Чем выкрутить обломившийся болт

Чем выкрутить обломившийся болт

Как выкрутить сломанный или заржавевший болт

При выполнении ремонта по дому, автомобиля или бытовой техники практически всегда нужно разбирать старые резьбовые соединения, выкрутить болт, винт или шпильку. Но быстро сделать это получается не всегда. Часто, за время длительной эксплуатации резьбовой крепеж прикипает друг к другу, резьба заполняется ржавчиной, окислами. Просто взять и выкрутить метиз гаечным ключом, отверткой или другим инструментом может не получиться. Как поступать в таком случае? Как выкрутить заржавевший болт, шпильку, винт?

торцевые головки

♦ По возможности используйте для отвинчивания инструмент с большей опорной площадью. Вместо рожкового ключа или пассатижей, лучше использовать торцевые головки.

Инструмент должен быть качественным и исправным. Лучше от известного российского или европейского производителя. Китайский может разогнуться и “слизать” грани, что еще больше усложнит раскручивание. Перед выкручиванием можно постучать по болту, гайке, детали.

WD

♦ Если при сравнительно большом усилии болт не “подает признаков раскручивания”, не срывается, не нужно стремиться приложить максимальную силу или увеличить рычаг. Чаще всего, эффект будет обратный — сорвется головка крепежа. Лучше применить какую-нибудь проникающую смазку. Подойдет WD, керосин, тормозная жидкость, бензин, скипидар, даже уксус. В ассортименте интернет-магазина КРЕПКОМ, в разделе химия, для таких целей можно купить смазку ВД-40. Полейте место соединения, обмотайте тряпкой или ветошью и подождите, чтобы смазка проникла внутрь резьбы. Обычно должно пройти не меньше получаса. В большинстве случаев этого достаточно. При несрочном ремонте можно обработать соединения за сутки — эффект будет больше.

строительный фен

♦ Невозможно выкрутить заржавевший болт после обработки проникающей смазкой? Следующий вариант — применить высокую температуру. В процессе нагрева металл расширяется, а ржавчина и окислы между нитями резьбы разрушаются. Для нагрева можно использовать строительный фен, газовую горелку, паяльную лампу. Даже обычную комфорку, если деталь небольшая. При раскручивании фитингов с помощью нагрева внутри выгорает пакля или другой уплотнительный материал, что также способствует раскручиванию. В процессе откручивания, если не получается ключом, можно воспользоваться старым “народным” методом — молотком и зубилом.

цинк и серная кислота

♦ Для раскручивания заржавевших болта, винта, шпильки есть еще способ, основанный на химии. Вокруг головки делается бортик из воска, пластилина, другого инертного материала.

В углубление кладется немного цинка и наливается серная кислота. При этом начинается процесс гальванизации в котором участвует и сам крепеж. Ржавчина разрушается. Но поскольку цинк более активный металл, железо, болт, винт, шпилька не
повреждаются.

экстрактор

♦ Если вышеперечисленные способы не помогли, а еще попутно и сорвалась головка крепежного изделия, нужно переходить к специализированному инструменту — экстрактору. Такие есть серийного производства или сделанные вручную. Экстрактор вставляется в предварительно просверленное отверстие в головке или в стержне. По мере выкручивания он все плотнее входит в крепеж и позволяет приложить максимальный момент. Экстракторы выпускаются разных диаметров и позволяют разобрать самое прикипевшее резьбовое соединение.

Сверло левого вращения

♦ Многие считают, что главное назначение левого сверла — подсунуть его незаметно коллеге по работе вместо правого и посмотреть, как у него будет получаться сверлить отверстия. Но это не так. Левое сверло можно успешно применять для выкручивания заржавевшего болта, винта, шпильки. Им удобно выкручивать даже крепеж с отломанной головкой, когда не за что зацепиться, и верх сломанного резьбового стержня находится ниже уровня отверстия. С помощью дрели или станка по оси резьбового стержня сверлится отверстие. Так как вращение сверла левое, то есть шанс что крепеж расшатается и выкрутится. С использованием левого сверла решается сразу несколько проблем. В лучшем случае — крепеж выкрутится, в худшем — будет готовое углубление под экстрактор.

