MrPodshipnik
Прочитав данную статью, вы сможете самостоятельно заменить подшипники на электрическом двигателе.
Основная функция электродвигателя – это создание вращения. Чтобы убрать трение при вращении, необходимы подшипники.
Однако они иногда выходят из строя при эксплуатации.
Как же устранить поломку и произвести замену подшипников на электрическом двигателе?
Нужно своевременно проводить диагностику и техническое обслуживание изделий. Так они прослужат вам значительно дольше.
Чтобы заменить подшипники, необходима разборка электродвигателя.
Проверяем выход из строя подшипников на электродвигателе
Нужно всегда обращать внимание на состояние деталей двигателя.
Когда износ параметров подшипника выходит за допустимые рамки технических характеристик – происходит увеличенный гул мотора и дисбаланс его.
Если вы пропустите этот момент, то в дальнейшем может случиться непоправимое. Вращающийся якорь начнет задевать неподвижный статор и электродвигатель заклинит. Возможно повреждение обмотки якоря. Замена его или перемотка – дорогостоящее удовольствие.
Для проверки выработки деталей можно обратиться в электротехническую мастерскую. Однако за это нужно заплатить.
Я вам советую проверить исправность подшипников своими руками.
Это сделать просто.
Поступите таким образом:
— установите электрический двигатель на ровной поверхности;
— попробуйте вращать вал;
— если ротор вращается с царапающим звуком и тем более заедает за что-то, — первый признак выхода из строя подшипника;
— плюс еще он вращается неравномерно;
Теперь нужно проверить люфт в деталях.
Во всех подшипниках, в том числе и новых, имеются люфты как продольные, так и радиальные.
Это нормальное явление и предусмотрено заводом-изготовителем.
Самое главное чтобы люфт был не более того, что указано в технических характеристиках подшипника.
Проверяем радиальный люфт:
— ставим электродвижок на ровную поверхность;
— отклоняем рукой вал в различные стороны;
— допускается малое отклонение.
Чем больше двигатель, больше может быть отклонение.
Для типов двигателей, которые используются в быту, эти отклонения очень малы.
Проверка люфта осевого:
— опять же рукой берем вал и тянем на себя или вдавливаем в двигатель.
— смещение в любую сторону не должно быть больше трех миллиметров.
При обнаружении значительных царапин на роторе необходима его замена.
Подготовка к ремонту
Для качественного ремонта по замене подшипника на электродвигателе необходимо скомплектовать инструмент и приспособления.
Сделайте это по такому списку:
— отвертка, молоток, плоскогубцы, круглогубцы;
— смазывающая проникающая жидкость ВД40;
Обязательно ознакомьтесь с чертежом или схемой самого электродвигателя.
Пошаговая инструкция демонтажа подшипников
Разборку электрического двигателя выполняйте по следующим правилам:
— отключите электрический двигатель от сети;
— иногда в схемах двигателя присутствуют конденсаторы. Разрядите их;
— выемку ротора из статора выполняйте без перекоса. Удары наносите аккуратно;
— не забудьте отсоединить двигатель от механизмов, которые вращаются при помощи его;
— следите, чтобы не погнуть вал. Не оборвите обмотку;
— пометьте маркером места крышки и корпуса. При отсутствии шпонки обозначьте меткой расположение вала и вентилятора. При сборке это вам будет необходимо.
В противном случае, если вы не соберете все по меткам, то будет дисбаланс вентилятора.
Двигатели бывают различных типов:
Рассмотрим по очередности их разборку.
Демонтаж асинхронного двигателя выполняем так:
— необходимо выкрутить винты и снять защитный кожух вентилятора;
— маркером наносим пометки;
— убираем вентилятор, который крепится на двух болтах;
— выкручиваем крепеж, удерживающий заднюю и переднюю крышки;
Сложным этапом в демонтаже, является снятие крышки задней.
Если электродвигатель небольшой, нужно подковырнуть отверткой крышку по всему периметру соединения с корпусом.
По двигателю средних размеров снимаем крышку, ударяя молотком с применением металлического стержня. Ударять необходимо периодически с разных сторон, иначе крышку перекосит. Не нужно ударять по ушкам крепления двигателя. Вы их сломаете.
Мощные электрические двигатели демонтаж крышки выполняем съемником или прессом.
У некоторых видов двигателей предусмотрены отверстия с резьбой. Поочередно ввинчивая болты в них, крышка снимается.
