Как выбрать электробур для зимней рыбалки и сделать своими руками электрический бур
Зимняя, или иначе говоря, подледная рыбалка, несмотря на морозы очень популярна среди рыболовов по всему миру. Однако в некоторых вопросах, она куда сложнее классической ловли на открытой воде. Перед каждым рыболовом, решившим выйти на лед, прежде всего встает вопрос – как пробить ледяной панцирь и добраться до воды.
Классическим вариантом является ручной ледобур, но его применение требует немалой сноровки, а также расходует силы. Да и такую работу на морозе трудно назвать приятной. Одной из альтернатив ручному труду является бензиновый бур, способный облегчить процедуру создания лунки, но и он имеет недостаток – повышенный шум может отпугнуть потенциальную добычу на немалой площади. Существуют ли более эффективные варианты? Да — название ему электробур.
Электрический ледобур для зимней рыбалки: конструкция, преимущества и недостатки
Как и другие аналоги, электрический ледобур используется в рамках зимней рыбалки для бурения твердой ледяной поверхности. Только вместо ручной силы или бензина, он расходует более дешевую и тихую в сравнении с топливным буром электроэнергию. В России подобные устройства в продаже достать непросто и не в любом регионе возможно, потому многие рыболовы делают электроледобуры для зимней рыбалки своими руками (чертежи и пояснения ниже).
Электрический ледобур состоит из:
- электродвигателя;
- аккумуляторной батареи;
- корпуса с рукоятками;
- соединительной муфты и непосредственно бурового шнека;
- ножей;
- зарядного устройства.
Производительность электроледобура зависит в первую очередь от параметров шнека и мощности установленного на нем двигателя.
Преимущества и недостатки применения электроледобуров для зимней рыбалки
Если рассматривать преимущества электрических ледобуров, в сравнении с их бензиновыми и ручными аналогами, прежде всего, стоит упомянуть следующие:
- Легкое бурение. Практически полное отсутствие вибрации и необходимости затраты физического труда превращает бурение в часть отдыха.
- Бесшумность. Электробур почти не издает лишнего шума, что повышает шансы на успех, особенно при ловле такой осторожной рыбы, как лещ, плотва и другая бель.
- Малый вес. Электрический бур обладает незначительным весом в сравнении с бензиновыми аналогами. А потому с таким устройством легче перемещаться по водоему.
- Невосприимчивость к низким температурам. Электроледобур способен спокойно работать зимой без дополнительного обслуживания.
- Возможность подзарядки от автомобиля. Многие модели электробуров способны заряжаться от аккумулятора.
- Быстрая подготовка. Легко привести в рабочее состояние и так же быстро сложить.
- Экологически чистое устройство. Не выбрасывает продукты горения в воду и воздух.
Не обошлось и без недостатков, пусть они и немногочисленны.
- Дороговизна. Качественный, легкий и производительный электробур дорогое удовольствие, цена на подобные модели может достигать 100.000 рублей, и потому многие предпочитают обходиться кустарными самодельными вариантами или ручным буром.
- Ограниченный ресурс работы. Без подзарядки способен пробурить гораздо меньше лунок, чем бензиновый аналог.
Критерии выбора электробура — на что обратить внимание?
Прежде чем приобрести такое устройство, следует обратить особое внимание на следующие параметры:
- Соразмерность мощности электродвигателя поставленной задаче. Для большинства стандартных бурильных шнеков прекрасно подойдут модели с мощностью электродвигателя от 1.5 кВт. От мощности зависит, в том числе, количество бурений на одном заряде аккумулятора.
- Масса. Порой до места лова и между точками лова необходимо преодолеть немалое расстояние по льду, а потому меньшая масса оборудования является крупным преимуществом.
- Тип ножа. Самые популярные прямые, зубчатые, двухступенчатые, трехступенчатые, полусферические ножи. Разный тип ножа оптимален в разных условиях. Прямой нож наиболее универсален и с успехом применяется по любому типу льда — сухому и мокрому, но сырой немного менее эффективно; зубчатый нож хорошо врезается в вязкий сырой лед; сферические хороши для любой поверхности; ступенчатые предназначены для сухого льда, который они с успехом крошат.
- Удобство. Электробур должен быть удобен в использовании, что в основном касается размеров рукояток, за которые он удерживается при работе, а также удобства доступа к управляющим кнопкам/рычажкам.
- Универсальность соединительной муфты. Некоторые производители делают муфты сопрягаемыми лишь со шнеками собственного производства, что может вызывать неудобство при необходимости в смене диаметра.