Выкручиваем болт с сорванной головкой

При ремонте автомобилей, в быту и на производстве часто возникают моменты, когда при монтаже, демонтаже какого-либо изделия или механизма происходит конфуз с крепежными элементами. Их невозможно выкрутить по разным причинам. «Зализаны» грани головок болтов или шлицы шурупов, обломлена шляпка, крепеж покрылся коррозией.

Чтобы справиться с этой проблемой, в этой статье рассматриваются доступные способы выкручивания дефектных метизных изделий.

Причина срывов граней шурупов и болтов

Причин несколько. Возникают они, обычно, в трех случаях:

  1. При выборе метиза для крепления определенных частей механизма, устройства или конструкции.
  2. При нарушении технологии в работе с крепежными инструментами.
  3. При использовании некачественного, неисправного инструмента во время монтажа или демонтажа.

Выбор крепежных элементов (шурупов, болтов, шпилек, гаек и т.д.) нужно делать внимательно. Приобретать только качественные изделия, учитывая сферу применения и влияние внешних факторов. Важно обратить внимание на сертификаты продукции и производителей, так как сейчас много существует кустарных мастерских в подворотнях, изготавливающих метизы из обыкновенной проволоки и прутка низкого качества.

От этого срок службы небольшой, покрываются коррозией наиболее уязвимые места болтов и шурупов, из-за нарушения технологического процесса уменьшается прочность металла в ответственных зонах изделий (переход от тела к шляпке, шлицы и грани на головке). Приобретая такой крепеж, заведомо возникает риск повреждения метизов инструментом при работе.

При монтаже или демонтаже какой-либо конструкции для завинчивания и отвинчивания винтов, шурупов и болтов нужно пользоваться исправным инструментом. Следить, чтобы у отверток и ключей не были «слизанные» или сколотые рабочие поверхности. Не допускать, чтобы отвертки проскакивали в гранях шляпки, ключи вокруг головки болта.

Также причинами срыва могут быть: «прикипание» из-за воздействия высоких температур, износ из-за длительных механических нагрузок, коррозия из-за долгой эксплуатации при агрессивном воздействии среды, применение не того инструмента, который нужен для отвинчивания и т.д.

Предотвращение деформации шурупов

Чтобы предотвратить деформацию шурупов, винтов и болтов нужно не допускать причин срывов граней, о которых говорится в первом разделе статьи, а именно:

  • выбирать метизы прочные, надежные с сертификатом качества;
  • применять крепежные элементы, рекомендуемые в инструкциях по монтажу;

  • производя монтаж, не допускать проскакивания инструмента в шлицах или вокруг граней головки;
  • пользоваться только исправным инструментом.

Нужно помнить, что предотвратить всегда легче, чем впоследствии устранять недочеты.

Способы выкручивания поврежденных шурупов

Как бы ни старались предотвратить повреждения шурупов, все равно они присутствуют, хочется этого или нет. Существует много способов извлечения метизов с различными повреждениями, некоторые из наиболее используемых, описаны далее.

Шуруп с сорванными гранями

Изначально нужно попробовать выкрутить шуруп с деформированными гранями при помощи качественной отвертки или подобрать биту для вывинчивания крепежных элементов.

Если это не помогло, то нужно пробовать выкручивать, применяя дополнительные инструменты или оснастки:

  1. При помощи простой отвертки, резинового жгута или плоской резинки. Резиной накрываются шлицы отвертки, отвертка вставляется в шляпку шурупа, прижимается и выкручивается.
  2. При помощи отвертки и клея. Требуются спирт или ацетон, клей «Момент» универсальный, по металлу или «Супер» и крестообразная отвертка. Прежде всего, обезжириваем спиртом отвертку и шляпку шурупа. Далее капнем клей в шляпку и нанесем немного на рабочую часть отвертки. После этого ровно вставляем отвертку в шлицы шляпки, ждем, когда схватится и выкручиваем.
  3. При помощи ударной отвертки и молотка. Отвертка вставляется шлицами на шляпку шурупа, молотком по отвертке производят удары, поворачивая ее медленно в такт ударов в сторону выкручивания.
  4. При помощи плоскогубцев или газового ключа. В этом случае должна торчать над поверхностью часть шляпки или головки метиза. Губками инструмента зажимается шляпка и выкручивается в нужном направлении (с правой резьбой – против часовой стрелки, с левой резьбой – по часовой стрелки). Так же здесь можно применить дрель, зажимая в патрон головку шурупа, выкручивая ее на небольших оборотах.
  5. При помощи плоской отвертки. При возможности, если шляпка шурупа позволяет (возвышается над поверхностью) сделать в ней пропил ножовкой по металлу или тонким диском «болгарки» на глубину 2 – 3 мм, после этого выкручивается крепежный элемент. Если головка метиза находится в «потаи», то можно сделать пропил вместе с деталью, которую крепит шуруп, но при условии, что деталь не лишится своих эстетических и физических свойств.