И щиты подшипников не перекашиваются.
Сняв крышку можно вынимать ротор.
Разборка синхронных электродвигателей выполняется намного легче. Самое главное – не требуется никакая выбивка.
Достаточно произвести разборку корпуса.
Снимать подшипники с вала ротора необходимо съемником.
Они бывают различные по конструкции и разных размеров.
Для мощных электродвигателей применяют съемники с тремя или четырьмя лапками.
На более мелких двигателях подшипники демонтируются съемниками укомплектованными планкой или пластиной для захвата.
При снятии подшипника необходимо учитывать, что упираться нужно во внутреннюю обойму.
Применяйте металлическую вставку.
Не забывайте обрызгать проникающей жидкостью ВД40.
Монтаж детали
Заменяемый подшипник должен быть по размерам точно такой же, как и старый.
Нужно очистить посадочное место подшипника от грязи и ржавчины. Протереть керосином, вытереть тряпкой и смазать.
При помощи вставки металлической вбиваем деталь на вал. Смотрим, чтобы не было перекосов.
Для упрощения процесса одевания подшипника – нагрейте его в масле машинном, которое закипело.
Возьмите его крючком или тряпкой и продолжайте монтаж.
Смазываем подшипник электродвигателя
Вы смонтировали подшипник на вал электрического двигателя.
Чтобы он долго прослужил, его необходимо смазать.
Смазка должна быть густой.
Используйте литол №24. Он выдерживает обороты двигателя до 3000 в минуту.
Если обороты больше, то нужно использовать ЦИАТИМ 202.
Заполнять подшипник смазкой нужно наполовину, если обороты 3000.
И наполните только на треть при более 3000.
Эксплуатационные температуры работы подшипников
Вы должны знать, что максимальная температура электромоторов должна быть не более:
— для шариковых и роликовых подшипников (подшипники качения) – до 100 градусов по Цельсию. Это, как правило, бытовые электроприборы;
— подшипников скольжения – до 80 градусов, а масла не более 65.
Однако имеются производственные электродвигатели, которые выдерживают и большую температуру.
Ознакомившись с настоящей статьей – вы можете смело приступать в замене вышедшего из строя подшипника на электрическом двигателе самостоятельно.
Если же у вас возникнут вопросы или проблемы с заменой и ремонтом – обращайтесь ко мне в комментарии.
Замена подшипника электродвигателя
Для домашних применений экзотических инструментов не понадобится. Если для авто выпускаются наружные и внутренние съёмники, индукционные нагреватели, специальные приспособления для забивания, в быту все просто и прямолинейно. Но ошибочно думать, что обходится без затруднений. Напротив – руководства по обслуживанию авто легко найти, а по двигателям кухонных комбайнов Philips информация недоступна. Упираемся в сложность – требуется разобрать устройство, не повредив многочисленные пластиковые детали.
Как разобрать бытовой прибор, содержащий электродвигатель
Многочисленные кухонные комбайны и блендеры устроены специально таким образом, чтобы нельзя оказалось разобрать. Это обеспечивает гарантийные мастерские стабильным заработком – а те уже отстёгивают фирмам за руководства по сервисному обслуживанию и лицензию. Вот и ломают головы хозяева, как заменить подшипник.
Ротор двигателя U – 8830
Сейчас опишем процесс замены подшипника в электрическом двигателе кухонного комбайна Philips, модель U – 8830. Обнаружите, что модификации указанного мотора широко применяются в блендерах мясорубках и прочих приборах. Отличия преимущественно касаются вала. В рассматриваемом случае на одной стороне насажена шестерня конической форму, с противоположной – привод для ножей с ограничением вращения. Когда электрический двигатель U – 8830 снят, начинаем. Не спешите раскручивать винты, это пока безрезультатно. Рассмотрим конструкцию электрического двигателя U – 8830:
- Оба конца вала заняты приводными шестернями, узкой серого цвета и конической формы и белой, широкой, в форме колеса.
- Со стороны коллектора используется муфта. Назовём подшипником трения.
- Щётки удерживаются пластинами, куда припаяны контакты. Ножка варистора подгибается сбоку, с внешней стороны (не знаем, зачем это нужно; чем плоха общая площадка для пайки).
Подшипник спрятан в станину
От коллектора широкое колесо привода сидит на левосторонней резьбе. Чтобы снять, ухватите конец длинную серую шестерню вала электрического двигателя в тиски. Потом начинайте вращать колесо против часовой стрелки, если смотреть со стороны коллектора. Осторожно! Гайка латунная и легко срывается.
