Смазки на литиевом и литиево-комплексном загустителе. В чем разница?
Перевел весьма полезную, на мой взгляд, статью с сайта Solverchem.com с незначительными добавками от себя.
Согласно недавнему обзору NLGI Grease Production Survey, примерно 70 процентов смазки, продаваемой во всем мире, произведено либо на простом литиевом мыле, либо на литиево-комплексном загустителе. Вы можете спросить: «Почему литиевые типы загустителей так популярны? И как я могу решить, какая из них лучше всего подходит для моих целей?» В этой статье будут представлены ответы на этот и несколько других вопросов.
Во-первых, давайте заглянем в начало истории. Кларенс Э. Эрл, американский инженер-химик, получил патент США №2274675 от 3 марта 1942 года на изобретение под названием «Смазка, содержащая литиевые соли». Это первое описание в патентной литературе смазки на основе простого литиевого мыла. Литиевые смазки, описанные Эрлом, открыли новую эру в индустрии смазочных масел.
Смазки на основе литиевого мыла обладают многими улучшенными свойствами по сравнению с другими смазками на мылах щелочных металлов, которые существовали до 1942 года. Они обладают лучшими водостойкими свойствами по сравнению с натриевыми мыльными смазками (в СССР известна, как консталин), лучшими высокотемпературными свойствами по сравнению с кальциевыми мыльными смазками (солидол) и превосходными механическими свойствами (устойчивость к сдвигу и хорошая прокачиваемость). Несмотря на то, что они более затратны в производстве, чем другие типы смазок, литиевые смазки имеют намного большую эффективность по сравнению со смазками с натриевыми и кальциевыми загустителями, так что дополнительные затраты с лихвой компенсируются улучшенной производительностью смазанного оборудования.
Ненамного позднее, в конце 1940-х годов, были изобретены смазки на сложном загустителе — литиевом мыле с добавками второго компонента — комплексообразователя, иначе называемые литиево-комплексные. Патент США 2417428 был выдан Лестеру У. МакКленнану 18 марта 1947 года. Это один из первых патентов, описывающих сложные мыльные смазки.
Несмотря на это, вплоть до 80-х годов простые литиевые смазки были безусловными лидерами в отрасли. И только с начала 80-х литиево-комплексные смазки вышли на рынок в больших объемах и начали вытеснять простые.
Литиево-комплексные смазки обладают многими свойствами простых литиевых смазок, однако по некоторым важным показателям из-за присутствия второго компонента загустителя, известного как комплексообразователь, они значительно опережают своих предшественников. Например, имеют более высокую температуру плавления (каплепадения), тем самым допуская высокотемпературное применение. Однако стоит добавить, что в высокотемпературной смазке не только загуститель, но и базовое масло также должно быть термостойким.
Механическая стабильность, известная также как устойчивость к сдвигу — это способность смазки поддерживать консистенцию при механических сдвиговых усилиях. И если простые литиевые смазки обладают хорошей устойчивостью к сдвигу, то литиевые комплексные смазки еще более устойчивы, что делает эти смазки популярными при решении широкого спектра задач.
Водостойкость простых литиевых и литиево-комплексных смазок связана с растворимостью загустителя. Гидроксид лития, как и загустители на его основе, имеет ограниченную растворимость в воде — около 10%. Это обеспечивает хорошую устойчивость смазки как при вымывании водой, так и при впитывании воды. Хотя другие типы загустителей (кальций, барий) имеют лучшую водостойкость по сравнению с литиевыми и литиево-комплексными загустителями, эти вещества имеют другие отрицательные свойства, которые делают их нежелательными для применения в качестве загустителей. Кроме того, свойства водостойкости простых литиевых и литиевых комплексных смазок могут быть усилены добавлением полимерных добавок в небольших концентрациях. Впрочем, сама по себе литиево-комплексная смазка по показателям водостойкости превосходит и без того неплохую сопротивляемость воде смазки на обычном литиевом мыле.
Маслоотделительные свойства смазки относятся как к смазывающей способности продукта, так и к стабильности при хранении. Смазка должна выделять достаточное количество масла в зоне контакта (подшипники, шестерни), но при этом не выделять много масла в состоянии покоя. Если масло сильно отделяется во время хранения, то смазка будет считаться непригодной для использования. Стойкость комплексных литиевых смазок в этом отношении также превосходит в общем-то неплохие показатели простых литиевых смазок. А это значит, что интервал замены смазки может быть значительно продлен. В настоящее время удлиненным сервисным интервалом для литиево-комплексных смазок считается пробег автомобиля 50 000 км или эквивалентное этому количество машиночасов.