Это про шурупы с сорванными или закатанными шлицами внутри шляпки. Далее рассматриваются более серьезные дефекты, где применяют разнообразные инструменты и технологии для достижения конечной цели.

Шуруп с отломанной головкой

Наиболее известны и применяются три способа выкручивания шурупа без головки. Один описан в предыдущем разделе, когда тело шурупа выступает над поверхностью, его пропиливают «болгаркой» или ножовкой и выкручивают плоской отверткой. Остальные два ниже:

  • Выкручивание производится при помощи метчика с левой резьбой. Для того чтобы выкрутить этим способом шуруп, нужно в его теле просверлить отверстие точно по центру сверлом с диаметром, подходящим под стандартный метчик и меньше диаметра шурупа на 3 – 4 мм. В это отверстие вкручиваем метчик до упора и далее продолжаем крутить вместе с метизом, пока не выкрутим.
  • Выкручивание производится при помощи экстрактора (более подробно описывается ниже).

Высверливание головки шурупа с сорванными гранями

Высверливание, а в дальнейшем выкручивание можно производить двумя способами:

  1. С применением «правого» сверла.
  2. С применением «левого» сверла.

В первом способе берем сверло правого хода, диаметром чуть меньше диаметра внутренней части резьбы шурупа, зажимаем в патроне дрели. Через шляпку высверливаем тело шурупа. Далее проходим метчиком (с диаметром и шагом резьбы метиза) отверстие. Готово.

Во втором способе применяем сверло с левым ходом, диаметром меньше диаметра шурупа. Ставим по центру и высверливаем. В процессе сверления происходит срыв резьбы, и метиз выкручивается вместе со сверлом.

При сверлении нужно быть внимательным и не давать сверлу уходить в сторону.

Зубило и молоток

Этот метод применяется для шурупов с большим диаметром и выступающей крупной шляпкой.

Зубило режущей кромкой прикладываем к шляпке под углом по ходу выкручивания метиза. Бьем молотком с оптимальным усилием, чтобы не срубить края головки. Это длительный, но эффективный процесс.

Метод сверления экстрактором

Экстрактор – это инструмент (приспособление), при помощи которого вывинчиваются дефектные крепежные элементы (болты, шурупы, шпильки и т.д.), напоминает сверло конической формы. Слово произошло от английского «extract», обозначающее «извлекать», «удалять».

Перед тем, как применить это приспособление, необходимо просверлить отверстие в теле крепежного элемента со стороны шляпки.

Далее вставляем в отверстие экстрактор и при помощи ключа или шуруповерта выкручиваем метиз.

Выкручивание сломанного болта, если обломок выступает из изделия

В этом случае тоже есть несколько способов. Два из них уже рассмотрели. Это при помощи зубила и молотка, только рабочая часть зубила наставляется на тело болта. И при помощи ножовки или «болгарки» с тонким диском делается пропил и выкручивается обыкновенной отверткой.

Существует еще один способ с применением сварки. Применяя его, можно выкручивать не только сломанные болты, но и шпильки.

На стержень надеваем гайку (диаметр внутреннего отверстия гайки чуть больше стержня метиза) и привариваем электросваркой к болту. Подождем, пока остынет, потом ключом выкручиваем болт. Под гайку необходимо подложить изоляционный материал (бумагу), чтобы не проскакивала дуга и не испортила прикрепленную деталь.

