Особенности подключения двигателя от стиральной машины
Со временем стиральная машина либо устаревает морально и физически, либо ломается. Некоторые ее выбрасывают, но часто с машинки снимают движки — двигатель от стиралки наверняка пригодится в хозяйстве. Но через определенное время, когда возникает потребность из двигателя от стиральной машины сделать что-либо полезное, приходится разбираться с тем, как его подключить к электросети. Далее в статье мы расскажем в деталях о том, как использовать электродвигатель от старой стиральной машины.
Типы движков
Подключения двигателя неразрывно связаны с его конструкцией. По этой причине, если что-либо затевается с б.у. движком, желательно в первую очередь по внешнему виду определить его устройство и только после этого подсоединить электродвигатель от стиральной машины к сети 220 В и сделать его запуск. Но в старых недорогих моделях стиральных машин применялось всего лишь два типа движков:
- ;
- коллекторный.
Асинхронный двигатель стиральной машины обычно ставился на бак для стирки белья. Центрифуга, которая белье отжимала, предусматривала применение коллекторного двигателя, поскольку этот электромотор вращается быстрее. Поэтому, если вы имеете дело со стиральной машинкой такой конструкции, можно заранее иметь представление о том, где и какого типа движок установлен, и какой мотор от стиральной машины снимать в случае надобности.
Но если движки были сняты давно, и необходимо подключение мотора от стиральной машины к сети 220 В, в первую очередь проверяем, есть ли у ротора коллектор. Если не это понятно из-за конструкции корпуса, надо разобрать двигатель от старой стиральной машины, сняв крышку со стороны, противоположной валу.
Коллекторный двигатель
Если движок таки коллекторный, рекомендуется привести в порядок коллектор и прилегающие к нему поверхности, почистив их до подключения мотора от графитовой пыли. Также перед тем как запустить двигатель от стиральной машины, имеет смысл решить, надо ли сделать подсоединения, меняющие направление вращения вала. Если это потребуется, делается возможным переключение щеток. Для коллекторного двигателя от старой стиральной машины характерно то, что щетки, а соответственно и ротор соединены последовательно со статором.
Это характерно как для двигателя от стиральной машины-автомата, так и для большинства коллекторных движков сетевого включения. Коллекторные двигатели всех бытовых электроприборов устроены одинаково. Для изменения направления вращения вала необходимо переключателем поменять местами клеммы щеток (т.е 1 и 2, как показывает схема подключения электродвигателя ниже).
Скорость вращения и мощность двигателя стиральной машины с коллектором зависят от напряжения. Поэтому их легко можно регулировать диммером. Для этого клеммы 1 и 4 или 2 и 4, если клемма 2 в случае переключения займет место клеммы 1, подключают к диммеру и его регулятором подбирают необходимую скорость вращения вала. При непосредственном присоединении к сети обороты вала будут максимально большими. Коллекторный двигатель от стиральной машины-автомата управляется специальной схемой, во многом схожей с диммером.
Основное отличие в том, что в ней применен запуск циклов вращения от различных датчиков. В коллекторных движках более дорогих моделей стиральных машин может быть пара дополнительных проводов от тахогенератора. Поэтому перед тем как подключить двигатель от стиральной машины, их надо правильно определить. Хотя это не сложно сделать по меньшему сечению этих проводов.
- В некоторых устройствах применялся электромагнитный тормоз. Он может добавлять еще два провода. Эту конструктивную особенность также надо учитывать, выполняя подключение двигателя от стиральной машины.
Использовать эти провода при подключении коллекторного движка к электросети не придется. Поэтому, если не предвидится каких-либо самоделок со схемой управления движком, эти провода можно просто отрезать, чтобы они не вносили путаницы. Длительное подключение электродвигателя стиральной машины к сети 220 В вызывает его значительный нагрев. Для нормальной работы, как изоляции, так и подшипников необходимо ограничивать их нагревание путем принудительного охлаждения. Поэтому рекомендуется надеть на вал движка крыльчатку и только после этого включить в работу.
Некоторые модели коллекторного двигателя от стиральной машины могут содержать еще одну пару проводов. Такой нюанс характерен для устройств с одним мотором, как правило, барабанного типа. Эти движки вращают барабан медленнее в процессе стирки и ускоренно при отжиме. Для этого они снабжаются двумя дополнительными выводами, которыми регулируется скорость вращения вала. Эти характеристики обычно отображает шильдик двигателя, пример которого показан далее на изображении. WASHING — это параметры режима стирки, а SPIN — режим отжима.
По данным шильдика можно определить, на какое напряжение надо подключить мотор дополнительной обмоткой. Поскольку токи указаны одинаковые, а мощности при этом отличаются в 10 раз, очевидно, что на выводы движка, соответствующие режиму стирки, подается более низкое напряжение. Его примерная величина может быть получена путем деления указанной мощности (30 ватт) на указанную силу тока и поправочный коэффициент k. Его величину можно определить исходя из того, что другое значение мощности (300 ватт) получается, когда делается запуск движка при напряжении 220 В.
