа: на производстве, при приемке на склад и непосредственно перед выкладкой на полку или отправкой клиенту интернет-магазина. Еще бывают незапущенные в серию семплы. Например, мы сделали две похожие модели кольца и решили произвести обе, чтобы выбрать, что пойдет в серию. Непринятое кольцо в единственном экземпляре поступает на витрину магазина в Екатеринбурге. Для наших клиентов это классная возможность купить экспериментальную модель в уникальном исполнении по приятной цене.
В себестоимость украшения включается стоимость серебра или золота исходя из веса изделия, вес камня в каратах и цена работы по его огранке и закрепке, стоимость изготовления полимерного прототипа и резиновой формы, которая используется при литье, стоимость монтажа изделия, его полировки. Цена металла — основная составляющая в стоимости золотых украшений. Цена регулируется курсом Центрального банка и постоянно растет, как и курс валюты в нашей стране.
Команда нашего офиса состоит из семи человек. Я совмещаю функции креативного и коммерческого директоров. С промдизайнером мы придумываем, визуализируем и прототипируем будущие украшения, составляем технологические карты для производств. Если у нас возникают вопросы по технологии, мы советуемся с руководителями производств, которые часто предлагают свои решения по конструкции, закрепке, обработке.
Мой заместитель общается со всеми нашими производствами, запускает украшения в серию и следит, чтобы они вовремя и в нужном количестве оказались на полках наших магазинов и магазинов-партнеров. Товаровед контролирует качество и ведет учет. Есть руководитель интернет-магазина и SMM-специалист. Руководитель розницы следит за двумя магазинами и проводит обучение в магазинах-партнерах, проводит мерчендайзинг.
Очень важно освоить руками технологию изготовления и не бояться замарать руки полировочной пастой или обжечься горелкой. Необязательно доводить свои навыки до уровня ювелиров, которые посвятили этому всю жизнь. Но понимание технологии, поведения металла при пайке, плавлении, всех видах обработки сильно помогает и в общении с производством, и в разработке дизайна. Представьте себе повара, стоящего перед холодильником, полным продуктов, вкуса которых он никогда не пробовал. Именно так вы будете себя чувствовать, если не освоите базовые навыки ювелирной работы.
Делаем кулон с нуля с помощью пластичного серебра и молда
Предлагаем вашему вниманию несложный ювелирный мастер-класс по работе с пластичным серебром — серебряной глиной PMC (Precious Metal Clay).
Краткая справка для тех, кто не слышал раньше о серебряной глине.
Серебряная глина — материал, в сыром виде состоящий на 90% из чистого серебра, измельченного до нано-частиц, и на 10% из органического связующего вещества и воды, что позволяет придавать ему любую форму до обжига. Обжиг происходит при температуре 650-900С, в процессе вода испаряется и пластификатор выгорает, а серебро сплавляется в цельный слиток, давая на выходе чистейшую 999 пробу / 960 пробу / стерлинг 925 пробы (в зависимости от вида глины). Золотая паста наносится на серебряную поверхность после обжига и затем повторно подвергается термообработке для полного сплавления металлов воедино.
Для работы нам понадобятся:
— серебряная глина PMC (достаточно самой маленькой упаковки, 6.3г — этого хватит для кулона и еще останется на 1-2 маленькие подвески);
— силиконовый или пластиковый молд (формочка) на ваше усмотрение — у нас это голубки;
— тонкая художественная кисть (1 или 2 номер, форма не принципиальна, но, на наш взгляд, удобнее работать круглой);
— стек для работы (например, с шилом с одной стороны и ножиком с другой). Можно заменить его лезвием и зубочисткой;
— бальзам для рук и глины SLIK (можно заменить его на оливковое масло);
— щетка со стальной щетиной;
— абразивная губка/блок и наждачки разной зернистости;
— муфельная печь или керамический горшочек для обжига Hot Pot;
— ткань для полировки серебра (по желанию);
— серная мазь для чернения (также по желанию);
— серебряная фурнитура — колечко/пин/швензы (по желанию и в зависимости от цели проекта).
Приступим к работе!
Шаг 1. Возьмите силиконовый молд и слегка смажьте его бальзамом SLIK. Нанесите немного бальзама на пальцы, чтобы глина не прилипала к ним во время работы.
Шаг 2. Откройте упаковку с серебряной глиной и извлекитеее содержимое. Старайтесь не держать вскрытую упаковку на воздухе, т.к. это ускорит высыхание глины.
Шаг 3. Отрежьте кусочек необходимого размера (для одного оттиска в молде), остальную часть плотно заверните в пленку и уберите обратно в упаковку, не забыв закрыть зип-застежку. Поместите его в молд и прижмите пальцами так, чтобы глина заполнила все углубления формочки.
Шаг 4. Не вынимая заготовки, обрежьте по краям лишнюю глину и сложите все остатки обратно в пленку.
Шаг 5. Разгладьте тыльную часть заготовки с помощью влажной кисти, слегка надавливая. Так поверхность станет гладкой и однородной, и исчезнут все микротрещинки. При желании на этом этапе (пока глина влажная) можно нанести на заднюю часть украшения инициалы, подпись или другие знаки авторства с помощью шила. Затем вновь разгладьте поверхность кистью.
Шаг 6. Немного подсушите заготовку феном для волос, это ускорит процесс затвердевания глины.
Шаг 7. Дождитесь, пока вся заготовка приобретет ровный молочный цвет и осторожно достаньте ее из формы, слегка изогнув ее края.
Шаг 8. Наметьте место для отверстия, слегка увлажните его и дождитесь, пока глина вновь придет в рабочее состояние. Возьмите шило и аккуратно надавите, проделав сквозное отверстие. Круговыми движениями расширьте его до нужного размера (около 2мм в диаметре), при необходимости увлажняя глину вокруг.
Шаг 9. Вновь подсушите заготовку феном. Возьмите абразивную губку и осторожно обработайте края заготовки, проводя вдоль украшения, чтобы на них не осталось острых заусенцев или шероховатостей. При необходимости обработайте губкой и место вокруг отверстия.
Шаг 10. Проведите обжиг в муфельной печи или горшочке Hot Pot согласно инструкции (она есть в нашем блоге )
Шаг 11. Перед Вами серебро 999 пробы, после обжига оно покрыто оксидной пленкой, ее необходимо снять щеткой со стальной щетиной. Обработайте украшение с обеих сторон, убедившись, что нигде не осталось белых матовых мест.
Шаг 12. Далее с помощью абразивных шкурок отшлифуйте поверхность до желаемого блеска: переходите от крупного зерна к более мелкому.
Шаг 13. Боковые стороны можно отполировать с помощью боковой поверхности шила: слегка потрите ваше украшение, и оно заблестит!
Шаг 14. Напоследок осторожно протрите украшение тканью для полировки серебра.
Шаг 15. При желании можно провести чернение: это добавит выразительности подвеске и подчеркнет ее текстуру. Для этого можно использовать обычную Серную Мазь (продается в аптеке): нанесите ее тонким слоем на серебряную поверхность, а затем нагрейте с помощью фена или бросьте в кипящую воду и наблюдайте за потемнением серебра в течение 3-8 минут. Остудите изделие и тщательно промойте его в мыльной воде, чтобы прекратить реакцию. С помощью стальной щетки или абразивной губки снимите лишнее чернение с поверхности и еще раз промойте с мылом.
Вставьте фурнитуру: разжимное колечко для кулона или швензы для сережек.
Ваше украшение готово!
Благодарим за внимание, будем рады ответить на дополнительные вопросы в комментариях,