Выкручивание сломанного болта, если обломок не выступает над поверхностью изделия

Способов выкручивания достаточно много, некоторые из них уже рассмотрели:

  • при помощи сверла с левым ходом:
  • при помощи экстрактора;
  • при помощи сверла и метчика.

Они подходят для всех видов крепежных элементов. Есть еще несколько способов удаления болтов, винтов и шпилек, обломанных на уровне или ниже поверхности изделия:

    болт обломился в дюралюминиевом изделии, например, в головке цилиндров. В этом случае остаток метиза можно удалить при помощи азотной кислоты. Заливаем ее в отверстие, где находится обломок, и ждем, пока разъест сталь крепежного элемента. Затем необходимо нейтрализовать остатки кислоты щелочью, и промыть отверстие.

Важно! При работе с кислотой применять защитные спецсредства и соблюдать технику безопасности ;

Крепежные элементы от срока своей эксплуатации часто покрываются ржавчиной, что затрудняет производить с ними дальнейшие действия.

В этих случаях рекомендуется смочить крепеж специальной жидкостью для облегчения откручивания болтов, гаек и т.д.

Обозначается она WD-40, стоит относительно недорого и реализуется во всех автомобильных магазинах запчастей.

Полезное видео

Как откручивать сломанные детали крепления (болты, винты)

Рано или поздно, какой-либо из болтов может обломиться внутри своего отверстия. Есть несколько путей открутить его. Перед покупкой дорогого комплекта экстракторов попробуйте сначала некоторые из следующих более дешевых методов.

Во-первых, независимо от того, какой из следующих методов используется, воспользуйтесь специальной жидкостью типа WD-40. Это специальная текучая жидкость с отличным проникающим свойством для освобождения грязных и ржавых деталей крепления. Но она также хорошо работает на туго затянутых сломанных деталях крепления. Если достаточная часть болта или шпильки выступает из своего отверстия, и она не затянута слишком туго, то часто можно открутить ее зажимными клещами или маленьким трубным ключом. Если это не помогает, или детали крепления недостаточно выступают для надежного захвата их клещами или ключом, попробуйте спилить ее под обычный ключ или пропилите в ней прорезь под отвертку.

Если вы так и не можете открутить ее, но умеете пользоваться сваркой, попробуйте приварить плоский кусок стали или гайку на верхнюю часть сломанной детали крепления.

Если деталь крепления сломана вровень или ниже верхней части своего отверстия, потребуйте выбить ее маленьким острым пробойником.

Если это не помогает, постарайтесь высверлив сломанную деталь крепления сверлом, чей диаметр лишь немного меньше внутреннего диаметра отверстия. Например, если диаметр отверстия 12 мм, то используйте сверло диаметром 11 мм. Это оставит оболочку, которую можно выбить острым зубилом. Если это не помогает, нужно прибегнуть к какому-либо экстрактору. Экстракторы продаются комплектами, ими можно откручивать болты и шпильки размерами 6-25 мм.

Большинство экстракторов конусные, имеют канавки и изготовлены из высококачественной стали. Для использования экстрактора просверлите отверстие слегка меньше внешнего диаметра используемого экстрактора (комплекты экстракторов включают в себя рекомендации производителя по тому, какой размер сверла использовать с каждым размером экстрактора); затем вверните в отверстие экстрактор и выньте его вместе с поломанным винтом или шпилькой.

Резьба экстракторов обратная (левая), поэтому они не будут откручиваться при их вытаскивании.

МАЛЕНЬКИЙ СОВЕТ: Экстракторы обычно экономят силы и средства, но если вы невнимательны или спешите, то это вызовет даже больший ущерб. Сверление отверстия для экстрактора не по центру или использование слишком миленького или слишком большого сверла для извлекаемого болта или шпильки только ухудшит положение. Поэтому будьте внимательны!

Выкручивание cломанного болта из углубления в блоке цилиндров

Совет от автолюбителя (С. Усов, г. Самара)

При ремонте двигателя с алюминиевым блоком цилиндров обнаружил, что болт крепления неровно обломан на глубине около 30 мм от поверхности. Надо засверлить отверстие под экстрактор, но сверло уводит. Необходима центрирующая втулка-кондуктор.
Помогла головка «на 8» от стандартного набора ключей. Наружный диаметр точно как у отверстия, а внутри, между квадратом под ручку и шестигранной частью, отверстие диаметром 5 мм — как раз под сверло. Засверлил отверстие и вывернул обломок. Нужна особая осторожность, чтобы не повредить резьбу в алюминии.

