Как отремонтировать шуруповерт своими руками
Шуруповерт — удобный электроинструмент, упрощающий строительные работы. Но прибор может выйти из строя, а потому для починки придется демонтировать некоторые его части. В статье будет указано, как разобрать шуруповерт правильно.
Принцип работы и основные узлы
Перед тем как начинать разборку шуруповерта (к примеру, Bosch), необходимо разобраться в принципе его работы, а также узнать из каких частей он состоит. Аппарат отличается от других электрических инструментов использованием специального механизма, который останавливает ход вращения. Этот процесс происходит, когда агрегат достигает максимального сопротивления.
Назначение всех деталей и узлов инструмента — как они называются
Шуруповерты (например, Elitech) делят на несколько разновидностей — по способу работы:
- от сети;
- от аккумуляторной батареи.
Независимо от типа, у них одинаковый принцип действия в плане передачи вращательного момента.
Шуруповерт состоит из нескольких основных частей:
- Электрический двигатель.
- Кнопка для запуска устройства.
- Регулятор оборотов, имеющий реверсивный режим.
- Зажимной патрон.
- Электронный блок управления.
- Редуктор.
Электродвигатель вращает шпиндель через специальный редуктор. Крутящий момент регулируется с помощью муфты, на шпинделе расположен патрон. В него ставят различные «биты». Шуруповерт (например, Метабо) управляется благодаря электронной схемы.
Реверсивный режим работает из-за смены полярности питания. В качестве движка используется оборудование непрерывного тока. Он предназначен для соединения с сетью переменного тока. Обмотка возбуждения соединяется с якорной обмоткой последовательно, и разделяется на несколько частей: до якоря и после него.
Чтобы производить регулировку оборотов, используют импульсную схему, которая собирается на основе микросхемы с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ).
Муфта шуруповерта (к примеру, Бош) — это обычная трещотка. Если нагрузка становится слишком большой, то регулятор начинает функционировать. Пружина ослабляется, и выпускает кольцевую шестеренку, она сходит с шариков. Начинается холостой ход оборудования.
Информация пригодится, если возник вопрос о том, как отремонтировать шуруповерт. Особенно если требуется разобрать его и собрать полностью.
Неисправности, которые возникают у шуруповерта
Наиболее распространённые неисправности, с которыми может столкнуться пользователь:
- Аппарат (к примеру, Зубр) не включается. Причины: кабель или вилка, уровень заряда, перегорания обмоток двигателя, неисправность кнопки пуска.
- Искрит при работе. Причины: коллектор двигателя или якорь, неисправных щёток.
- Батарея быстро разряжается. Причины: истечение срока службы, неправильная зарядка.
- Агрегат включается сам по себе. Причина: неисправность кнопки пуска.
- Тормоз не срабатывает. Причины: кнопка пуска или транзисторы.
- В патроне наблюдается люфт. Причина: искривление редукторного вала.
- Не слышно трещотки. Причины: сточились лепестки блокиратора, сломались пружины или штифт трещотки.
- Прокручивается патрон. Причина: неисправен редуктор, придется заменить шестерёнку.
- Заклинивание патрона. Причина: износ зажимных кулачков, которые были недостаточно смазаны.
Вышеописанные трудности необходимо решать только после разборки аппарата. Исключение — замена вилки или провода. Представленой информации обычно достаточно, чтобы разобраться, как починить шуруповерт. Если же знаний в этом вопросе не хватает, лучше обратиться в сервисный центр, к специалистам.
Для справки! Даже самые известные европейские производители не могут гарантировать бесперебойную работу все время. Заклинить может любой шуруповерт и тогда его придется ремонтировать.
Разборка шуруповерта
Как разобрать шуруповерт Вихрь (или аналоги)? Нужно придерживаться следующей инструкции:
- От корпуса устройства отсоединить аккумуляторный блок.
- Раскрутить крепежи, которые удерживают две части пластика.
- Снять верхнюю крышку, извлечь содержимое.
- Отсоединить кнопку пуска.
- Вынуть переключатель скоростей.
- Отсоединить двигатель от редуктора, патрона и муфты, выкрутив винты (4 штуки).
Чтобы снять патрон, необходимо ослабить винт внутри механизма. Кулачки придется разжать. Откручивание проводить по часовой стрелке (имеется левая резьба). Далее необходимо отсоединить редуктор от патрона, поворачивая его в левую сторону.