Почему же столь популярны смазки на литиевых и сложных литиевых загустителях? Ответ такой: универсальность литиевых загустителей делает их пригодными для использования в широчайшем спектре применений. Но какой из них лучше всего подходит для решения именно ваших задач? Загустители схожи по многим свойствам, поэтому наилучшим способом определить нужный вид смазки является определение предельных рабочих температур. Впрочем, многие предпочитают литиево-комплексные смазки в качестве смазочных материалов для самого общего назначения, и это хороший подход, поскольку они могут использоваться в широком диапазоне применений и в широком диапазоне температур. Однако до сих пор даже простые литиевые смазки часто являются наиболее практичным и эффективным выбором.
Что такое литиевые смазки? Применение
Рекомендации о необходимости использовать именно этот вид материалов можно услышать не только на производстве, но и в небольших мастерских, автосервисных центрах.
Главные компоненты любых пластичных смазок – это базовые масла и загустители. Загуститель образует своеобразный структурный каркас, который удерживает в себе базовые масла. Кроме них в состав могут входить ингибиторы, противозадирные, антиокислительные и другие присадки, а также твердосмазочные наполнители, например, медный порошок, политетрафторэтилен (ПТФЭ), дисульфид молибдена и т.д.
В качестве загустителей обычно используются мыла – соли жирных кислот лития, кальция, алюминия, натрия и других металлов. Тип пластичной смазки может определяться по типу загустителя.
Литиевые смазки
Так, смазки, в качестве загустителя в которых используются простые или комплексные соли жирных кислот лития, получили общее название – литиевые смазки.
Пионером в области разработки этих материалов стал американский инженер Кларенс Э. Эрл. Он впервые создал смазку на основе простого литиевого мыла. Патент США № 2274675 от 3 марта 1942 года на это изобретение положил начало новой эпохи в индустриии смазочных материалов.
Зная тип загустителя, можно определить область применения, многие свойства и характеристики материала. От вида используемого мыла зависят рабочий диапазон температур механическая стабильность, температура каплепадения, водостойкость.
Современные смазки с литиевым загустителем могут быть изготовлены на основе различных типов базовых масел, простых или комплексных загустителей. Литиевое мыло – один из самых дешевых загустителей, поэтому и смазки на их основе – недорогие. В то же время, смазки на литиевом мыле обладают высокими эксплуатационными характеристиками и могут быть использованы в большинстве узлов оборудования при обычных режимах эксплуатации.
Более 70 % смазок на современном рынке смазочных материалов являются литиевыми. Спрос на них во всем мире остается стабильно высоким.
Преимущества
По сравнению с пластичными смазками, изготовленными на мылах других щелочных металлов, литиевые имеют ряд преимуществ.
Они характеризуются более высокой, чем у натриевых материалов, водостойкостью. Их термостойкость выше чем у натриевых и кальциевых смазок, обладают отличной механической стабильностью.
Главными преимуществами литиевых смазок являются универсальность применения и многофункциональность.
В настоящее время производители выпускают широкий ассортимент литиевых пластичных смазок. Такие материалы изготовлены на основе высококачественных минеральных, полусинтетических и синтетических масел, содержат различные присадки и твердосмазочные наполнители.
Тщательно подбирая состав, можно получить материалы для решения большинства задач, встающих как перед крупными промышленными предприятиями, так и перед небольшими сервисными компаниями.
Смазочные материалы на базе простых или комплексных литиевых мыл, характеризуются свойствами, которые способны удовлетворить потребности самых взыскательных клиентов. Именно поэтому современные литиевые смазки применяются в узлах практически любого оборудования, работающего в обычных режимах эксплуатации во всех климатических зонах при любых погодных условиях.
Литиевые смазки EFELE
Компания «Эффективный Элемент» производит широкий ассортимент литиевых смазок различных видов. Они не уступают по качеству аналогам мировых брендов, а по некоторым параметрам превосходят их.