Широкое колесо привода
Теперь избавляемся от длинной серой шестерни. Проще сделать при помощи съёмника для подшипников. Нужно поддеть захватами резьбу, потом слегка подтянуть на себя. Деталь просто снимается. Допустимо попробовать использовать небольшой сантехнический ключ (см. фото). Обнаружили, что его губы помещаются между станиной и утолщением шестерни. Потребуется выставить гайкой ширину захвата и осторожно взяться у основания за резьбу. Не сжимайте слишком сильно, чтобы не повредить пластик.
Осторожно начинайте покручивать шестерню против и по часовой стрелке, одновременно снимая с вала. Через время зазор между станиной увеличится, потом деталь спадёт с вала электрического двигателя. Частичный успех.
Когда концы вала освобождены, займёмся щётками. Латунь занимает среднее место по прочности сгиба между алюминием и медью, действуем аккуратно. Шлицевой отвёрткой отгибаем зажимы и снимаем контактные площадки. Пружины и щётки выходят нехотя, допустимо помочь, просунув сбоку острый предмет. Теперь пора раскрутить станину на две части. Подшипник трения легко выходит из позиции, на валу остаётся противоположная половинка, куда впрессован подшипник качения.
Замена подшипника на валу электрического двигателя
Полагаем, для снятия годится стандартный инструмент (съёмник). Если похожего нет, придётся применить способ, посоветованный автомобилистами (см. фото):
- Берётся стандартный разводной гаечный ключ приличного размера, чтобы свободно входил в зазор между станиной и валом.
- Губа фиксируется. Окончание вала ставится на доску, потом лёгкими ударами подшипник сбивается вниз.
У авторов не нашлось разводного ключа, подходящего для процедуры. В хозяйстве нашёлся слишком большой, губы слишком плотно прилегают к обмоткам статора электрического двигателя, сдирая лаковую изоляцию. Недолго думая, нашли блок из бетона малой марки прочности. Потом ножками газового сантехнического ключа захватили станину с подшипником, как показано на фото, поверх вала положили кусок доски, сделали несколько ударов. С указанного конца деревяшку возможно не прокладывать, на краешке нет резьбы, а лишь фаска по фиксирующее кольцо.
Подшипник намертво запрессован в станину. Как видно из снимков, прикрыт крышечкой, которая в процессе демонтажа успела слегка деформироваться и теперь едва-едва держится на четырёх заклёпках. Элемент однозначно снимается и выкидывается (либо монтируется на новые заклёпки). Подшипник вала электрического двигателя выбивается доступным способом из паза, допустимо использовать стандартный съёмник. Попробуйте использовать толстую деревяшку круглого сечения. На нашем электрическом двигателе подшипник в норме, ему перечисленные процедуры пока не грозят.
Обратите внимание, ниша под запрессовку слишком большая. Её высота превышает ширину подшипника. Полагаем, это связано с многоцелевым назначением электрического двигателя U – 8830. Полагаем, читатели уже забили подшипник на место, пора все собрать воедино. Запихиваем под шарики чуть-чуть Литола, прокручиваем пару раз. Если проверка подшипника электродвигателя прошла нормально, надеваем крышечку на заклёпки, либо оставляем и пробуем надеть на вал.
Захват вала ключом
Годится способ, изображённый на фото. Ручки газового сантехнического ключа ставятся на означенный выше кирпич, образуя захват. Вал со стороны коллектора снабжён левой резьбой, которую защищаем бруском древесины (на фото не показано). Несколько ударов, и деталь встанет на место, но! У вала со стороны подшипника нет ограничительной фаски, легко догнать его до упора и повредить лаковую изоляцию обмотки ротора электрического двигателя с необходимостью замены или перемотки.
Во избежание прокладываем в нужном месте кусок мягкой резины. Жёсткая (для половиков) в корне не годится. Либо контролируйте глубину забивания собственным способом. Если обнаружился перебор, берёмся вновь за газовый ключ и повторяем процедуру демонтажа станины электрического двигателя, но не полностью, а на пару-тройку миллиметров. Достигнув успеха, начинаем сборку вала. Рекомендуем первой собрать станину, потом закрепить щётки, надеть колесо с левосторонней резьбой. Последней монтируется коническая узкая серая шестерня.