Величина k для режима WASHING может быть другой, но для начальной оценки величины напряжения такой вариант расчета вполне подходит.
Реальную величину напряжения покажет экспериментальное подключение двигателя стиральной машины через трансформатор или ЛАТР. Если такой двойной режим будет нужен в какой-либо поделке, на основании показанных расчетов можно будет подобрать дополнительный низковольтный источник питания (обычно это трансформатор).
Асинхронный двигатель
Асинхронные движки менее оборотистые и развивают скорость меньше 1500 об/мин при питании напряжением 220 В. Их конструкция содержит две обмотки:
- пусковую,
- рабочую.
Поэтому перед тем как подключить электродвигатель от стиральной машины, в первую очередь надо правильно определить эти обмотки. Обычно из асинхронного двигателя выходят четыре провода. Но бывает и три. Каждая пара в двигателе с четырьмя проводами соответствует определенной обмотке. При этом известно то, что сопротивление пусковой обмотки больше. Поэтому для того, чтобы найти, где какая обмотка, надо тестером замерить сопротивление каждой из них. В принципе для работы асинхронного двигателя от сети 220 В достаточно подключения к ней только рабочей обмотки.
Но проблема в этом случае будет с разгоном движка. Потребуется приложением внешней силы раскрутить вал до скорости, начиная с которой движок самостоятельно выйдет на рабочие обороты. Такой способ запуска, особенно если имеется нагрузка на вале или тем более редукторе, неприемлем. По этой причине используется пусковая обмотка. Чтобы понять, что с ней делать, надо ознакомиться со схемами подключения подобных движков. Они наглядно показывают то, что в любой схеме один вывод рабочей обмотки соединяется с одним выводом пусковой обмотки.
Поэтому та модель движка, у которой три провода, уже имеет внутри корпуса соединение этих обмоток, и остается лишь завершить одну из схем. Как разобраться, где какая обмотка, наглядно изображено на схеме справа вверху. Какую схему выбрать — решает пользователь. В принципе можно применить только кнопку, на которую нажимать при пуске движка. Тогда при пуске момент на вале двигателя получится наибольшим из всех вариантов схем. Но в этом случае получается максимальная нагрузка на контакты кнопки из-за наибольшего по величине тока в пусковой обмотке.
К тому же есть риск эту обмотку сжечь, если она будет подключена напрямую к сети слишком долго (причем неизвестно, сколько времени можно ее питать напряжением 220 В, подключив напрямую к сети). То же самое получится, если номинал у резистора будет слишком мал, а у емкости — слишком велик. Поэтому для увеличения пускового момента конденсатор большой емкости делают отключаемым после разгона вала движка. Наиболее сбалансированный вариант — это «Емкостный сдвиг фаз с рабочим конденсатором». Эта схема рекомендуется к применению без каких-либо оговорок. Особенно если движок стартует с ненагруженным валом и емкость конденсатора невелика, порядка 1–2 мкФ.
Направление вращения вала асинхронного движка от стиральной машинки зависит от очередности соединения выводов пусковой и рабочей обмоток. Если из двигателя выходит три провода, его реверс сделать не удастся без разрыва соединения выводов обмоток, скрытого в его корпусе. Для реверса выводы пусковой обмотки надо поменять местами.
Как подключить двигатель от стиральной машины
Если ваша стиральная машина исправна и укомплектована – вопрос подключения решается просто. Даже при установке новой силовой установки (разумеется, штатной), достаточно соединить фирменный коннектор, и вся система заработает.
А если вы отправляете старую машинку в утиль, а двигатель исправен? Выбрасывать его на помойку – непростительное расточительство. В чем ценность этого мотора?
Сразу оговоримся, что речь пойдет о традиционном электродвигателе с вращающимся валом-ротором и коллекторным питанием. Либо это будет асинхронная схема подключения. В общем, тот самый внешний мотор, который вращает барабан с помощью шкивов и ручейкового ремня.
Современные моторы прямого привода, представляющие собой единую конструкцию с барабаном, для поделок не подойдут. Во-первых, у них нет вала, а значит, к нему ничего не подсоединишь, во-вторых, – у таких конструкций сложная инверторная система питания и управления.
- Привод стиральной машины может менять обороты и направление вращения. Он может послужить в качестве лабораторного двигателя, актуатора самодельных автоматических ворот, или просто точильно-шлифовального станка с продвинутой системой управления.
- Эти моторы обладают приличной мощностью и компактными размерами. Покупка аналогичного двигателя обойдется достаточно дорого.
- Привод от стиральной машины рассчитан на продолжительную работу с резкой сменой режимов. Это очень надежный агрегат.
