Как узнать какая резьба на болте

Как узнать какая резьба на болте

Классы прочности болтов по ГОСТу: особенности и маркировка

Подъемный кран упал и раздавил мужчину. Рухнул мост с автомобилями. Внезапно перевернулся КамАЗ… Неутешительные новости о трагедиях появляются регулярно. Причины разные: халатность, невнимательность, безответственность. А еще одна из причин – проблемы с болтовыми соединениями. Казалось бы, такая мелочь! А ведь на болтах в буквальном смысле держится все: они несут вибрационные, весовые и динамические нагрузки. В этой статье мы поговорим о том, какие типы болтов бывают, как узнать класс прочности болта и как читается маркировка.

Типы болтов

У этих метизов есть несколько классификаций по разным параметрам. Например, в зависимости от формы головки они бывают универсальные (с шестигранной головкой), анкерные, рым-болты и др. По форме стержня крепеж тоже различается: резьба наносится на весь стержень или занимает только часть. Сама резьба в соответствии с ГОСТ 27017-86 может быть метрической, шурупной, самонарезающей или конической.

В зависимости от назначения болты делятся на несколько видов: лемешные для сельскохозяйственной техники; мебельные, с гладкой ровной головкой, которая не выступает на поверхности мебели; дорожные для монтажа ограждений и фиксации металлических, деревянных или пластиковых конструкций; машиностроительные для соединения запчастей транспортных средств, обладают особой прочностью и стойкостью к изменениям от воздействия агрессивной внешней среды; фундаментные служат для крепления оборудования к фундаменту, имеют специальную форму головки; путевые соединяют части рельс.

Обратите внимание! Не существует универсальных болтов, которые подойдут для любой задачи. Для каждой нужно выбирать крепеж в соответствии с его классом прочности. Именно класс прочности болта влияет на безопасность конструкций, разрушение которых может привести к гибели людей.

Класс прочности – это наиболее важная характеристика для крепежа. Определяет устойчивость болтов к механическим воздействиям и показывает предел прочности на разрыв. Остановимся на ней подробнее.

Классы прочности

В ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898/1-78) можно найти обозначение класса прочности болтов. Характеристика зависит от множества факторов, например, от стали, из которой выполнен болт, и от того, была ли термообработка материала. Приведем список классов прочности и их основные параметры.

Классы от 3.6 до 6.8

Материал: углеродистая сталь

Возможные добавки: нет

Термическая обработка: нет

Класс 8.8

Материал: углеродистая сталь

Возможные добавки: бор, марганец, хром

Термическая обработка: закалка и отпуск при температуре 425 °С

Класс 9.8

Материал: углеродистая сталь

Возможные добавки: бор, марганец, хром

Термическая обработка: закалка и отпуск при температуре 425 °С

Класс 10.9

Материал: углеродистая или легированная сталь

Возможные добавки: бор, марганец, хром

Термическая обработка: закалка и отпуск при температуре 340 или 425 °С

Класс 12.9

Материал: легированная сталь

Возможные добавки: нет

Термическая обработка: закалка и отпуск при температуре 380 °С

Чем легированная сталь отличается от углеродистой? Тем, что в ней содержится молибден, титан, вольфрам или другие добавки. Они улучшают эксплуатационные характеристики, увеличивают твердость, плотность и термостойкость материала.

Часто болты покрывают другим материалом для улучшения их свойств:

  • цинком – для болтов, которые используются в промышленности, толщина покрытия доходит до 25 мкм;
  • никелем – декоративное покрытие болтов для мебели, не влияет на прочность;
  • фосфатами или оксидами – так можно создать защитный слой, который сделает крепеж более долговечным;
  • цинк-ламельным покрытием – увеличивает срок службы болта вдвое.

Что такое термическая обработка стали и зачем она нужна? Это технологический процесс изменения структуры материала, в результате которого повышается предел выносливости стали, увеличивается прочность и износостойкость самого крепежа.

Обратите внимание! Классы прочности могут маркироваться как с точкой, например 3.6, так и без нее, например 36.

Механические свойства

Чтобы правильно подобрать крепеж, нужно не только ориентироваться на класс прочности, но и знать, какие характеристики за ним скрываются. От этого зависит назначение метиза. Например, болты низкой прочности класса до 6.6 подойдут для монтажа козырька надо крыльцом. Класс прочности высокопрочных болтов – от 6.6 до 12.9. Их используют при строительстве кранов, мостов, зданий, транспорта, железнодорожных путей. Это же значение определяет, может ли на крепеж прилагаться несущая силовая нагрузка.

В таблице ниже мы приведем класс прочности болтов. Расшифровка терминов до таблицы поможет вам сориентироваться в свойствах крепежа по ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898/1-78).