Напоминаем, что на вал электрического двигателя она напрессовывается, а зажимного кольца в нашем комплекте уже изначально не было. На этом сборку считаем законченной. В довершение укажем причину использования закрывающей пластины: без нее для регулировки положения станины придётся использовать изощрённые средства. Подшипник туже сидит на валу, чем в своей нише, при попытке чуть увеличить расстояние до катушек коллектора начинает выскальзывать. Сложно задать правильную дистанцию. По указанной причине рекомендуем контролировать процесс обратной сборки электрического двигателя, чтобы не пришлось потом долго настраивать положение.
Постановка станина подшипника на место
Типичные ошибки, допускаемые при замене подшипников электрических двигателей
Если станину требуется снять не для замены подшипника, а под перемотку ротора, настоятельно рекомендуется использовать максимально тонкий захват, упирающийся в пластину. Ножки газового сантехнического ключа слишком толстые. Невозможно подобраться близко к валу, мешала обмотка статора с лаковой изоляцией. По указанной причине пластина и погнулась. Заметим, подобные способы относятся к разряду варварских. Настоятельно рекомендуем посмотреть рекламный ролик про инструмент EKF, где демонстрируются профессиональные методики.
В результате демонстрационного ремонта на валу появился едва заметный люфт (как случилось в ролике с «плохим» мастером), а подшипник при уменьшении скорости начал издавать заметный шорох, что считается признаком увеличившихся зазоров между поверхностями качения. Выходит, подшипники в электродвигателе соковыжималки нужно менять крайне осторожно, в противном случае шумный агрегат станет работать намного хуже.
Сегодня в рекламе профессионального инструмента видим ту же подоплёку. Подобным ходом мыслей уже наталкивают на мысль, что замена подшипников электродвигателя стиральной машины – удел профессионалов. С заменой подшипника одновременно ухудшаются характеристики.
Как насадить подшипник на вал при помощи нагревателя индукционного типа
Это тот случай, когда магнитопровод специально изготавливают сплошным, потом включают переменное напряжение. За счёт вихревых токов металл сильно разогревается. Магнитопровод демонстрирует форму ворот, где верхняя планка без труда снимается с места. Сюда надевается подшипник. Вихревые токи и эффект перемагничивания быстро берут своё. За считанные минуты подшипник греется до нужных 111 градусов и самостоятельно заскакивает на вал. Остаётся чуть прижать сверху. Кстати, в ролике демонстрируется, что при масляном нагреве ударами кувалды легко снести верхнюю обойму подшипника. Верим на слово.
Надеемся, теперь замена подшипника электродвигателя вентилятора не напугает читателей. Дорогая техника – в сервисный центр, дешёвая – к нам в руки. Если возникнут биения, легко в любой момент купить новый образец электрического двигателя для обучения профессиональным навыкам.
Лучшее умение – учиться на чужих ошибках. Специально их допустили в эксперименте, чтобы показать читателям: варварские методы России не всегда годятся для импортной техники. Обратите внимание: не каждая мастерская владеет профессиональным инструментом. Носите электрические двигатели и подшипники в правильное место.
- alt=»Устройство и принцип работы электродвигателя постоянного тока» width=»120″ height=»120″ />Устройство и принцип работы электродвигателя постоянного тока
- alt=»Подключение электродвигателя 380 на 220 Вольт с конденсатором» width=»120″ height=»120″ />Подключение электродвигателя 380 на 220 Вольт с конденсатором
- alt=»Устройство коллекторного электродвигателя» width=»120″ height=»120″ />Устройство коллекторного электродвигателя
- alt=»Ремонт и замена электропроводки в квартире и доме» width=»120″ height=»120″ />Ремонт и замена электропроводки в квартире и доме
Замена подшипников в электродвигателе
Главной задачей электродвигателя является создание вращения. А для снижения трения во вращающихся механизмах служат подшипники. Если за ними следить и во время смазывать, то срок службы подшипников увеличится в несколько раз. При необходимости заменить один или оба подшипника или проведения технического обслуживания мотора необходимо разобрать электродвигатель и достать ротор или якорь с 2 подшипниками на валу. Разбирайте мотор по этой инструкции.
Проверка подшипников в электродвигателе
Всегда уделяйте внимание состоянию подшипников ваших электродвигателей. При их износе выше допустимого предела подшипники перегреваются и мотор начинает шумно работать. Если не заменить во время подшипники, тогда в особо запущенном состоянии могут начать при вращении касаться между собой неподвижная часть- статор и движущаяся: ротор или якорь. А это грозит серьезными поломками в электродвигателе, которые восстановить в большинстве случаев без замены на новый ротор или якорь не возможно.