Минеральные литиевые пластичные смазки EFELE представлены многоцелевыми смазками EFELE MG-214, EFELE MG-211 (с противозадирными присадками), EFELE MG-212 (с дисульфидом молибдена). Эти материалы изготовлены на простом загустителе и остаются эффективными при температурах от от -40 °С до +120 °С. Их стоимость ниже, чем у аналогичных полусинтетических или синтетических материалов.
Пластичная смазка EFELE MG-213 с противозадирными присадками также входит в группу минеральных, но она изготовлена на литиевом комплексе. Это позволяет применять ее при температурах вплоть до +160 °С.
Синтетическая литиевая смазка EFELE SG-311 изготовлена на полиальфаолефине. Благодаря синтетической основе она совместима с пластмассами и эластомерами и применяется для обслуживания узлов даже при сильных морозах (до -60 °С) и высоких скоростях.
Классификация
По составу базовых масел литиевые смазки делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. По типу загустителя они бывают простые и комплексные.
Минеральные смазки изготовлены на базе нефтяных масел.
Эти материалы дешевле полусинтетических и синтетических продуктов, но они обладают высокими эксплуатационными свойствами. Диапазон рабочих температур большинства минеральных литиевых смазок составляет в среднем -30 °С. +140 °С. Эти смазки применяют для обслуживания механизмов и узлов со среднестатистическими условиями эксплуатации.
Нефтяные масла действуют агрессивно по отношению к некоторым видам пластмасс и эластомеров. Это накладывает ограничения на сферу применения минеральных смазок – перед использованием в узлах с парами трения «металл-пластмасса» или «металл-резина» рекомендуется провести тест на их совместимость с конструкционными материалами.
В качестве базового масла для полусинтетических литиевых смазок используются смеси, состоящие из нефтяных и синтетических материалов. По уровню эксплуатационных свойств и по стоимости такие смазки занимают промежуточное положение между минеральными и синтетическими.
В составе синтетических литиевых смазок в качестве базовых масел используются искусственно созданные составы. Синтетические масла инертны по отношению к пластмассам и резинам. Они имеют более стабильные характеристики, работают при более высоких температурах. Срок их службы так же выше, чем у минеральных или полусинтетических продуктов.
Несмотря на то что практически все синтетические масла, использующиеся в качестве базовых, были впервые получены почти 100 лет назад, они до сих пор имеют сравнительно высокую стоимость. Поэтому доля синтетических литиевых смазок на современном рынке составляет лишь небольшую часть от общего объема смазочных материалов.
Среди синтетических литиевых смазок наибольшим спросом пользуются материалы на основе силиконовых, эфирных и полиальфаолефиновых (ПАО) масел.
Силиконовые смазки
- Широкий диапазон рабочих температур
- Отличную адгезию к поверхностям
- Высокие диэлектрические свойства
- Химическая стойкость и инертность
- Минимальный коэффициент трения
- Водостойкость
- Длительный срок эксплуатации
Кроме того, смазки на силиконовой основе не оказывают вредного воздействия на здоровье человека
Из недостатков можно упомянуть тот факт, что литиевые силиконовые смазки обладают невысокой несущей способностью.
Эфирные смазки
Смазки с литиевым загустителем, изготовленные на основе синтетических эфирных масел, характеризуются способностью работать при очень высоких скоростях. Если у обычных литиевых смазок фактор скорости Dn лежит в пределах 300-500 мм⋅об/мин, то у эфирных смазок он достигает 1300000 мм⋅об/мин и выше.
Дополнительные преимущатсва эфирных литиевых смазок:
- Устойчивость к смыванию водой
- Высокие антикоррозионные свойства
- Долгий срок эксплуатации
Кроме того, эфирные смазки эффективно снижают шум в механизмах.
Полиальфаолефиновые смазки
Литиевые смазки на полиальфаолефиновом (ПАО) масле имеют сравнительно небольшую стоимость и являются одними из наиболее востребованных среди синтетических смазок.
- Более низкие границы рабочих температур
- Термостабильность
- Отличные антикоррозионные свойства
- Стойкость к окислению
- Больший индекс вязкости
- Невысокая коксуемость
Комплексные смазки
Если в качестве загустителя используется не одна, а еще дополнительно несколько видов мыл (например, литиевую соль адипиновой или уксусной кислоты), то такие материалы называются комплексными литиевыми смазками.