- Цена. Выбор конечного варианта во многом завязан на финансовые возможности покупателя.
Лучшие модели электробуров для зимней рыбалки, которые можно купить на территории СНГ
Несмотря на большое разнообразие аккумуляторных буров, найти их на рынке СНГ не так уж просто, ниже приведены одни из лучших моделей, которые все же реально приобрести:
- Ion Power Auger. Одна из наиболее популярных моделей электроледобуров, производящаяся в США. При массе всего в 10 килограммов вместе с фирменным шнеком, он прекрасно справляется со своей работой. Бурение происходит бесшумно и ровно. Однако, средняя стоимость этой модели колеблется в районе 80.000 рублей.
- Mora Ice Strikemaster Lithium. Также, как и предыдущий вариант, весит около десяти килограммов, но без учета шнека. Детище финских производителей, более скромное по цене. Модель стоит около 60 000 рублей. Отличается большой эффективностью работы, а также способна (по заявлениям производителя) проделать около 60-70 лунок на одной зарядке, при толщине льда в 40 сантиметров.
- ЭБА-20 — одна из отечественных моделей электробура, появившаяся в результате импортозамещения зарубежных моделей. При средней стоимости в 30 000 рублей, включая входящий в комплект шнек, обладает весьма неплохими характеристиками и долговечностью конструкции.
- Mora Ice Electric 140. Одна из весьма популярных моделей электробуров фирмы Мора, отличающаяся большой неприхотливостью и универсальностью. Электрический бур Мора Айс 140 спокойно работает не только от штатных аккумуляторов, но и от электрической сети машины или квадроцикла/снегохода, для чего к нему прилагается трехметровый кабель. Весит 10 килограммов, при средней цене в 20000 рублей.
- PATRIOT СА408 Li 40B. Более бюджетный вариант производства США. Он не относится напрямую к рыболовному инвентарю – по заявлениям производителей этот бур универсален, и способен легко справиться с любыми насадками, включая шнеки для бурения льда. При массе около 6 кг устройство стоит 16000 рублей.
- Ерш – 250 Вт. 250 ватный электробур Ерш российского производства надежный и довольно минималистичный в плане дизайна. Эффективность его работы не слишком велика, однако это устройство стоимостью около 13000 имеет ряд преимуществ. Во-первых, весит оно всего 4.7 килограмма без шнека. Во-вторых, оно имеет специальные переходники, позволяющие сопрягать с ним шнеки любого производства. Данная модель легко справляется с бурением лунок до 200 мм даже с обычным 12V аккумулятором.
- Ерш – 110 Вт. Еще более бюджетный аналог предыдущего варианта, стоимостью в 10000 рублей в среднем. Главным его отличием является менее мощный двигатель, вынуждающий использовать более серьезные батареи 16-18V для достижения схожего результата. Однако, он значительно легче – всего 6 кг.
Бюджетный электробур
Как говорится – лень двигатель прогресса. Эксперименты по бурению толстого льда начинал еще в 2014 году. И вроде бы нашел оптимальное решение этого, в виде насадки — редуктора на бензопилу, но чего-то не прижилось, поджопников им конечно гонять удобно, но ведь не за этим на рыбалку ходим. https://www.youtube.com/watch?v=5mIlvYdKwvA
А тут как раз в прошлый сезон «умер» родной аккумулятор на Дингасике (это такой зимний «козлик», типа снегохода), воткнул ему взрослый аккум на 55 А/ч.
Ну, думаю, раз так звезды сошлись, пора бур переводить на электротягу. На Дроме купил тойотовский электроусилитель руля за 2.5 т.р.,
алюминиевую трубку на 22мм в Леруа, прорезиненный кабель сечением 2.5 мм, автомобильное реле на 40 Ампер, предохранитель 30 А, ручки от велосипеда, крокодилы на клеммы, ну и остальное так, по мелочи.
Подготовительный этап
Первым делом с усилителя открутил все лишние детали, что не удалось снять цивилизованным способом – отпилил болгаркой, из проводов нужно оставить только два провода (толстые силовые), остальные «в топку».
Собственно сборка
Кнопку напрямую подключать нельзя, они, как правило, рассчитаны на 2-5 ампер, а мотор «кушает» 15-17, в общем рано или поздно она сгорит. В силовую ветку еще желательно поставить предохранитель, от КЗ никто не застрахован, а так хоть аккум целым останется.