Несколько способов выкручивания болтов с обломившейся головкой

В разборке старых металлических конструкций или при ремонте автотехники у отвинчиваемых болтов иногда обламываются их шестигранные головки. В этом случае приходится избавляться от оставшейся в корпусе части крепежа, но так, чтобы не повредить резьбовую нарезку в отверстии основания. Существует несколько проверенных на практике способов устранения данной проблемы.

Основная причина возникновения проблемы

В конструкциях некоторых металлических деталей резьбовое отверстие является сквозным. Если с обратной стороны такого отверстия у болта по каким-то причинам замнётся резьба, то выкрутить его будет нелегко, но от таких деформаций головка обычно не обламывается.

Основной причиной возникновения проблемы является коррозия, проникающая в тело корпуса и болта. Соединение получается практически неразъёмным. Чтобы выкрутить приржавевший к корпусу болт, приходится увеличивать приложение сил с помощью удлинения гаечного ключа длинными рычагами. Очень часто такой приём срабатывает. Но иногда происходит либо срыв резьбы, либо отрывание головки болта.

Перед выкручиванием ржавого болта лучше сразу произвести обработку составом типа WD-40 или обычной соляркой. Пробовать выкрутить болт следует только через несколько минут после обработки.

Если головка болта обломалась, но часть крепежа осталась над поверхностью корпуса

Если за остаток болта ещё можно хоть как-то зацепиться, то соединение снова обрабатывают специальными составами. Попытку выкручивания производят с помощью пассатижей, или газового ключа. Можно сделать пропил под шлицевую отвёртку, но если ржавчина въелась глубоко, то такой способ не поможет.

Разогрев обломанного болта

Очень эффективным способом избавления от ржавой сцепки является разогрев места соединения. Болт разогревают докрасна горелкой или газовым резаком. При термическом расширении металлов вся ржавчина отходит от их поверхностей. После частичного остывания выкручивание происходит почти без усилий.

Если из корпуса торчит часть крепёжного элемента, то с помощью электросварки к нему можно приварить рычаг. В качестве рычага лучше использовать кусок стальной полосы. В полосе прожигают отверстие, чтобы в него мог войти обломок болта и производят сварку. Вместо рычага к обломку болта можно приварить и гайку под обычный рожковый ключ. Одновременно с процессом сварки происходит ещё и термическая обработка заржавевшего резьбового соединения.

Если болт обломился без возможности за него зацепиться

Место облома болта обрабатывают средствами или разогревают горелкой. Сам обломившийся болт можно выкрутить с помощью метчика с обратной резьбой. Но под него сначала нужно просверлить отверстие. Работа производятся в следующем порядке:

  • В центре среза болта делают углубление кернером, чтобы сверло не соскальзывало в сторону.
  • Сверление следует производить точно по центральной оси болта.
  • Просверливать весь болт насквозь не нужно.
  • В высверленный канал до упора вкручивают соответствующий по диаметру метчик с левой резьбой.
  • При продолжении вращения против часовой стрелки болт должен полностью выкрутиться из корпуса.

Применение экстрактора и самодельного приспособления

Как и метчик, экстрактор тоже имеет нарезку, но у него она конусная. Когда эта оснастка будет ввинчена до упора в заранее просверленное в обломке болта отверстие, выкручивание можно произвести с применением рычагов.

Если в мастерской есть заточной станок, то можно взять любой другой болт и заточить его резьбовую часть под заострённый гранёный конус. Остриё вставляют в отверстие обломка и вбивают приспособление молотком. Затем производят выкручивание обычным гаечным ключом.

Когда в процессе работы происходит обламывание головки болта, обычно это событие вызывает всплеск негативных эмоций. Приступать к устранению проблемы следует только после того, как полностью иссякнет весь поток нелицеприятных выражений. С интеллигентным видом и с философским настроем вся работа будет произведена спокойно и качественно.

Читайте также  Лекало ножей в натуральную величину
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]