Если возник вопрос о том, как собрать шуруповерт, то нужно проделать все в обратном порядке.
Нахождение причины поломки и ее устранение
Специалисты разделяют поломки шуруповерта (например, марки Professional) на повреждение электрической и механических частей. Каждый тип имеет свои особенности.
Повреждения электрической части
Трудности возникают из-за невозможности включить прибор или переключить режим, скорректировать обороты. Есть несколько проблем, с которыми сталкиваются мастера:
- Если аккумулятор работает, но при соединении с мультиметром напряжение в клеммах уменьшается, то узлы мотора неисправны. При правильном напряжении нужно проверить кнопку (прозвонить). Если нет писка, то кнопку нужно разобрать и почистить контакты.
- Реверс тоже проверяют мультиметром (один щуп к кнопке, второй к контакту движка). Если при запуске нет сопротивления, то нужно смотреть проводку.
- Щетки двигателя осматривают, повреждений не должно быть больше 60 %.
- Искры в работе появляются из-за износа щеток или тугой работы коллектора (требуется чистка).
Это основные неисправности, дающие представление, как починить шуруповерт Виндзор (или аналогичные устройства).
Неполадки в механических узлах
- Устройство несвойственно ему шумит или клинит — требуется замена втулки или подшипников. Возможно, погнулся вал.
- Слабая затяжка — изношена муфта, зубья сточились.
- Посторонний шум также возникает, если оторвался магнит в двигателе или втулки якоря изношены (можно добавить машинное масло, чтобы попробовать исправить проблему).
Важно! Если возникли проблемы по механической части, то скорее всего придется покупать новые узлы на замену изношенным.
Как отремонтировать
Найдя причину неисправности, необходимо точно знать, как решить проблему. Следующей информации будет достаточно, чтобы понять, как отремонтировать шуруповерт своими руками.
Зарядный блок
Зарядный блок ломается из-за постоянного перекоса провода. Происходит обрыв. Требуется спаять провода и восстановить изоляцию.
Аккумулятор
Обычно на шуруповертах используют никель-кадмиевые аккумуляторы, которые необходимо заряжать только после полной разрядки. Их нельзя подзаряжать, поскольку срок службы сокращается.
Решение проблемы (работает не всегда): полностью разрядить, зарядить желательно низким током. Такую операцию нужно проводить примерно 5 раз, чтобы избавиться от так называемого эффекта памяти (о неправильном заряде).
Проблемы с кнопкой
Очень часто контакты на этом узле окисляются и их нужно чистить.
- Снять красный нажимной механизм вращательным движением.
- Демонтировать крышку, вытолкнув защёлки небольшим ножом.
- Используя паяльник, отсоединить два металлических элемента сбоку.
- Снять крышку.
- Придерживая пружину, вынуть механизм из корпуса.
Потертые или окисленные узлы необходимо протереть ватой, смоченной в спирте. Если грязь не удается убрать, нужно потереть ее ножом.
Электродвигатель
Это самая дорогая часть инструмента. Обычно проблемы начинаются из-за стирания щёток. Их отремонтировать невозможно, потому следует произвести замену. Якорь меняют, если обнаружен обрыв в обмотке.
Замена щёток
Чтобы добраться до узла, придётся разбирать двигатель, оттянув «усики», располагающиеся на торцевой части.
Далее придерживаться следующей схемы:
- Ударом молотка стукнуть по валу, чтобы выбить ротор из корпуса.
- Теперь легко снимется крышка.
- Далее нужно вынуть оставшиеся части.
Если коллекторы чёрного цвета, значит, они загрязнены остатками от щёток. Это вызывает потерю мощности и искрение. Коллектор нужно протереть ватой, смоченной в спирте, и прочистить канавки небольшой иголкой.
Сами щётки восстановить не получится, потому нужно приобрести новые и установить их.
Редуктор
Если в редукторе слышны посторонние звуки, то тому виной шестерёнки механизма. Необходимо разобрать редуктор и на тех местах, где износились зубья, поставить маленький болтик, который сточен до нужных размеров. Места, куда нужно ставить болт нужно аккуратно накернить.
В намеченных частях нужно просверлить отверстия, чтобы поместить туда болтики. Как только они будут на месте, в редуктор нужно поместить побольше смазки.