Смазки на комплексном литиевом загустителе, по сравнению с простыми литиевыми, имеют более широкие границы рабочих температур. В зависимости от базового масла может составлять от -50 до +230 °С. Комплексные смазки обладают улучшенной водостойкостью и механической стабильностью, уменьшенным маслоотделением.
Область их применения – станкостроение, оборудование текстильной промышленности, узлы автомобильной техники и в других отраслях.
Применение
Cмазки на литиевом мыле применяются для смазки подшипников, направляющих, шарниров, зубчатых передачах и других узлов трения автомоторанспорта, гусеничных транспортных средств, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, судовых механизмов и механизмов различного промышленного оборудования.
При наличии в составе материала противозадирных присадок смазки можно использовать в аварийных ситуациях, предотвращая усиленный износ или выход из строя мехаанизмов. Они применяются в узлах ходовой части автомобилей, в подшипниках вентиляторов и электродвигателей, в направляющих и шариков-винтовых передачах металлообрабатывающего оборудования, в узлах конвейеров, сталелитейного, горно-добывающего, цементного оборудования.
Введение в состав смазок дисульфида молибдена дает им повышенную несущую способность, что позволяет применять их не только в обычных условиях эксплуатации, но и при обслуживании узлов трения тяжелой техники, высоконагруженных подшипников общепромышленного назначения, а также други узлов, работающих при высоких нагрузках и воздействии пыли.
Комплексные литиевые смазки с пакетом присадок можно применять для автотранспортных средств, специальной техники, промышленного оборудования, работающего при повышенных нагрузках и температурах.
Синтетические смазки на литиевой основе имеют высокий индекс вязкости. Они могут использоваться как в обычных условиях, так и при более низких температурах и более высоких скоростях не только для металлических, но и для пластиковых деталей. Их применяют для обслуживании общепромышленного оборудования, транспортной техники, узлов трения точных механизмов и приборов; офисной техники.
Литиевая смазка
Литиевая смазка, она же литол – класс ГСМ, производящихся из нефтяного масла, загущённого литиевым мылом. При необходимости в состав смазок добавляются улучшающие добавки и присадки. В результате получается густая эмульсия, напоминающая по консистенции вязкий гель. Рассмотрим основные виды литиевых смазок, область применения и эксплуатационно-технические характеристики.
Описание, особенности и свойства
В основе литиевого состава для смазки лежат углеводородные масла и соли жирной литиевой кислоты – так называемого литиевого мыла.
В нашей стране данные ГСМ были впервые разработаны в 40-е годы ХХ века, в Великую Отечественную. Создана литиевая смазка была в Центральном НИИ авиационного топлива и масла для нужд отечественной авиастроительной промышленности. По аббревиатуре НИИ, её разработавшего, советские литиевые составы получили обозначение ЦИАТИМ.
Одновременно с СССР аналогичные составы были созданы в некоторых других промышленно развитых странах мира, где получили свои, оригинальные обозначения. Официальный патент на смазочный состав, полученный путём обогащения нефтяного масла литиевым мылом, получил в США химик К.Э. Эрл. На сегодня литолы являются одними из самых популярных и востребованных видов ГСМ в мире. В общем количестве производимых смазок, они составляют почти 70%.
Литолы, в зависимости от конкретной марки и наличия дополнительных присадок, могут значительно отличаться по внешнему виду. По цвету могут быть от светло-жёлтого до тёмно-коричневого, также могут несколько различаться и по своей консистенции. Но в любом случае отличительное свойство литиевых смазок – хорошая способность прилипать к металлическим поверхностям.
Среди прочих характерных свойств следует упомянуть:
- Способность сохранять свои эксплуатационные свойства в большом диапазоне температурных режимов. Средний коридор температур, при которых не меняются характеристики литолов составляет от -30 до +125ºC. Использование дополнительных присадок, улучшающих свойства смазок, ещё больше расширяет эти границы;
- Устойчивость к воздействию влаги. Составы полностью нерастворимы в воде, имеют водоотталкивающие свойства, и хорошо защищают обработанные ими металлические поверхности от коррозии;
- Стойкость к механическим воздействиям. Литиевая смазка способна работать в узлах и агрегатах под значительным давлением и при высоких показателях трения деталей друг об друга.