Кнопка у меня стоит не совсем правильная, она двухпозиционная вкл-выкл, лучше ставить «одноконтактную» как на дверном звонке, нажал – есть питание, отпустил – нет питания, так безопаснее.
Ну и все контакты, конечно, желательно пропаять. Как подключить реле, в интернете полно информации, описывать не буду. Ручку прикручивал в штатные отверстия усилителя. Внутрь трубки, на болты ставил распорки, без них, при затягивании гайки, плющит ручку и она лопается.
Диаметр выходного вала подогнал под размеры переходника.
Что получилось
Вес получился 5 кг. Вращение можно обеспечить как левое, так и правое, все зависит от того, как клеммы к аккумулятору подключите. Частота вращения около 140 об/мин. Что позволяет вполне комфортно делать дырки во льду.
А еще расскажу случай, как делать НЕ НУЖНО. Собирать бур начал еще в конце прошлого сезона, прикрутил ручку, установил шнек, провода кинул напрямую без кнопок и реле и бегом на испытания. Первая лунка – хорошо, вторая – вообще «песня», а на третьей шнек зацепился за нижнюю кромку льда….. В общем, пока добежал и скинул клеммы, отломило ручку, об лед. Хорошо хоть сам бур не утопил. Так что не повторяйте чужих ошибок. Всем хорошего клева и больших уловов в наступающем сезоне.
FISHING-03.RU v2 :: Рыболовный сайт Бурятии
Выполнено ОБНОВЛЕНИЕ, при возникновении проблем с ФОРУМОМ, пишите VIBER, СМС 89246572027
Ледобур своими руками
Модератор: unnamed
Ледобур своими руками
Сообщение Димон » 26 фев 2013, 15:27
Изготовление бензобура на основе бензопилы STIHL MS180 и телескопического ледобура ТОНАР 150.
Безусловными плюсами данной конструкции для себя относительно фабричных бензобуров считаю дешевизну и универсальность. Во первых заплатив 10200 рублей (а тот, у кого уже имеется и Штиль и Тонар просто обязан проделать нижеизложенное))) я получил качественную бензопилу для работы на даче, для летних рыбалок и бензобур. Фабричный бензобур приемлемого качества стоит от 18т.р.(но в пилу он не превращается))). Во вторых ножи на Тонар в 4-5 раз дешевле, чем на «шведов». Так что летом у меня есть пила, а зимой – бензобур, и всё это по цене в 2/3 от бензобура, нужно лишь немного приложить руки и голову.
Перед тем как начать непосредственно работать над бензобуром полопатил интернет, информации не много, но кое-что полезное нарыл.
Для изготовления бензобура мне понадобилось из материалов:
-Бензопила STIHL MS180,
-Телескопический ледобур ТОНАР (диаметр по желанию),
-Редуктор от дрели MAKITA HP2033,
-Фанера 10мм 0,25м2,
-Болты М8 l 50мм 4шт.
-Гайки М8 4шт,
-Шайбы М8 8шт,
-Шайбы М10 усиленные 2шт,
-Головка на 27,
-Трубка стальная для ручки,
-Утеплитель для трубы 15 около метра (мякушка на ручку),
-Тонкостенная трубка от амортизатора крышки багажника ISTANA (внешняя трубка) 25 см длиной,
-Труба стальная сантехническая на 15 15см.
Из инструментария понадобилось:
-Шуруповёрт,
-Болгарка,
-Лобзик,
-Ленточная шлифмашина,
-Сверлильный станок,
-Токарный станок,
-ЭлектроСварка.
-Сверло по металлу на 9,
-Перьевое сверло ан 45,
-Перьевое сверло на 30.
Мог что-то забыть, но вроде как все написал))
Работу я начал с подбора редуктора, благо на работе имеется много едениц вышедшего из строя электроинструмента. По рекомендациям из интернета искал редуктор с передаточным числом от 1:25 до 1:50. Каково же было моё удивление, когда выяснилось что львиная доля редукторов имеет обратное вращение! Т.е. если вал вращается в одну сторону, то хвостовик в обратную. Кое как нашёл редуктор от дрели Макита с прямым вращением и подходящим мне передаточным числом 1:30. На всех редукторах этого типа вал является продолжением ротора электродвигателя, который был срезан болгаркой.
К сведению владельцев буров со «шведским» вращением, для ваших шнеков найти редуктор не составляет проблем!
Далее взялся за фанеру.
Т.к. в наличии была только десятка, решил для пущей надёжности склеить её чтобы получить 20ку. После этого, используя как шаблон родную накладку для прижатия шины отпилил всё что мешало сверху заготовки лобзиком. Разметил отверстия под шпильки притяжки и ещё одно отверстие под болт, который будет помимо шпилек исключать вращение переходника относительно пилы(на родной накладке так же имеется ограничитель, а в корпусе пилы отверстие под него). Далее перьевым сверлом на 45 просверлил отверстие напротив ведущей звёздочки пилы. Так же перьевым сверлом на 30 пришлось просверлить один слой фанеры под гайки крепления, т.к. шпильки не достаточно длинные. Во избежание неточностей в сверлении делал всё на сверлильном станке.
Отверстия:
По верхнему краю заготовки при помощи шлифмашины было сделано небольшое углубление, т.к. на корпусе пилы имеется выступ, который не позволит лечь переходнику ровно и в одну плоскость с ведущей звёздочкой.
Углубление:
Далее приложив редуктор к фанерной заготовке промерил на какое расстояние должна торчать головка на 27 (ведущая звёздочка этой бензопилы имеет 6 лучей и к ней в аккурат подходит головка на 27). Выяснилось что головка длиннее чем нужно на 8мм. Укоротил на токарном.
Следующим этапом было приваривание головки непосредственно к валу редуктора. Тут была допущена серьёзная оплошность, т.к. я должным образом не отцентровал головку относительно вала. Вернее отцентровал, но во время сварки все мои подкладочки нагрелись и ушли в разные стороны в результате чего было получено сильное биение головки на валу редуктора, а это не допустимо, т.к. может пострадать пила.
Пришлось аккуратно высверливать, выправлять, центровать более ответственно и снова варить. Уйму времени отняло.
Переходник с обратной стороны:
Прикрутил редуктор к фанерной заготовке, которую предварительно прикрутил к пиле для того чтобы редуктор встал как раз на то место где он должен быть. Завёл пилу (на работе такая же как у меня), погазовал, всё крутится, ничего не разваливается, ничего не бъёт!
Примерка:
Далее взялся за шнек. Изначально планировал просто снять телескопическую ручку тонаровскую, а вместо неё сделать другой телескоп из 15ой трубы(нужно то было всего 75см), но трубы не оказалось в наличии по этому пришлось отрезать от Тонара ручку по первому загибу. Жалко, но выбора не было, а ручка у меня есть от 130го Тонара))
Методом тысячи примерок выяснил что труба от Истановского амортизатора двери багажника надевается на трубку ручки Тонара почти без люфта, прикрепил её двумя болтами к «кострированой» ручке.
Переходник на шнеке:
Но нужно было ещё мастырить переходник от редуктора к шнеку. Нашёл 15см кусочек 15ой трубы, но как оказалось он болтается в трубочке от истаны. Решил наварить на 15ю трубу два кольца для уменьшения люфта и точнуть потом на токарнике, получилось! Люфт остался, но минимальный, как и планировалось.
Переходник на редукторе:
Потом подобрал ручку, прикинул как она будет крепиться. Для удобства решил прекрепить её с разных сторон фанеры чтобы было удобнее держать бур за счёт того что ручка стоит не перпендикулярно оси бурения, а немного наклонена на бурящего. Отпилил лобзиком лишнее от фанеры, надел на ручку трубный утеплитель для того чтобы тёпленько было держаться и закрепил ручку саморезами на 35 к переходнику из фанеры.
Отпилил всё лишнее лобзиком:
Расположение ручки:
Одной из основных задумок было чтобы пилу можно было быстро превратить в бур, а бур в пилу. Собственно из за этого и случился этот казус на льду при первом испытании. Просто переходник к пиле был прикреплён на одну гайку вместо положенных двух, закрепить вторую гайку мешает редуктор. Приехав на работу снял редуктор, прикрутил вторую гайку, поставил редуктор на место и проблема перестала существовать. Считаю конструкцию законченной, однако при изготовлении чего-то подобного в будущем буду использовать вместо фанеры сталь от греха подальше. Всё же стальная пластина не мнётся и не деформируется от таких нагрузок.
В промежутках между этапами была ещё покраска, но это дело на любителя и как говорит мой батя «не ходовая часть», по этому решил эти моменты упустить.
Также хочу выразить огромную благодарность моему товарищу Андрею, который очень сильно помог мне в изготовлении сей конструкции взяв на себя все железячные работы. Я лишь говорил ему что где отпиливать, куда приваривать, где обтачивать, что наваривать. Я с железками не дружен((( Деревяхи делал сам и разрабатывал проект, если можно это так назвать.