Быстрозажимной патрон
Разборка быстрозажимного патрона:
- Подложив кусок древесины, стукнуть молотком по выступающей части в центре.
- В кулачки поместить болт и ударить по нему молотком.
- Внутреннюю часть устройства извлечь из корпуса.
Теперь можно увидеть гайку с двумя половинками. В большинстве случаев именно она является причиной всех проблем. Скорее всего там износилась резьба. Если аналогичного узла нет в наличии, придётся покупать весь патрон. Он стоит в пределах 300 рублей (по данным на 2021 год).
Какие неисправности не подлежат ремонту
Нецелесообразно чинить мелкие и дешевые детали устройства. Желательно приобрести новые элементы, и установить их на аппарат (например, модель Интерскол) после поломки. Это касается кнопки питания, случаев с обрывом обмотки якоря или искривления вала редуктора.
Не рекомендуют чинить устройство также при повреждении патрона. Все это трата времени.
Внимание! При поломке блока питания устройство можно самостоятельно починить, если есть соответствующий опыт, но целесообразнее так же купить новую зарядку.
Причины поломок разных марок шуруповертов
Имеются лишь общие причины поломки, они не зависят от марки устройства. В большинстве случаях они связаны с неправильным пользованием или хранением:
- Использование оборудования не по назначению. Если сверлить шуруповертом (например, Ермак) бетон, то он проработает всего несколько дней.
- Превышение времени работы. Устройство для домашнего пользования способно функционировать всего пару часов в день, после этого начнется серьёзный износ.
- Нарушение правил хранения. Если положить инструмент в сырое помещение, то он выйдет из строя довольно скоро. К тому же шуруповерты (модели Патриот и аналогичные) боятся прямых воздействий солнечных лучей (из-за перегрева).
- Если заряжать батарею неправильно, то она выйдет из строя раньше того времени, что заявлено в инструкции.
Этих данных достаточно, чтобы самостоятельно отремонтировать аппарат, заменить некоторые детали, вышедшие из строя. Также становится ясно, как смазать шуруповерт своими руками — для этого не обязательно разбирать его полностью, ведь до многих узлов можно добраться просто сняв крышки.
Как разобрать шуруповерт
Бывают неприятные ситуации, когда в самый разгар работ ломается электрический инструмент, например, шуруповерт. Времени идти в мастерскую или в супермаркет, чтобы купить новый нет, значит, остается отремонтировать его самому. Как разобрать шуруповерт для ремонта рассмотрим ниже.
- Как он устроен
- Как разобрать шуруповерт в целом
- Разбираем аккумулятор шуруповерта
- Как разобрать патрон шуруповерта
- Как крепится патрон
- Определяем как производитель закрепил патрон
- Демонтируем патрон
- Конструкция планетарного редуктора
- Принцип работы 2 ступенчатого редуктора
- Разборка
Как он устроен
В большом ходу шуруповерты аккумуляторные, поэтому их мы и рассмотрим. Шуруповерт своим внешним видом напоминает пистолет. В корпусе, изготовленном из пластмассы, есть отверстия, через которые двигатель охлаждается. Если посмотреть на шуруповерт в разрезе, то увидим:
- регулятор оборотов;
- реверс;
- присоединенный к радиатору транзистор регулятора оборотов;
- электродвигатель;
- редуктор.
Как разобрать шуруповерт в целом
Рассмотрим этот процесс на примере шуруповерта Макита:
- отсоединяем корпус, в котором находится аккумулятор;
- откручиваем винты, соединяющие 2 половины корпуса крестовой отверткой;
- извлекаем то, что находится в корпусе шуруповерта;
- демонтируем кнопку реверса;
- снимаем переключатель скоростей;
- разъединяем двигатель и редуктор.
Разбираем аккумулятор шуруповерта
Почти 2/3 стоимости шуруповерта приходится на аккумулятор. Поэтому многие ремонту предпочитают покупку нового инструмента. Но бывает так, что человек привык работать именно этим шуруповертом и менять его не хочет. Тогда предстоит разборка аккумуляторного блока. Сделать ее несложно:
- если корпус разборный, то просто откручиваем крепеж;
- в случае безразборного корпуса, удаляем склеивающий слой, раздвигаем сопрягаемые поверхности при помощи самореза;
- отделяем аккумуляторные банки. Разборка аккумулятора шуруповерта выполнена.
