Нормы браковки стропов
Грузоподъемные работы представляют собой большую опасность для жизни персонала и людей, находящихся в рабочем пространстве. Поэтому первое условие работы с грузоподъемным оборудованием и приспособлениями — это обеспечение их безопасности. В «Межотраслевых правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ РМ-007-98 и других нормативных документах разработаны нормы и рекомендации по осмотру и браковке всех видов съемных грузоподъемных приспособлений. В этой статье мы расскажем о нормах и правилах браковки цепных, канатных и текстильных стропов.
Осмотр и браковка стропов осуществляется инженерно-техническим персоналом, ответственным за исправность оборудования и безопасность проводимых работ. Для выявления неисправностей стропы проходят наружный, инструментальный и внутренний осмотр, при которых оценивается соответствие стропов их характеристикам, отраженным в паспорте изделия. Результаты оценки отражаются в журнале осмотра, который составляется по установленной форме. В журнале должны также отражаться сведения об устранении дефектов и повреждений и стоять подписи ответственных лиц.
Как часто нужно проводить осмотр стропов?
Осмотр должен проводиться в соответствие с интенсивностью использования стропов. Если стропы применяются постоянно, то осмотр и выбраковка должны проводиться регулярно.
Инженерно-технический персонал, ответственный за исправность грузоподъемного оборудования, должен проводить осмотр стропов каждые 10 дней. В случаях, когда стропы применяются редко, осмотр должен проводиться непосредственно перед использованием.
Что бывает, когда стропы вовремя не осматриваются
Нормы выбраковки стропов
Стропы из стального каната
Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.
При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:
- соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
- петли на конце каната и их исправность;
- дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
- состояние внутренних прядей и сердечника.
- Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
- Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
- Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
- Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
- Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
- При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
- При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
- Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
- Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
- Число обрывов не должно превышать следующие нормы:
В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.
Цепные стропы
Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:
- бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
- исправность соединительных элементов на конце стропа;
- диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.
Цепные стропы подлежат браковке при следующих случаях:
- Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
- При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
- При удлинении звена более чем на 3%.
- При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии.
- При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.
Текстильные стропы
Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.
- При отсутствии бирки или маркировки.
- Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
- Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
- При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
- При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
- При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
- При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.
Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным текстильным стропам. К нормам браковки круглопрядных стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.
Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:
Нормы и правила выбраковки стропов
Согласно требований правил безопасности стропальщики должны проводить осмотр стропов непосредственно перед их применением, а лица, ответственные за содержание грузоподъемных машин и безопасное производство работ грузоподъемными машинами должны проводить осмотр стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней, а редко используемых съемных грузозахватных приспособлений перед выдачей их в работу.
При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние лент, цепей, тросов, концевых элементов, подвесок, карабинов и места их креплений и вовремя выбраковывать стропы с недопустимыми дефектами.
Браковка текстильных стропов:
— отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе;
— узлы на несущих лентах стропов;
— поперечные порезы или разрывы ленты;
— продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты стропа или единичные разрывы длиной не более 50 мм;
— местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент, на длине, в сумме более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва);
— местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов лент;
— поверхностные обрывы нитей лент общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием острых кромок груза;
— повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т. д.) общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм;
— выпучивание нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
— прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
— загрязнение лент нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д. более 50% от длины стропа;
— расслоение нитей лент стропа.
Браковка канатных стропов:
— отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;
— узлы, перекручивание, перегибы и заломы на канатах;
— если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает (для стропов из каната двойной свивки) 3d – 4, 6d – 6, 30d – 16;
— уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более;
— уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более;
— уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждений сердечника;
— обрыв хотя бы одной пряди;
— выдавливание сердечника;
— повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда;
— деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%;
— трещины на опрессовочной втулке или изменения его размера более чем на 10% от первоначального;
— на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки;
— при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
— с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
— с крюками, не имеющими предохранительных замков.
Браковка цепных стропов:
— отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;
— отсутствует или не читается маркировка на элементах стропа;
— разность длин ветвей стропа, при его свободном провисе более 15 мм;
— при удлинении звена цепи, звеньев навесных и подвесок более 5% от первоначального размера;
— при уменьшении диаметра сечения звеньев цепи и звеньев, навесных вследствие износа более чем на 8%;
— на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки.
Доставка по РФ:
Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.
Приложение N 7. Нормы браковки канатных, цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе
Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.
Число видимых обрывов проволок на участке длиной, измеряемой количеством диаметров каната (d, мм), для стропов из канатов двойной свивки
Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 2).
,
где — первоначальная длина звена, мм; — увеличенная длина звена, мм.
,
где — первоначальный диаметр, мм; — фактические диаметры сечения звена, измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм.
При осмотре текстильных стропов на полимерной основе обращается внимание на состояние лент, швов, крюков, скоб, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений.
Стропы не допускаются к работе, если:
отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности;
имеются узлы на несущих лентах стропов;
имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;
имеются продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;
имеются местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;
имеются местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10% длины заделки (сшивки) концов лент;
имеются поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10% ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;
имеются повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов) общей длиной более 10% ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10% ширины ленты и длиной более 50 мм;
присутствует выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10% ширины ленты;
имеются сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
имеются прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или три и более отверстия при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
имеется загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом) более 50% длины стропа;
присутствует совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10% ширины и длины стропа;
присутствует размочаливание или износ более 10% ширины петель стропа.
Не допускается эксплуатация стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев):
трещины любых размеров и расположения;
износ поверхности элементов или наличие местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% и более;
наличие остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;