Проверить подшипники своими руками несложно. Для проверки необходимо расположить электродвигатель на твердой поверхности. Затем положите одну руку сверху на электродвигатель и повращайте вал. Ротор должен вращаться равномерно и свободно без заеданий. Постарайтесь услышать царапающие звуки или почувствовать неравномерность вращения ротора. Это первые признаки необходимости замены подшипников.
Проверка люфтов. В любом подшипнике качения (шариковый или роликовый) должен быть радиальный и продольный или осевой люфт. Это нормально, потому что да же новый подшипник имеет люфты. Главное, что бы он не выходил за допустимые пределы.
- Для проверки радиального люфта необходимо положить двигатель на твердую поверхность и рукой за вал постараться его отклонить максимально в разные стороны. Зазор в микронах, поэтому допустимо не большое отклонение. Величина смещения зависит от размера электродвигателя. Для бытовых моделей моторов отклонения должны быть чуть заметными.
- Проверить осевой люфт гораздо проще. Берем за вал тянем на себя или толкаем от себя ротор, отклонение в бытовых электродвигателях не должно быть более 3 миллиметров. Чем ближе эта величина к нулю, тем лучше.
Если при разборке электродвигателя, Вы заметили следы трения ротора об статор, то это однозначно свидетельствует об износе подшипников. Если сильно стерт ротор, то его необходимо заменить.
Как снять подшипники с вала электродвигателя
Что бы снять подшипники с вала, понадобятся специальные съемники. Учитывайте, что эти приспособления различаются по размеру и конструкции. Более массивные с тремя и четырьмя лапами захвата подойдут для больших валов, а для маленьких подойдут с сменными пластинами или планками для захвата.
Учтите, что необходимо только делать упор за внутренне кольцо подшипника.
Если при вращение руками затруднено, тогда используйте кусок трубы для удлинения рычага. Что бы легче шло, смажьте вал машинным маслом.
Как надеть подшипник
Новый подшипник по своей ширине, внутреннему и внешнему диаметру должен точно соответствовать заменяемому.
Следите, что бы при монтаже грязь не попала во внутрь подшипника. Из-за этого он быстро выйдет из строя. Внутри также не должно быть коррозии, сколов и других повреждений.
Насаживается подшипник при помощи металлической трубы, подобранной по внутреннему диаметру кольца подшипника. Поверхности рекомендую смазать перед началом процесса.
Внимание, насаживать необходимо подшипник без перекосов, для этого необходимо бить не по сторонам трубы, а сделать набалдашник, благодаря которому появится возможность ударять по центру.
Процесс можно заметно упростить, если нагреть подшипник в кипящем масле. Будьте при этом осторожны и не используйте открытый огонь при нагреве, рекомендую- электроплитку. Дайте подшипнику полежать 5-10 минут в кипящем масле, затем доставайте его металлическим крючком и надевайте на ротор при помощи клещей или тряпки.
Чем смазать подшипник электродвигателя
При сборке дальнейшая работоспособность подшипников зависит от первоначально сделанной их смазки, потому что для большинства электродвигателей конструктивно предусматривается отсутствие необходимости в последующей замене или добавлении смазки в подшипники.
Подшипники в электродвигателях смазываются консистентной (густой) смазкой. Для моделей с оборотами до 3000 в минуту подойдет Литол 24 (влагостойкая) или Циатим 201 (не влагостойкая). Для смазки моторов с высокими скоростями используется ЦИАТИМ-202.
Смазкой заполняется не более 12 объема подшипниковой камеры в двигателях до 3000 оборотов в минуту, а для более скоростных- на 13 полости. Больше не кладите, лишнее все равно выдавится при вращении из подшипника.
Допустимая температура подшипников электродвигателя
Предельная допустимая температура подшипников электрических моторов не должна превышать следующих значений:
- Для подшипников качения (шариковые или роликовые), используемых в бытовых электродвигателях и в подавляющем большинстве на производстве- температура не должна превышать 100 °С.
- Для подшипников скольжения температура не должна превышать 80 °С, но при этом температура масла не должна быть выше 65 °С.
На производстве при необходимости работы электродвигателя в жарких условиях применяются специальные модели подшипников, которые выдерживают и большие температуры.