Вот в этом видео показан еще один способ разборки:
Как разобрать патрон шуруповерта
К числу самых подвижных и нагруженных узлов шуруповерта относится патрон. Естественно, что и изнашивается он чаще других деталей.
Как крепится патрон
Перед тем, как разобрать шуруповерт Макита, например, определим способ крепления патрона. Закрепляется этот сборочный узел на инструменте следующими методами:
Определяем как производитель закрепил патрон
Не зная, как патрон закреплен, мы не сможем его разобрать. Поэтому:
- если надпись в виде 1-6 В10, то в конструкции патрона присутствует конус Морзе. При этом он способен зажимать хвостовики диаметром от 1 до 6 мм, а конусная поверхность имеет типоразмер В 10;
- когда методом закрепления патрона является резьба, то в случае метрической, его маркируют 1,0-11 М12х1,25, а на дюймовую резьбу указывает маркировка 2-13 мм ?-20 UNF. Как правило, наши производители используют резьбу метрическую, а зарубежные — дюймовую.
Демонтируем патрон
Если закрепление патрона конусное, то снимается он просто — посредством осторожных ударов молотком по корпусу. Когда закрепление резьбовое, то совершаются следующие действия:
- положить шуруповерт на стол;
- запустить его;
- посмотреть, сдвинулся ли патрон с места при ударе шестигранника о поверхность стола.
Бывает, что эти действия ни к чему не приводят, тогда придется разбирать шуруповерт, а затем:
- вынуть редуктор, а вместе с ним и шпиндель;
- поместить узел в тиски;
- взять трубный ключ и открутить патрон.
Если в редуктор попал мусор, то только так и следует поступить. Вот схема, которая поможет понять, как разобрать шуруповерт Бош:
Здесь вы видите, что в шуруповерте Бош, патрон и редуктор — это единый узел.
Подробно о том, как разобрать редуктор шуруповерта
Прежде чем ответить на вопрос, как разбирать шуруповерт Хитачи, Зубр, Бош или любой другой, не помешает знать их конструкцию.
Конструкция планетарного редуктора
Редуктор включает в свою конструкцию следующие детали и узлы:
- шестерни — кольцевая и солнечная;
- сателлиты;
- водило.
Они могут быть пластмассовыми или металлическими.
Принцип работы 2 ступенчатого редуктора
Редуктор работает таким образом:
Редуктор 3 ступенчатый работает так же, но там добавлен еще 1 планетарный механизм.
Разборка
- снимаем патрон;
- раскручиваем корпус;
- отсоединяем редуктор от двигателя;
- снимаем пластину;
- вынимаем по порядку все детали;
- выкручиваем болты, соединяющие 2 половины редуктора;
- корректируем диаметр пружины в меньшую сторону при помощи плоскогубцев. Таким образом улучшится включение 1 передачи;
- разбираем муфту, снимая стопорное кольцо, шайбы и подшипник насыпной;
- вынимаем вал.
К вопросу, как разобрать шуруповерт, видео, снятое мастером своего дела, будет очень кстати. Оно ответит и на общие вопросы и, в частности, как разобрать аккумулятор Интерскол:
А вот в этом видео рассмотрена разборка аккумулятора Хитачи, но, используя увиденное, мы будем знать и как разобрать шуруповерт Зубр, ведь они устроены приблизительно одинаково.
Имейте в виду: Ремонтные комплекты для редукторов производители не выпускают. Поэтому все, что вы сможете сделать после разборки — это почистить его и поменять смазку. Если износились детали, то ремонт заключается в полной замене этого узла. Наличие избыточного количества смазки в редукторе не способствует хорошей работе шуруповерта.
И в заключении: чтобы шуруповерт служил исправно и его не приходилось разбирать часто, придерживайтесь нехитрых правил:
Ремонт кнопки шуруповерта — инструкция и схема
Шуруповерт — мобильный инструмент, облегчающий работу с крепежными элементами и резьбовыми соединениями.
До недавнего времени аккумуляторные шуруповерты можно было встретить лишь в арсенале профессионалов, однако с появлением в широкой продаже недорогих бытовых моделей их популярность резко возросла.
В отличие от дорогого профессионального инструмента, бюджетные аналоги обладают меньшим ресурсом, из-за чего чаще выходят из строя.
Одно из самых слабых мест бытового шуруповерта — кнопка пуска и переключатель реверса. Как показывает практика, именно они ломаются чаще всего.
Как правило, все начинается с того, что перестает работать функция плавного пуска, затем для запуска электродвигателя требуется более сильное нажатие на «курок».
Со временем инструмент и вовсе перестает реагировать на любые манипуляции. Нередко встречается проблема противоположного характера, когда моторчик начинает работать самопроизвольно.
В отдельных случаях для устранения дефекта достаточно разобрать инструмент и прочистить, хотя чаще требуется полная замена кнопки шуруповерта. И в первом, и во втором случае устранить проблему можно своими руками. Обо всем по порядку.
Устройство и схема кнопки шуруповерта
Кнопка шуруповерта — основной элемент управления, который выполняет сразу несколько функций:
- Включение/включение инструмента;
- Переключение направления вращения;
- Плавный пуск двигателя;
- Регулировка оборотов.
При этом каждый из элементов управления, встроенных в блок кнопки, сам по себе не может работать корректно. За исключением переключателя направления вращения, который чаще представляет собой отдельный функциональный блок.
Корпус в большинстве случаев состоит из трех условных отсеков, в которых расположены рабочие узлы и механизмы.
- В нижней части корпуса находится узел управления включением/выключением и регулировки оборотов электродвигателя.
- В средней части расположен сам «курок» плавного пуска (чем глубже его вдавить, тем выше скорость вращения патрона). Кнопка при нажатии скользит в специальном блоке по направляющим, за регулировку оборотов отвечает переменный резистор.
- В верхней части расположена кнопка реверса — переключатель направления вращения патрона. Направление меняется за счет смены полярности подающегося на переключатель напряжения.
Приблизительно так устроены все блоки управления шуруповертов разных марок. Чтобы ознакомиться с устройством кнопки конкретной модели инструмента более детально, рекомендуем изучить схему кнопки шуруповерта (она есть в инструкции).
Как отремонтировать кнопку шуруповерта если она не работает — подробная инструкция
Для проведения диагностики и выполнения ремонта шуруповерта понадобятся следующие инструменты:
- Крестовая отвертка;
- Отвертка с узким плоским шлицем.
В результате активной эксплуатации любого электроинструмента внутри его корпуса неминуемо скапливается грязь.
Попадая в блок управления, она препятствует полноценному перемещению «курка» и блокирует его.
Поэтому прежде чем отправляться в магазин за новым блоком, следует попробовать очистить старый. Образовавшийся на контактах нагар также следует зачистить мелкой наждачкой. Если кнопка неразборная, придется заменить весь блок.
Этапы проведения диагностики:
- Разбираем корпус инструмента. Для этого отсоединяем аккумуляторную батарею, откручиваем все винты (они могут быть спрятаны за декоративными накладками, которые придется снять).
- Проверяем исправность электродвигателя. Для этого от блока управления отсоединяем два провода питания и подключаем их к контактам аккумулятора (двигатель должен заработать).
- Разбираем кнопку шуруповерта. Для этого нужно отжать пластмассовые защёлки и разъединить две части корпуса кнопки.
- Производим визуальный осмотр состояния кнопки на предмет наличия грязи и повреждений.
- Далее нужно аккуратно собрать кнопку шуруповерта, установить на место и протестировать.
Если очистка блока управления результата не дала, необходимо произвести замену всего блока кнопки.
Для этого нужно:
- Разобрать шуруповерт (процесс описан выше);
- Установить новую кнопку на место старой;
- Подключить двигатель в клеммы кнопки (соблюдение полярности в данном случае необязательно);
- Собрать шуруповерт, аккуратно разместив провода в корпусе.
Очень важно подобрать кнопку под конкретную модель шуруповерта, поскольку при всем внешнем сходстве и визуальном соответствии деталь может не встать в пазы. Как правило, новые кнопки продаются в комплекте с клеммами аккумулятора и транзистором.
Как разобрать и отремонтировать шуруповерт своими руками
При активном использовании аккумуляторные шуруповерты могут ломаться. Иногда быстрее и дешевле починить инструмент самостоятельно, чем обращаться в сервис или приобретать новый. В статье расскажем о том, как разобрать шуруповерт.