  • Временное сопротивление – это предел прочности болта, максимальная сила, которая может быть к нему приложена. При достижении критического параметра крепеж разрушится. Это действует для любого вида механической силы: сжатия, изгиба, скручивания, растяжения.
  • Твердость по Виккерсу – это отношение нагрузки вдавливания четырехгранной алмазной пирамиды противоположным углом к площади поверхности того предмета, на который воздействует сила. Простыми словами, это значение определяет, насколько устойчив болт к деформации от удара/соприкосновения с другим предметом.
  • Предел текучести – это максимальная рабочая нагрузка на болт. Если будет достигнута, начнется необратимая деформация без увеличения нагрузки (можно сказать, саморазрушение). При расчетах нагрузки следует выбирать болты, которые превышают необходимые требования вдвое.

Механические свойства болтов в зависимости от класса прочности

Класс прочностиВременное сопротивление, МПаТвердость по Виккерсу, HVПредел текучести, МПа
3.6300 – 33095 – 250180 – 190
4.6400 – 400120 – 250240
4.8400 – 420130 – 250320 – 340
5.6500155 – 250300
5.8500 – 520160 – 250400 – 420
6.6600190 – 250360 – 480
6.8600190 – 250640
8.8800 – 830250 – 335640 – 660
9.8900290 – 360720
10.91000 – 1040320 – 380900 – 940
12.91200 – 1220385 – 4351080 – 1100

Зная класс прочности, можно рассчитать среднее временное сопротивление самостоятельно. Для этого умножьте первую цифру класса прочности на 100. Например, для болта 6.6 это значение будет 600. Также можно рассчитать предел текучести, умножив временное сопротивление на вторую цифру класса прочности и поделив полученный результат на 10. Для того же болта 6.6 это будет выглядеть так: 600×6÷10 = 360.

Маркировка

В соответствии с ГОСТ 1759.0-87 (СТ СЭВ 4203-83) на каждый болт ставится знак класса прочности и клеймо изготовителя. В зависимости от размера болта их наносят на торцевую или боковую поверхность головки. Также производитель может указать дополнительные характеристики крепежа. Пример показан на рисунке.

1 (буква D) – клеймо или товарный знак изготовителя.

2 (11.14) – числовое значение указывает на номер плавки.

3 (10.9) – класс прочности шестигранных болтов. Если не указан, значит, он меньше 6.

4 (S) – болт имеет шестигранную головку, которая превышает стандартный размер.

5 (ХЛ) – климатическое исполнение: ХЛ – для холодного климата до -65 °С; У – для умеренного климата до -40 °С.

Обратите внимание! В статье приводится маркировка болтов по ГОСТ. Существуют международные стандарты, например DIN или ISO. Не стоит пугаться, если на крепеж нанесены другие обозначения.

Надеемся, наша шпаргалка и таблица классов прочности болтов поможет вам с выбором. Подобрать крепеж можно на этой странице. Если остались вопросы, звоните нашему менеджеру – он вас проконсультирует.

Подробно про метчики, плашки, резьбу и её контроль на примере болтов ГБЦ (видео и фото)

в видео на 15:55 — ОГОВОРКА, перепутал метчики местами.

Надеюсь, было интересно. Делитесь записью с друзьями (или знакомыми), возможно они тоже ищут эту информацию.
С уважением, ваш Серёга БЕРЁМ И ДЕЛАЕМ
I am the master of this game and everybody knows my name (Saliva)

Комментарии 59

Дюймовая резьба кроме другого шага имеет угол 55 гр ( как и трубная ) вместо 60 гр у метрической .
Метчики могут маркироваться не только цифрами, но и полосками ( канавками ) одна, две, три .
Это не буква Х или икс — это просто разделительный знак .
Гаечный метчик отличается от машинного длиной . Он позволяет нарезать резьбу на большом количестве гаек ( они просто остаются на метчике ) не требуя их сгона обратно и без снятия метчика из держателя, что значительно экономит время . Именно поэтому он называется гаечным, а не потому что им можно нарезать резьбу в гайке в проход .

давайте не будем забывать, что мы в автомобильном сообществе, не в в машиностроительном. у нас не производство гаек, а максимум что требуется сделать ремонтную резьбу, в большинстве случаев просто поправить

Просто если бы меня спросили есть ли у меня гаечный метчик, я бы сказал нет . Хотя человек хотел просто проходной . Впрочем Вы правы, сама терминология спустя 34 года как я учился ( посмотрел ) изменилась .

Дюймовая резьба кроме другого шага имеет угол 55 гр ( как и трубная ) вместо 60 гр у метрической .
Метчики могут маркироваться не только цифрами, но и полосками ( канавками ) одна, две, три .
Это не буква Х или икс — это просто разделительный знак .
Гаечный метчик отличается от машинного длиной . Он позволяет нарезать резьбу на большом количестве гаек ( они просто остаются на метчике ) не требуя их сгона обратно и без снятия метчика из держателя, что значительно экономит время . Именно поэтому он называется гаечным, а не потому что им можно нарезать резьбу в гайке в проход .