Вышеперечисленные особенности в равной мере свойственны для всех смазок, изготовленных на основе литиевого мыла.
Характеристики и состав
В основе литиевых смазок лежат углеводородное нефтяное сырьё. Простые нефтяные масла загущаются при помощи литиевого мыла оксистеариновой кислоты. Дополнительными компонентами выступают противозадирные, антикоррозионные и морозоустойчивые добавки.
Основные характеристики технические литолов:
- Термостойкость. Литиевые составы разработаны для работы в самых суровых климатических условиях нашей страны, начиная от южных регионов и заканчивая заполярьем. Поэтому диапазон эксплуатационных температур, в зависимости от наличия дополнительных присадок, может составлять от -60 до +100ºC;
- Вязкость. Ещё один основной параметр литолов – вязкость. От этого зависит способность противостоять силе трения, а также свойство плотно обволакивать обработанные ими поверхности. Литиевые эмульсии способны сохранять стабильные показатели вязкости как при высоких и низких t, так и при повышенных механических нагрузках, возникающих в процессе работы узлов и механизмов;
- Химическая стойкость. Ввод в состав литиевых смазок специальных присадок даёт возможность повысить надёжность защиты обработанных поверхностей от задира и коррозии. Но при этом некоторые разновидности литоловых смазок могут оказывать неблагоприятное влияние на элементы узлов, выполненные из полимеров или алюминиевых сплавов;
- Простота очистки деталей. Большинство литиевых смазок легко смывается напором тёплой воды, без использования растворителей и синтетических моющих средств. Это значительно упрощает процедуру очистки двигателя и нанесение новой смазки;
- Восстановительные способности. Литиевые составы способны усиливать молекулярные связи поверхности смазываемых деталей, что уменьшает износ в процессе эксплуатации и продлевает рабочий ресурс.
Классификация
От особенностей химического состава и способов производства, все литиевые смазки подразделяются на несколько классов:
- Минеральные. Предназначаются для эксплуатации в диапазоне температур от минус 40 до плюс 150 градусов. Имеют высокие характеристики, обуславливающие широкое применение. По своей стоимости минеральная литиевая смазка значительно дешевле синтетических или силиконовых аналогов. Среди недостатков минеральных составов нужно отметить способность разрушать пластмассовые и резиновые детали;
- Синтетические. В основе такой смазки лежит не натуральная нефть, а искусственно синтезированные материалы. Составы обладают высокой стоимостью, но в то же время более термостойкие и обладают высокой химической и физической стабильностью. Поэтому минеральные литиевые смазки допускаются для обработки узлов, содержащих пластиковые или резиновые детали;
- Эфирные. Изготавливаются подобные составы на основе искусственных эфирных масел и предназначаются для обработки механизмов, работающих на высоких скоростях. Максимально допустимый показатель динамической скорости для эфирных смазок составляет 1 300 000 мм⋅об/мин, а в отдельных случаях даже выше. Имеют повышенными влагоотталкивающими и антикоррозийными свойствами, шумопоглощающим эффектом;
- ПАО-смазки. Создаются на основе синтетического вещества полиальфаолефина. Среди всех литиевых синтетических составов, ПАО смазка имеет самую низкую стоимость. Благодаря этому ПАО-составы нашли широкое применение в промышленности для обработки трущихся деталей различных механизмов. Среди особенностей, которыми обладает эта смазка: низкие to застывания на морозе, стойкость к окислению, антикоррозийные свойства;
- Комплексная смазка. В составе загустителем нефтяных масел являются такие компоненты, как соли уксусной, адипиновой и прочих кислот. Основные эксплуатационные свойства их такие же, как у других литиевых составов, но отличаются они более высокими предельными температурами работы, которые в отдельных случаях могут достигать +230 градусов.
Среди популярных отечественных литиевых составов можно назвать Циатим-201, 203, Литол-24. Иностранный аналог, весьма распространённый в России, выпускается компанией EFELE. Это смазки MG-211…214, SG-311 и другие.