Устройство аккумуляторного шуруповерт
Инструменты всех производителей устроены практически одинаково:
- Металлический или пластиковый разборный корпус, в котором находятся все остальные детали.
- Коллекторный двигатель с ЭСУ (электронной системой управления, которая отвечает за разные режимы работы, скорость оборотов и особенности вращения. Питание подается на двигатель посредством графитовых или медных щеток.
- Планетарный или ступенчатый редуктор, может быть, металлический или пластиковый и находится на валу двигателя. Пластиковый редуктор применяется в более дешевых моделях шуруповертов. В профессиональный линейках инструментов используется металл, так как он более износостойкий.
- Патрон, который установлен на выходном валу редуктора.
- Аккумуляторный отсек на ручке, а также кнопка включения. В зависимости от модели с помощью кнопки включения можно изменять скорость работы и режимы инструмента.
Причины поломок шуруповерта могут быть либо механические, либо электрические, поэтому важно уметь разбирать не только корпус шуруповерта, но и патрон с аккумулятором.
Заметка для читателя! Возможно вам также будет интересно узнать как вставить сверло в шуруповерт своими руками.
Как разобрать шуруповерт, патрон и аккумулятор
Чтобы разобрать сам шуруповерт, следует действовать по простому алгоритму:
- Отсоединить аккумуляторную часть от корпуса.
- Открутить винты, удерживающие две части корпуса и снять верхнюю часть.
- Снять кнопку реверса и переключатель режимов скоростей.
- Отсоединить редуктор от двигателя.
Часто простой разборки недостаточно, так как неисправность может скрываться в патроне или аккумуляторной части.
Чтобы разобрать патрон, для начала потребуется узнать способ его крепления. Для этого нужно внимательно осмотреть корпус в месте крепления патрона — производитель оставляет там специальную маркировку.
Существует 3 способа закрепления патрона в шуруповерте:
- Конус Морзе (используется редко), маркируется как 1-6 В10, где цифры от 1 до 6 указывают на диаметр хвостовиков, а В — типоразмер патрона.
- Винтовой метод.
- Резьбовый способ (наиболее популярный). Маркируется в России надписью вида 1,0-11 М12х1,25, а зарубежные модели можно опознать по использованию дюймового типа резьбы 2-13 мм ½-20 UNF.
Патрон, установленный конусным методом снять просто. Нужно всего лишь аккуратно постучать молотком по корпусу. Подробно как снять патрон шуруповерта мы рассмтрели в прошлой статье.
Патрон с резьбой или винтом снимается также относительно просто — достаточно выкрутить винт, постучать по корпусу, чтобы патрон сдвинулся с места и открутить резьбу.
Случается, что редуктор засоряется и тогда приходится разбирать сначала сам узел редуктора, а потом с помощью тисков и трубного ключа откручивать патрон.
Для того, чтобы разобрать аккумуляторный блок, следует выполнить эти несложные действия:
- Раскрутить винты, удерживающие корпус.
- Если крепежа на корпусе не предусмотрено, то нужно удалить клей и аккуратно разделить две половины корпуса с помощью любого острого инструмента.
- Далее вынуть аккумуляторные банки.
Если есть подозрение на неисправность и засоренность редуктора, то его тоже можно разобрать. Однако, поломка деталей редуктора ведет к полной его замене — к сожалению производители не выпускают специальных комплектов для ремонта этого важного узла. Все, что можно сделать после разборки редуктора, это почистить его и смазать специальной смазкой.
Разбирается редуктор так:
- Снять сам патрон и разобрать корпус.
- Снять крепления редуктора к двигателю, демонтировать пластину.
- Раскрутить болты, которые удерживают 2 части редуктора.
- Пассатижами можно исправить диаметр пружины и немного ее уменьшить. Так будет лучше включаться 1-я передача.
- Далее разбирается муфта со снятием кольца, подшипника и шайбы, снимается вал.
Если детали редуктора изношены, то придется менять весь узел. Следует помнить о том, что не стоит наносить много смазки — это затруднит работу шуруповерта.
Для того, чтобы шуруповерт не пришлось разбирать для ремонта слишком часто, следует правильно за ним ухаживать и выбирать только качественные и подходящие для разных материалов насадки.