Подскажите, в наборе у меня три метчика (без полосы, одна полоса — я так понимаю номер 1, и две полосы — номер два), вопрос: тот что без полосы это что? Фото для примера

1пол-первый, 2пол-второй, без пол. — чистовой . Так и нарезаете — 1,2, без полосы .

ну вот вы вроде такой умный человек, практик, а первый замер же замер и мимо…
ну кто меряет длину болта с головкой?! у вас получилось что болт имеет маркировку М12х164, мало того что такого болта по госту нет, а даже если и найду то он будет длинней вашего на толщину головки
ну я и еще куча народа это понимает и просто посмеется, а какой нибудь петя посмотрит и будет думать что длинна болта указывается общая, а не его стержня
справедливости ради нужно отметить, что есть болты для которых в маркировке указывается общая длина (например потай) но их распространение в автомобилях да и вообще в жизни крайне мало
ну и лично от меня пожелание — добавьте в видео немного приколов, или банальной радости в голос, а то к 3 минуте спать хочется

L= L(общ ) -L(шестигранника), в начале видео сказал же по простому будет. Болты в ГБЦ не имеют потая

Эээх, кто бы рассказал дюймовые
А то понапридумывали
Трубный, обычный, NPT, R, «, и прочие, крыша едет по тихой)))

Наверное правильней будет говорить не «шаг стандартный», а «резьба основная». Ибо резьбы все стандартны, не зависимо от шага.

можно и так, но от этого ничего не меняется:)

Пту 1 курс что интересного в этом видео?

не нравиться — мимо проходи

Эх-хе-хех… Напомнило учебу в ПТУ))))
Добавлю еще:
Как определить даметр отверстия по резьбу?
Диаметр отверстия равен РЕЗЬБА минус ШАГ.
Например:
М12 основной шаг 1,75. Значит диаметр отверстия должен быть 10,25мм. 12-1,75=10,25
М 10 основной шаг резьбы 1,5. Значит диаметр отверстия должен быть 8,5. 10-1,5=8,5
И так далее))))

В основном комплект метчиков состоит из двух штук. Есть из трёх штук, но это уже для больших диаметров. Метчики для «сквозных отверстий» называются чуть-чуть по другому: гаечный или машинный.

я и м6 комплекты из 3шт видел

В основном комплект метчиков состоит из двух штук. Есть из трёх штук, но это уже для больших диаметров. Метчики для «сквозных отверстий» называются чуть-чуть по другому: гаечный или машинный.

метчики например фирм гарант, сандвик, дикси, вообще не имеют комплектов — один метчик. А какие нибудь старые советские там и по 4 метчика может быть.
гаечный и машинный это совсем разные отличия метчиков. Гаечный с длинным хвостовиком, и есть сбег резьбы на конце режущей части, чтоб можно было без проблем выкручивать ту же гайку с хвостовика ( не гаечные не все такое позволяют сделать это беспроблемно), а машинный или ручной отличаются заходной частью, возможно способом закрепления.
а в пост я б добавил классификацию метчиков по сплаву ( твердый сплав и быстрорез), раскатный или стружечный ( на фото все стружечные), для глухих отверстий определяются метчики по длине заходной части, наличию канавок для отведения стружки. в любом случае если есть канавки то обычно подрезается заходная часть метчика и им можно резать глухие отверстия. Можно еще разобрать по покрытиям но я думаю что это не нужно для того чтоб нарезать пару резьб в гараже.
Насчет калибров — у них есть квалитеты, метчики в основном идут по 6H, какой то дешевый метчик может не попасть под калибр 5H6H, там пойдет непроход. но это целая наука, тут можно много писать, проще госты открыть или учебник по метрологии

Виды шага резьбы у болтов и гаек

Виды шага резьбы у болтов и гаек

Резьба — это вид нарезки поверхности крепежных элементов с поочередными выступами и впадинами. Используется несколько ее видов и самые популярные – метрическая и дюймовая, кроме этого есть дюймовая трубная, шурупная, трапецеидальная. Сейчас мы поговорим только о метрической резьбе, так как в России и странах СНГ она наиболее распространенная.

Во всех крепежных элементах – болтах, винтах, саморезах, шурупах используют резьбу с основным (крупным) или мелким шагом.

И тот и другой вид характеризуется несколькими основными параметрами:

  • Профиль резьбы – очертания выступов и впадин в продольном сечении крепежного изделия, проходящем вдоль оси крепежа.
  • Шаг резьбы – расстояние между двумя соседними выступами, измеренное вдоль оси крепежного элемента.
  • Угол профиля – значение угла между гранями профиля, измеряемый в сечении плоскостью вдоль оси крепежа.
  • Наружный диаметр – наибольший диаметр крепежа, измеряемый по вершинам профиля.
  • Ход резьбы – значение продольного перемещения крепежного элемента за один поворот.

ГОСТ 8724-81 определяет, что шаг от 1 до 68 мм – крупный шаг, выше чем 68 мм – только мелкий шаг. Также, следует отметить тот факт, что мелкий шаг резьбы может быть разным при одном и том же диаметре стержня, а крупный имеет только одно значение.

У метрической резьбы профиль равнобедренного треугольника с углом 60°, который еще называют крепежным. Так как все параметры резьбы – диаметр и шаг, обозначаются в миллиметрах, то и названа она «метрической». Используется для нанесения как на наружных, так и внутренних поверхностей крепежных элементов, чаще всего цилиндрической формы. Существует несколько стандартов на метрическую резьбу. Например, в Европе и США чаще применяется метрическая резьба стандарта ISO. Метрическая обозначается буквой “М” c указанием значения наружного диаметра резьбы и, после знака умножения “×”, обозначение шага резьбы (к примеру, М12×0.75).

Примеры маркировки резьбы

  • Метрическая резьба с крупным шагом традиционно обозначается буквой “M”, за которой указано значение наружного диаметра, но шаг при этом не указывается (к примеру, M8, М10, М14). Как правило под резьбой ISO подразумевается именно резьба с нормальным (крупным) шагом.
  • Метрическая резьба с мелким шагом также обозначается буквой “M”, но в маркировке номинала резьбы всегда указан размер шага в мм (например, М8×1). За рубежом она иногда (например, в заголовках таблиц) может обозначаться буквами “MF” (от “Fine” – “Мелкий”).

Крупный и мелкий шаг резьбы болта

Обычно крепеж с мелких шагом резьбы применяется в условиях небольшой вибрации или толчков, поэтому используются в автомобилестроении, авиастроении и для скрепления высокоточных механизмов в машиностроении.

Что касается обычного шага, то такие крепежи самые популярные и их эксплуатируют практически везде и повсеместно.

Как определить шаг резьбы без резьбомера?

В некоторых ситуациях у вас есть у вас есть болт или гайка с неизвестными параметрами резьбы, а под рукой кроме линейки нет никакого измерительного инструмента. Сразу стоит уточнить, что с помощью линейки можно получить только грубый результат, поэтому если вы собираетесь регулярно проводить подобные измерения, лучше приобрести резьбомер и штангенциркуль.

Резьбы выполняются по утвержденным стандартам, что позволило унифицировать все резьбовые соединения. Шагом метрической резьбы называют расстояние между соседними вершинами или впадинами резьбового профиля. Именно это расстояние нам и предстоит измерить.

Как определить шаг резьбы болта

Приложите линейку в резьбовой части болта. Если ее миллиметровые деления совпадают с вершинами бороздок, то у вас без вариантов шаг в 1 мм. Если нет, то нужно посчитать количество витков N на определенном отрезке длины L. Первую нитку в расчет не берите, потому что от нее идет отсчет, и она считается нулевой.

Длину выбранного отрезка в миллиметрах разделите на количество витков, чтобы получить шаг Р.

Например: P= L/(N-1) = 20 мм/(17-1) витков = 1.25 мм.

Как определить шаг резьбы гайки

Для измерения шага внутренней резьбы гайки лучший способ – подобрать ответный болт, который бы свободно ввинчивался в резьбовое отверстие, а затем произвести расчет по нему. Если подходящих винтов нет, то можно воспользоваться простым способом для которого потребуется листок бумаги и линейка.

Оторвите небольшую полоску бумаги и поместите ее в гайку. Прижмите пальцем бумагу к резьбе, так чтобы на ней остался отпечаток резьбовой поверхности. Для лучшей видимости можно провести по граням витков мазутом или маркером. Приложив к отпечатку линейку, измерьте расстояние L между крайними рисками и посчитайте количество рисок n на этом участке за минусом первой (нулевой). Выполните вычисления по формуле Р = L/(N-1).

Например, оттиск дал 5 четких рисок на отрезке в 10 мм, значит:

Р = L/(N-1) = 10 мм/(5-1) витков = 2.5 мм

Вместо бумаги получить оттиск можно используя спичку или карандаш. Зная внутренний диаметр гайки, предположим 10 мм, и расчетную величину шага, сопоставим полученные данные с таблицей. Находим в резьбовом ряду значение М10 и искомый шаг 2.5 мм (основной). Условное обозначение гайки: М10х2.5.

Читайте также  Простые советы по ремонту утюга браун
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]