Область применения
Сегодня литиевые смазки нашли широчайшее применение в различных областях промышленности, в том числе в машиностроении, судостроении, в прочих видах техники. В автомобилях литиевыми смазками обрабатываются следующие узлы:
- ШРУСы. Для этих узлов рекомендовано применение литиевых смазок с добавлением дисульфида молибдена. Они хорошо предохраняют от истирания детали, работающие при больших скоростях. Также подобный состав предохраняет детали от критического кратковременного нагрева, вплоть до 150ºC;
- Троса, цепи и резьбы. Все трущиеся детали автомобиля следует смазывать литиевыми составами, содержащими в качестве присадки тефлон. Он способен защищать открытые детали от коррозийных повреждений и истирания;
- Труднодоступные узлы обрабатываются литолами, содержащими кондиционеры;
- Все остальные узлы и детали разрешено обрабатывать универсальными литолами, имеющими сбалансированные составы присадок.
Преимущества и недостатки
Как и прочие ГСМ, литолы имеют свои плюсы и минусы. Среди основных преимуществ литиевых смазок можно отметить:
- Сочетаемость с другими смазочными веществами и присадками. Совместное их использование не ухудшает эксплуатационных качеств литола.
- Высокие показатели смазываемости деталей. Стабильная вязкость позволяет добиться неизменного показателя вязкости при разных температурах и режимах работы.
- Химическая инертность и влагоустойчивость. Позволяет смазке хорошо защищать обработанные металлические поверхности от воздействия воды, при этом не вступая в реакцию с кислородом, жидкостями, дорожными реагентами и прочими химическими веществами.
Среди недостатков литолов нужно отметить негативное воздействие, которое они способны оказывать на детали из полимеров и резины. В результате они набухают и впоследствии теряются свою механическую прочность, покрываются трещинами. В остальном же литиевые смазки являются универсальным и недорогим смазочным материалом, что обусловило его широкую популярность.
Литиевые смазки — применение и их свойства
Современный ассортимент консистентных смазок невероятно разнообразен и обширен. Многие из них имеют сложный многокомпонентный состав, но все смазочные материалы состоят из дисперсной жидкой основы, модификатора структуры и разнообразных оптимизирующих добавок, улучшающих, например, антикоррозионные, противоизносные и другие качества. Их основные свойства определяются химической природой и фракционным составом дисперсной среды и загустителя. В качестве последнего могут использоваться пигменты, графит, полимочевина, церезин, обычные и комплексные мыла.
Смазки, стабилизированные мылами, обладают более высокими реологическими и защитными характеристиками, эффективно нивелируют негативные последствия трения, воздействия влаги и температур. Отчасти это обусловлено тем, что мыльные загустители (соли высших карбоновых кислот), являясь поверхностно-активными веществами, обладают модифицирующим действием и в значительной степени определяют ключевые свойства смазок:
- водостойкость;
- температуру каплепадения;
- антифрикционные качества;
- механическую, химическую и антиокислительную стабильность.
На этом основании по природе используемого для загущения мыла консистентные смазки классифицируют на группы. Это позволяет потенциальным пользователям определять базовые трибологические и защитные качества смазочных материалов только по типу загустителя.
Ассортимент литиевых смазок
Пластичные смазки, созданные на обычном или комплексном Li-мыле, принято называть литиевыми. Для них свойственна хорошая гидролитическая устойчивость, температура каплепадения выше 175˚С, хорошая термоокислительная стабильность.
Сегодня, когда литиевые смазки доступны и широко применяются во всех отраслях мировой экономики, трудно представить, что еще в начале 40-х годов XX века они были довольно редкими и дорогостоящими, а применялись лишь в военной авиации. Первый патент на их промышленное производство был выдан американскому инженеру-химику Кларенсу Эрлу в 1942 году и только после окончания Второй мировой войны на них обратили должное внимание.
В наши дни на литиевые смазки приходится более 70 процентов всех выпускаемых консистентных смазок. При этом дешевое Li-мыло позволяет получить недорогие продукты с улучшенными защитными и антифрикционным свойствами, которые превосходят кальциевые и натриевые смазки по целому ряду показателей: водостойкости, механической и термостабильности и пр.
Но основное преимущество литиевых смазок заключается в их универсальности, повышенной липкости и улучшенной стойкости к вымыванию водой и паром. Их производят на минеральной, синтетической и гибридной масляной основе, а также с введением самых разнообразных присадок и наполнителей, что только расширяет спектр решаемых технических задач и повышает эффективность применения.
Минеральные литиевые смазки
Многие из пластичных Li-смазок, созданных на минеральной дисперсной основе, рассчитаны на применение при воздействии температур от -40 до +150˚С. Они характеризуются довольно хорошими эксплуатационными свойствами и по отношению к синтетическим и полусинтетическим являются более дешевыми. Их широко используют как многоцелевые смазочные материалы при обслуживании трибологических средненагруженных пар и механизмов.
Но при всех достоинствах именно минеральная масляная основа ограничивает их использование, так как она может:
- вызывать деструкцию уплотнений и полимерных элементов;
- оставлять характерные следы на контактных поверхностях.
Соответственно, минеральные литиевые смазки очень ограниченно используются или вовсе не подходят для обслуживания узлов с наличием резин, пластмасс. А если это и необходимо, то вначале в обязательном порядке проводят контрольный тест на совместимость смазочного материала с установленными уплотнениями и эластомерами.
Синтетические литиевые смазки
Синтетические жидкости, применяемые для получения литиевых смазок, являются, как правило, искусственно синтезированными веществами. Многие из них были разработаны еще в XX веке и тем не менее в производстве они все еще достаточно дороги. В сочетании с затрудненным структурообразованием их в среде литиевых мыл это обуславливает довольно высокую себестоимость материалов, разработанных на их основе.
Синтетические литиевые смазки изготавливают на силиконовых (кремнийорганических) жидкостях, сложных эфирах, полиалкиленгликолях и других синтезированных веществах, что позволяет использовать их для специфических и экстремальных условий работы. В целом такие продукты характеризуются высокими параметрами термостойкости, демонстрируют отличную механическую и химическую стабильность и отлично работают при различных нагрузках. Они эффективны и совместимы со многими резинами и пластмассами, что значительно расширяет их применение.
Силиконовые смазки
Смазки, создаваемые на кремнийорганической дисперсной основе, по классификации относятся к группе синтетических. Для них не свойственная высокая несущая способность, однако при этом силиконовые литиевые смазки характеризуется:
- расширенным интервалом рабочих температур;
- прекрасными антифрикционными свойствами;
- высокими параметрами адгезии;
- малой испаряемостью;
- увеличенным сроком службы;
- низкой химической активностью;
- улучшенным водоотталкивающим эффектом.
Они также проявляют свойства диэлектриков и биологически безопасны для живых организмов.
Эфирные смазки
Использование эфирных искусственных масел позволило существенно повысить работоспособность литиевых смазок в высокоскоростных приложениях. При этом у таких смазочных материалов скоростной фактор Dn может достигать 1 300 000 мм*об/мин и более.
Эфирные литиевые смазки имеют мягкую однородную текстуру и наиболее стойко сопротивляются смыванию водой. Для всех продуктов этой группы свойственна:
- водостойкость;
- длительная работоспособность;
- термоокислительная стабильность;
- хорошая шумоподавляющая способность.
Полиальфаолефиновые смазки
Консистентные Li-смазки, созданные на полиальфаолефиновой (ПАО) основе, отличаются большой ассортиментной номенклатурой и среди синтетических продуктов наиболее востребованы. Это обусловлено их ценовой доступностью и улучшенными реологическими и защитными характеристиками. Хотя в целом литиевые ПАО-смазки:
- обладают улучшенной термоокислительной стойкостью;
- работоспособны в расширенном интервале низких и высоких температур;
- обеспечивают стабильный антикоррозионный и антифрикционный эффект;
- по сравнению с минеральными продуктами имеют более высокий индекс вязкости;
- не склонны к образованию шлама и не закокосовывают магистрали систем централизованной подачи смазки.
Комплексные смазки
Для производства таких продуктов используют комплексные мыла – физико-химические соединения мыл высшей жирной кислоты (уксусной, азелаиновой, адипиновой и пр.). А в качестве дисперсной основы используются также минеральные, полусинтетические и синтетические масла. Для них свойственны те же качества, что и для смазок на обычном Li-мыле, но при этом они:
- рассчитаны на работу в более расширенном интервале температур;
- обладают более высокими параметрами водостойкости;
- отличаются улучшенными антизадирными свойствами;
- коллоидно и механически стабильны.
kLi-смазки также являются многоцелевыми и востребованы в самых разных отраслях промышленности: от текстильной и лесоперерабатывающей до автотранспортного и тяжелого машиностроения.
Литиевые смазки ROX
Компания «РОКСОЛ» – ведущий российский производитель – поставляет на рынок большой ассортимент литиевых смазок. Они производятся по запатентованной технологии с использованием высококачественного сырья и по своим трибологическим и защитным характеристикам не уступают, а то и превосходят зарубежные и российские аналоги.
Минеральные консистентные смазки ROX изготавливаются на базе литиевого и комплексного литиевого мыла и представлены продуктами ROX LIX EP1, ROX LIX EP-2, ROX MS. За счет минеральной основы эти смазки более дешевые по сравнению с синтетическими и гибридными продуктами и рассчитаны на эксплуатацию в довольно широком температурном интервале.
ROX LIX EP-1 – многофункциональная консистентная смазка с мягкой однородной структурой, разработанная на Li-мыле. Предназначена для работы при экстремальных давлениях и в диапазоне температур от -30 до +160˚С. Находит основное применение как индустриальная и автомобильная смазка. Рекомендована для смазывания подшипников, шарниров, шестерен и прочих трибологических пар и узлов промышленного оборудования, автотранспорта и плавсредств, дорожной, строительной и спецтехники.
ROX LIX EP-2 – многоцелевая смазка, содержащая уникальный комплекс антизадирных присадок и предназначенная для применения в интервале -30…+150˚С. Демонстрирует довольно высокую несущую способность и эффективно предупреждает процессы износа, проскальзывание поверхностей и появление задиров. Находит применение в общепромышленных агрегатах и при этом отлично работает в парах трения и подшипниках автотранспорта, трансмиссии грузоподъемных механизмов, электрических машин, металлургического и шахтного оборудования. Может применяться как аварийная смазка.
ROX MS – универсальная смазка, в составе которой кроме комплекса EP-присадок присутствует дисульфид молибдена. Наличие твердых смазывающих веществ обеспечивает продукту улучшенные смазывающие, защитные и герметизирующие свойства. Смазка рассчитана на работу в температурном интервале -30…+160˚С и прекрасно зарекомендовала себя при обслуживании сельхозтехники, автотранспорта, общепромышленного оборудования, вентиляторов и насосов. Подходит для применения в электродвигателях.
Также стоит отметить улучшенные качества ROX LIX EP-3 – консистентной смазки на kLi-мыле. Она изготовлена по эксклюзивной технологии и содержит уникальный пакет EP-присадок. Ее отличает улучшенная водостойкость и очень высокие антикоррозионные качества. Она стойко сопротивляется вымыванию и сбрасыванию, не склонна к шламообразованию. Предназначена для обслуживания трибологических пар спецтехники и автотранспорта, подшипников электрических машин, нагруженных узлов оборудования металлургической, полимерной, пластмассовой и другой промышленности.
ROX PLEX – высокоэффективная синтетическая смазка, созданная на полиальфаолефиновой основе и загущенная литиевым мылом. Такое сочетание базовых компонентов обеспечило смазочному материалу:
- морозостойкость. Она прекрасно сохраняет свои реологические качества при низких температурах вплоть до -60˚С;
- работоспособность в режиме высоких скоростей;
- улучшенную термоокислительную стабильность;
- совместимость с большинством эластомеров;
- отличные антикоррозионные свойства.
ROX PLEX не образует шламовых отложений и коксовых пробок и имеет практически нулевую испаряемость. При этом стоимость данного продукта намного ниже импортных синтетических смазок. При изменении температуры ROX PLEX практически не изменяет параметры вязкости, что позволяет применять ее в любой климатической зоне. Трибологические качества продукта универсальны и позволяют использовать его в инжиниринге очень вариативно. Эта смазка эффективно применяется в различных автомобильных узлах: от редукторов и направляющих до кнопок управления и стеклоподъемников, а также находит разнообразное применение в офисной и быттехнике, антеннах, электромеханических устройствах и приводах. Совместима с эластомерами и может использоваться в парах трения с металлическими, резиновыми и пластмассовыми деталями.
Приведенные примеры лишь частично отражают возможное использование литиевых смазок, фактически потенциал их применения потенциал гораздо шире. Варьируя их состав можно смоделировать необходимые реологические и защитные свойства и адаптировать ко многим производственным условиям. В комплексе с ценовой доступностью это позволяет с их помощью успешно решать различные технологические задачи и минимизировать затраты на обслуживание и ремонт оборудования.