Типы не инверторных моторов, применяемых в стиральных машинах
Чтобы не читать статью с техническим словарем, разберем принцип работы разных моделей:
- Асинхронный двигатель. Это классика: конструкция простая, изготовление и обслуживание недорогое. Еще одно достоинство – низкий уровень шума при работе. Для домашнего электрического агрегата – в самый раз. Почему такие движители называются асинхронными? Геометрия расположения обмоток неподвижного статора, и вращающегося ротора, не синхронизированы. То есть, магнитное поле ротора как бы догоняет поле статора. В этой рассинхронизации заложен принцип вращения вала.
- Недостатки кроются в конструкции. Для запуска требуется дополнительный импульс, иначе вал просто будет покачиваться из стороны в сторону, не начиная вращения. Вторая проблема – низкий КПД.Асинхронные моторы могут быть двух или трехфазными. Это не означает, что общее питание должно иметь три фазы. Работа обмоток обеспечивается особым способом подключения с использованием конденсатора.
- На смену примитивным асинхронным моделям пришли прогрессивные коллекторные моторы. Управление вращением происходит не за счет смещения фазы обмоток, а с помощью механического переключения питания на ламелях коллектора. Для этого используются щетки.
- Работа системы эффективна, такие моторы имеют высокий КПД и могут работать как от переменного, так и от постоянного тока. Можно обеспечить высокую скорость вращения, а на малых оборотах не теряется крутящий момент. Щетки расположены на противоположных концах коллектора: при смене полярности питания, ротор вращается в требуемую сторону. Это удобно для функционирования стиральной машины.
Автономное подключение двигателя, снятого со стиральной машины
Типичная схема питания асинхронного двигателя. Это трехфазный агрегат, поэтому можно комбинировать начало и конец обмоток, для придания нужного направления вращения. Первичный импульс для начала вращения задается конденсатором. Тахограф (Т) для автономной работы не потребуется.
На иллюстрации изображена распайка контактов в соответствии со схемой управления контроллером стиральной машины. Если вы смогли с помощью мультиметра установить начало и конец (разумеется, понятие условное) обмоток, можно воспользоваться традиционными схемами включения трехфазного мотора к однофазной сети.
Схема включения коллекторного мотора еще проще. Классическая распайка коннектора стиральной машинки схожая на всех моделях. Если вы сами разработаете модуль управления скоростью – воспользуйтесь тахографом. Если необходимо только переключение направления вращения – схема управления на иллюстрации.
Для переключения направления меняется положение перемычки (снова виртуальное начало и конец обмотки).
Как подключить двигатель от стиральной машины
Стиральная машинка — важное устройство в каждом доме. Когда она выходит из строя обычно появляется два пути решения проблемы — ремонт, лимбо покупка нового прибора. Бывает так, что старые машинки после поломки пользователи предпочитают менять, так как на рынке всегда появляются новые модели с расширенным функционалом. Это однако не значит что стоит выкидывать полностью все комплектующие. К примеру двигатель может еще пригодится — если его подключить к сети, то вполне можно использовать в разнообразных целях, к примеру, как электронаждак.
Кроме того, если вы решились на ремонт машинки после поломки, вам всегда может понадобится новый мотор и вы должны будете знать как подключить его. Мы решили рассмотреть эти два случая и разобраться как подключать двигатель — либо напрямую к сети, либо внутрь аппарата.
Подключение двигателя в стиралку
Конечно, когда вы имеете дело с новым мотором, необходимо убедится что он подходит вашему устройству. Это можно проверить на сайте, где совершается покупка. К примеру https://easyfix.com.ua/catalog/dvigateli-motory-dlya-stiralnyh-mashin/.
Однако и это не все. Когда покупка совершена и вы решили установить новый двигатель, придется разбирать всю машинку, а затем подсоединять проводку согласно схемам. Множество этих схем находятся в интернете и их можно спокойно использовать для ваших целей. Перед подключением лучше убедится в целостности детали, а заодно прозвонить мультиметром. Это поможет в дальнейшем.
Подключение нового мотора — дело достаточно сложное, поэтому если вы не уверены в своих силах, лучше доверить это мастеру. К тому же, когда дело касается электроники — это всегда опасно, и неуверенный пользователь не должен лезть и сам подключать провода.
Подключение мотора в сеть
Теперь, что касается подключения старого двигателя напрямую к сети 220 В. Изначально может показаться что деталь имеет слишком много проводов, но на самом деле их не придется использовать все. Вам понадобятся провода стартора и ротора. Дальнейшие действия требуют наличия навыков электрика, ведь необходимо соединить найденные провода и замкнуть цепь, после чего подключить все к сети. Если двигатель вращается — все сделано правильно. Если нет, то скорее всего он поврежден или вы неправильно что-то подсоединили.
Еще раз стоит отметить, что подобные подключения — как внутрь стиралки, так и отдельно от нее — не стоит совершать без присутствия мастера, и без знания дела.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _