Как открутить болт с сорванными гранями или у которого сорвана резьба
Повышенная влажность атмосферного воздуха и содержание в нем агрессивных веществ приводит к коррозии металла. Замена деталей на агрегате или машине, работающем на открытом воздухе, всегда сопровождается опасностью срыва граней на крепежном элементе и как следствие затянувшийся ремонт. Но существуют способы, как открутить болт с сорванными гранями с применением различного инструмента.
Причины срывания граней
Не всегда желание быстро произвести замену вышедших из строя деталей, закрепленных с помощью резьбового соединения, бывает выполнимым. Иногда, пытаясь вывернуть болт из корпуса агрегата, ключ начинает прокручиваться.
Виной тому срывание граней на головке метиза при воздействии повышенной нагрузки. А причиной тому могут быть следующие факторы:
- прикипание, которое вызвано диффузией атомов при долгом соединении;
- смещение соединяемых деталей относительно оси отверстий, что приводит к заклиниванию винта;
- перетягивание во время монтажа (увеличенная нагрузка);
- использование несоответствующего инструмента во время сборки (например, чтобы закрутить болт, размер шляпки которого равен 14 мм, используется ключ на 17, а для устранения зазора вставляется отвертка);
- коррозия, изъевшая поверхность головки.
Подготовка к откручиванию
Перед тем как выкрутить болт с сорванными гранями, необходимо проделать ряд подготовительных мероприятий. С их помощью облегчается выкручивание.
- Независимо от того, по какой причине были сорваны грани, предварительно необходимо обработать место соединения проникающей жидкостью. В качестве проникающей жидкости может выступать не только всем известная WD-40, но и керосин, тормозная жидкость и, как ни странно, нашатырный спирт. Все они обладают большой проникающей способностью. После нанесения для получения эффекта следует подождать от получаса до часа.
- Разрушить межатомные связи металлических деталей можно ударами молотка по шляпке болта. Но чтобы не повредить саму резьбу, удары следует наносить несильные и аккуратно.
- Если вблизи отсутствуют резиновые и пластиковые детали, метиз можно нагреть, используя газовую горелку. При этом пламя горелки выжигает грязь, окислы. Нагретый металл более податлив.
- Если соединение собрано с использованием шайб из металла или пластика, то освободить шляпку крепежа можно, срезав болгаркой или расколов зубилом. Правда, такие работы можно произвести, только если вокруг достаточно места.
Газовый ключ
Одним из способов как выкрутить болт с сорванной головкой считается использование газового (трубного) ключа. Но для этого необходимо свободное пространство. Так как высота шляпки небольшая, то ключ накладывается вплотную к корпусу. Рычаг ключа довольно длинный и поэтому на корпусе не должно быть никаких отливов и выпуклых частей.
Универсальность этого инструмента заключается в том, что губки с насечками препятствуют проворачиванию, а усилие сдавливания создает эффект эксцентрика при смыкании рукояток. Таким ключом может быть выкручена и шпилька.
Если болтик имеет небольшой размер, то заменить газовый ключ можно плоскогубцами. В их губках имеется углубление с пазами, которые плотно обхватывают шляпку болтика.
В некоторых случаях можно использовать напильник или надфиль. Ими грани головки спиливаются под другой ключ меньшего размера.
Если на головке сохранились несколько граней, то можно воспользоваться головкой. При откручивании с ее помощью необходимо прикладывать усилие не только на кручение, но и на придавливание головки к шляпке болта.
Насадки TORX
Вторые по частоте использования болты имеют цилиндрическую головку с внутренним шестигранником. Вариантов как отвернуть болт с сорванными гранями несколько. Можно воспользоваться ключами. Их наконечник выполнен как звездочка. Чтобы раскрутить такое соединение, нужно взять ключ большего размера, чем внутренний шестигранник.
Молотком вбить этот ключ в отверстие головки. Шлицы пробьют пазы. Биты TORX использовать не рекомендуется, потому что они имеют внутреннее отверстие, предназначенное для термической обработки. А при пробивке пазов бита может обломиться. Откручивать следует рывком во избежание среза пазов.
Если винт имеет небольшой диаметр, то в шляпке можно пропилить шлиц под отвертку. Для этого можно воспользоваться болгаркой или ножовкой по металлу. Глубина шлица не должна превышать 5 мм, а ширина должна соответствовать толщине отвертки. Для выкручивания следует взять мощную Г-образную отвертку.
Если трюк с отверткой не прошел, можно воспользоваться зубилом и молотком. Сначала острозаточенным зубилом на торце винта делается зазубрина. Затем зубило наклоняется бойком в противоположную откручиванию сторону. Молотком наносятся плавные удары до момента срыва винта.
Если болт не хочет выкручиваться, используют специальный инструмент — экстрактор. С одной стороны, у него центровочное сверло, а с другого торца конусная винтовая насадка с левым вращением. Сначала в головке сверлится отверстие. Затем экстрактор переворачивается. На электродрели или шуруповерте устанавливается левое вращение и можно выкручивать.
У кого нет экстракторов можно воспользоваться двумя сверлами. Вначале сверлом малого диаметра подготавливается отверстие. Второе сверло большего диаметра, но меньше диаметра резьбы, чтобы ее не повредить, имеет левую винтовую канавку. Этим сверлом происходит зацепление и выкручивание винта.
Сварочный аппарат
Вариант с использованием сварки перед тем, как открутить болт с сорванной головкой. Для этого необходимо взять гайку соответствующего размера. Если гайка не накручивается, то она должна быть большего размера.
При помощи сварочного аппарата приварить гайку к остаткам болта. Затем гаечным или накидным ключом выкрутить болт. Таким же образом легко выкрутить шпильки, не используя шпильковерт.
Прочие способы
Бывают случаи, когда срывается резьба. И вот как открутить болт с сорванной резьбой не используя подручные инструменты. Если получится снять закрепленный элемент, то болт будет иметь достаточную длину. Шляпку при этом необходимо срезать.
Для выкручивания следует воспользоваться трубным ключом. Им можно вращать даже круглый пруток. Во время кручения необходимо инструмент с метизом подтягивать на себя, чтобы произошло зацепление винтовых ниток.
Можно просверлить поперек болта сквозное отверстие. Вставить в него пруток соответствующего диаметра. И используя трубку делать вращательные движения против часовой стрелки.
Но как показывает практика, такие болты высверливаются, а остатки старого винта удаляются метчиком при прогонке резьбы. Чтобы производить работы с испорченными крепежными элементами, нужны хорошие неизношенные инструменты.
Полезная инструкция: как выкрутить болт с сорванными гранями
Вы, конечно же согласитесь, что любое оборудование имеет крепление и при длительном его использовании оно может прийти в негодность. Возникают ситуации, когда нужно узнать, как открутить болт с сорванными гранями, или снять, если он к тому же заржавел или непригоден. Чаще это происходит с гайками, болтами. Как решить вопрос и как выкрутить болт с сорванными гранями мы рассмотрим в этой статье.
Как отвернуть болт с сорванными гранями
Если нет необходимого оборудования под рукой, то можно выкрутить болт без граней тем, что есть в доме.
- Возьмите зубило и молоток. Установите зубило под углом, наносите удар в сторону откручивания. Если болты у Вас маленькие, то эта методика не подходит.
- Зачистите поверхность соединения щеткой, обработайте соляркой или керосином. Теперь пробуйте открутить болт с сорванными гранями накидным ключом. Этот способ не дает 100% результата и поэтому на помощь может прийти газовый ключ. Он имеет мощный зажим и помогает захватить круглые предметы. Но у инструмента есть и свои недостатки, его нельзя применить в труднодоступном месте конструкции.
Чтобы избежать проблем с сорванными головками и гранями, покупайте качественный крепеж: https://avselectro.ru/catalog/4154-krepezh-metizy-dyubely
Как извлечь болт с отломанной головкой
Ситуация может усложниться если у болтика отваливается головка. Как его открутить в таком случае? Есть несколько вариантов для тех, кто не знает, как снять болт с сорванными гранями.
- В выступающей части болта делается прорез под отвертку и теперь можно извлекать болт
- Можно высверливать отверстие, которое меньше болта на 2-3 см и вкрутить метчик. Его вкручивать пока часть, которая сломалась, не начнет прокручиваться.
- Использовать керн и молоток. Способ такой же, как и описан выше, как открутить колесный болт с сорванными гранями.
Использование специализированного оборудования
Чтобы решить проблему и узнать, как выкрутить шестигранный болт с сорванными гранями можно воспользоваться инструментами для ремонта автомобилей. Рассмотрим наиболее популярные приспособления:
- Отверстие высверливаем и вбиваем экстрактор молотком нужного диаметра. Навинчиваем при помощи накидного ключа втулку и вытягиваем сломанный болт.
- Гайковерт. Этот инструмент можно использовать, если не сорвана головка болта. Как открутить болт со слизанными гранями? Необходимо на гайковерт надеть насадку и выкрутить при помощи ударного механизма болт.
- Сварка. Она может помочь в этой проблеме, если наплавить немного металла, надеть гайку и приварить к болту.
Выкручиваем сорванную гайку
- Соединение предварительно смачиваем керосином и очищаем щеткой. Затем выдерживаем 10 минут, и приступаем к откручиванию гайки. В помощь берем рожковый или накидной ключ. Простучите соединение молотком, перед тем как откручивать, только не сильными ударами.
- В случае если соединение в доступной зоне выкрутить болт с сорванными гранями можно разводным ключом или тисками. Она зажимается и проворачивается в две стороны.
- Когда не удается сдвинуть гайку и не знаете, как открутить болт без граней переходите сразу к крайним мерам. Сделайте надрубы молотком и разберите крепеж. Только вот применение такой гайки в дальнейшем уже невозможно.
Использование пламени
Если используемый материал огнестойкий, хорошо переносит высокую температуру, то можно его извлечь при помощи зажигалки или спички. При нагревании он немного увеличится в размере, соответственно, материал в который вкручен болт, разожмется. Когда болт остынет, то материал вернется к своим первоначальным габаритам, возникнет маленький просвет между основной поверхностью и ним. Тогда плоскогубцами, извлечь болт Вам не составит труда.
Также поможет смазывающая жидкость, которая незаменима, когда необходимо открутить болт с сорванными гранями. Жидкость необходимо распылять в микроскопический зазор, между материалом и шурупом. Это смазывающее вещество сможет уменьшить силу трения, его легче будет достать.
Если Вам не помогли методы, остается тогда высверлить шуруп. Можно это сделать полностью или наполовину, затем вкрутите экстрактор, извлекайте болт.
Демонтаж крепежного соединения
Для начала подденьте изделие гвоздодером, вытащите на высоту. Оставьте соединение в натяжке и постепенно открутите болт. Тем, у кого нет гвоздодера, можно рычаг создать отверткой. Перед тем как открутить маленький болт с сорванными гранями возьмите кусачки. С усилием зажмите головку и тяните вверх. Не вытаскивается сразу? Начинайте вращение не ослабляя усилия против часовой стрелки.
Как выкрутить «упрямый» болт?
Прежде чем побеждать «упрямый» крепёж, стоит внимательно разобраться – что в принципе представляет собой болтовое соединение?
Болт – это крепёжный элемент в виде стержня с резьбой и шестигранной головкой. Она служит для передачи резьбовому стержню крутящего момента от инструмента при откручивании/ закручивании болта. В свою очередь, резьбовая часть (стержень болта) вставляется в отверстие скрепляемых деталей. И может либо выходить наружу – тогда для крепления и стягивания деталей на конец стержня надевается гайка (с или без шайбы, может также использоваться пружинная шайба или пакет из шайб, или контргайка). Или болт может вкручиваться в сквозное либо глухое отверстие с внутренней резьбой. Тогда гайка не требуется, хотя под шестигранную головку болта опять-таки может одеваться шайба – для предотвращения ослабления крепежа в процессе работы и/или для защиты поверхности детали от повреждений при первичном затягивании крепежа.
Разумеется, на практике встречаются самые разные варианты болтовых соединений. Однако затяжка болта всегда обеспечивается через плотный прижим выступов его резьбы (наружной – на стержне) к выступам ответной внутренней резьбы гайки или отверстия в теле детали.
Почему он не вертится?
Из вышесказанного следует, что для закручивания или откручивания болта нужно приложить определённое усилие. Оно называется моментом затяжки. Эта величина очень важна для нормального функционирования изделий. И строго говоря, в инструкциях по сборке всегда указывается рекомендуемый момент затяжки болтов (а также гаек и шпилек – при их наличии). Который необходимо соблюдать, используя динамометрический ключ!
При затяжке крутящий момент прикладывается к болту через его шестигранную головку. Следовательно, как для закручивания, так и для откручивания головка должны быть исправна (фактически присутствовать – ведь бывают болты и с сорванной головкой!), иметь гладкие, не сорванные грани, и подходить по размеру к имеющемуся инструменту (хотя, конечно, это инструмент выбирается подходящим к болту, а не наоборот).
По логике вещей, при откручивании болта нужно прилагать те же усилия, что и при закручивании? А вот и нет! В процессе работы болтовое соединение склонно к самоподжатию (хотя бывает и самопроизвольное ослабление, но это отдельная тема!). Да и ржавчина, грязь, попавшие на резьбу, приводят к закисанию соединения. Так что отворачивать старый болт гораздо сложнее, чем заворачивать новый!
Здесь-то и нужен дополнительный крутящий момент. Однако передать его стержню – и удачно выкрутить болт – удаётся далеко не всегда. Как раскрутить болт при различных дефектах указано ниже.
Как выкрутить болт с сорванной головкой?
Предыдущий горе-мастер приложил слишком большие усилия при затяжке и сорвал головку? Или головка отпала при первой попытке открутить старый, проржавевший или «перетрудившейся» болт.
В любом случае, торчащей в теле детали стержень нужно как-нибудь выкрутить. Самый «безболезненный» способ – это применить специальный инструмент «экстрактор». По сути, это короткий стержень с конусной (левой!) резьбой на конце и шестигранной напайкой в середине. В обломанном стержне застрявшего болта сверлится неглубокое отверстие, вставляется экстрактор, за его шестигранник цепляется ключ и вращается влево. Конусной резьбой экстрактор «вгрызается» в тело болта и тянет его за собой влево – то есть откручивает. С помощью экстрактора можно не только выкрутить болт со сломанной головкой, но и с прикипевшей резьбой.
Сорванные грани головки
Как выкрутить болт с сорванными гранями? Это чуть легче, чем предыдущий случай – ведь болт остаётся целым, просто за головку не удаётся надёжно зацепить ключ.
В этом случае вместо рожкового можно воспользоваться накидным ключом – он не даст ещё сильнее испортить головку. Если же грани сорваны сильно, так что даже головка «проворачивает», нужно при помощи напильника «напилить» новые грани – это не так сложно, как кажется.
Ещё один способ: к головке болта с сорванными гранями приварить новую гайку. А затем выкручивать болт, цепляя ключ уже за неё. Такой способ надёжен, но трудоёмок (требуется сварка) и не всегда уместен.
Как выкрутить болт с сорванной резьбой?
Наверное, главная причина затруднённого извлечения болта – это прикипевшая, заржавевшая или повреждённая резьба. Первые две причины появляются во время эксплуатации, а вот сорвать резьбу запросто можно и в процессе монтажа – закручивания болта. Или как раз при откручивании, если загрязнённая резьба создаёт значительное сопротивление, а нетерпеливый мастер прилагает слишком большие усилия.
Если резьба сорвана, а болт расположен в труднодоступном месте, его выкручивание может превратиться в целую проблему!
Для извлечения маленького болта нужно попробовать, слегка расшатав его, просунуть под головку кусачки и вытащить его, подобно гвоздю из доски.
Для более крупных болтов понадобится отвертка и гвоздодёр: отвертку нужно постараться подсунуть под головку болта. И, постукивая молотком по этому «рычагу», хотя бы немного вытянуть повреждённый болт из тела детали. Затем под головку уже можно засунуть гвоздодёр – и вновь, подобно гвоздю, «выкорчевать» болт.
Однако при такой операции нужно избегать чрезмерных усилий! Ведь если болт новый, а резьба сорвана при монтаже – одно дело. А если резьба разрушилась от времени? Тогда «корчевание» болта может закончиться отломанной головкой. И перед мастером встанет вопрос «как выкрутить сломанный болт?», который мы рассмотрели в самом начале.
Как выкрутить прикипевший болт?
«Прикипевшая» (схваченная грязью и/или приржавевшая) резьба может быть абсолютно исправной (не сорванной). Но из-за наличия грязи или ржавчины в её впадинах болт оказывается «зажат в тисках». А чрезмерное усилие для его откручивания может как раз привести к срыву резьбы! Что нежелательно, поскольку устранить «прикипание» и всё-таки извлечь исправный болт гораздо проще, чем побеждать сорванную резьбу.
Поэтому, прежде чем грешить на повреждение болта и прибегать к силовым методам «выкорчёвывания», лучше вначале попробовать устранить прикипание. Для этого следует воспользоваться (обязательно!) торцевым ключом или накидной головкой. Рожковым ключом можно лишь сорвать грани или вовсе оторвать головку болта! (о том как выкрутить обломанный болт говориться в начале статьи)
Однако прежде чем «ворочать» ключом следует, во-первых, тщательно очистить болт от налипшей грязи. А во-вторых, обработать его специальной жидкость. Лучше всего подойдёт фирменный «растворитель ржавчины», в состав которого входит дисульфат молибдена. Также сгодиться проникающая универсальная смазка WD-40. В крайнем случае, можно использовать керосин, тормозную жидкость или дизельное топливо (с большой осторожностью по соображениям безопасности!). Правда доставить жидкость к резьбе под головку болта гораздо труднее, чем в случае откручивания гайки (особенно когда резьба стержня болта или шпильки выступает за габариты гайки), но этот шаг всё равно не повредит.
Выждав некоторое время (пока жидкость сработает), можно приступать к выкручиванию. Если обычный торцевой ключ не помогает, лучше воспользоваться специальными накидными головками с ударным механизмом.
Нужно заметить, что «прикипание» резьбы возникает не только на агрегатах, подверженных воздействию грязи (к примеру, в подвеске автомобиля). Но и на тех резьбах, которые крепят узлы, работающие в условиях значительного перепада температур. Например, выпускной коллектор двигателя или приёмная деталь глушителя очень часто демонтируются с трудом по причине «прикипевших» гаек. Хотя этот крепёж и не подвергается сильному загрязнению, его «прикипание» обусловлено именно работой в условиях циклического нагревания до высоких температур и многократного остывания.
5 способов удалить шуруп с сорванным шлицом своими руками
Все мы сталкивались с подобной проблемой. Судорожные движения отверткой в попытках удалить шуруп с поврежденным шлицом только усугубляют ситуацию. Причины, по которым нарушилась насечка могут быть разные, начиная от спешки/торопливости и заканчивая «подарками», что так любезно предоставлены ремонтниками, что безуспешно пытались закончить запланированное!
Удаление сорванного крепежа требует проявления небольшой находчивости, однако цель благородная и её стоит воплотить в жизнь. Перед вами 5 надежных методов для удаления сорванных шурупов, начнём с наиболее щадящего метода и будем двигаться к методу, который можно назвать «дешево и сердито». Метод, который вы выберете, будет зависеть от вашей ситуации и степени важности удаления неподатливого крепежа.
Не позволим шурупам разрушить наш день. Выкрутим их!
Шаг 1: Резиновая лента (резинка)
Иногда всё, что бывает нужно, чтобы выкрутить упрямый шуруп – это немного увеличить площадь контакта. Эластичная резинки поможет удержать конец отвертки в шляпке с нарушенным шлицом и предотвратит прокручивание.
Можно взять любую резинку, но широкая подойдёт лучше. Так как она обеспечивает наибольшую площадь контакта между шляпкой и отверткой.
Оденем эластичную резинку поверх отвертки и потянем достаточно сильно, чтобы она не провисала, затем осторожно установим отвертку в нарушенный шлиц и медленно провернём его.
Если шлиц не полностью «ушатан» резиновая лента заполнить пространство в тех местах где насечка нарушена, и обеспечит необходимое трение, что позволит выкрутить шуруп.
Шаг 2: Зажимаем шуруп в патрон шуруповёрта
Если шуруп не полностью утоплен в материал, существуют хороший шанс того, что вам получится зажать его в патрон дрели/шуруповерта и легко выкрутить назад.
Открываем зажимной патрон и размещаем его сверху шляпки шурупа. Далее рукой затягиваем патрон, чтобы «кулачки» надежно закрепились на шурупе. Установим переключатель шурика/дрели на реверс и потихоньку выкрутим его из доски.
Это работает с любым типом шурупов/винтов/болтов, размер шляпки которых позволяет зажать их в зажимном патроне.
Шаг 3: Устройство для извлечения сорванных шурупов
Если вам попался чрезвычайно упрямый крепеж, который никак не хочет вылезать, пришло время вызывать тяжелую артиллерию.
Винтовые экстракторы имеют левостороннюю резьба, а шурупы правостороннюю.
Экстракторы бывают разных размеров. Нужно подобрать правильный размер для вкручивания в сорванный шлиц. Установим экстрактор в зажимной патрон шуруповерта и надежно затянем патрон.
Установим переключатель дрели на реверс. Поскольку экстрактор имеет обратную резьбу, это означает, что дрель с экстрактором установленная на реверс будет всверливаться в шляпку. Продолжая сверлить в противоположном направлении экстрактор начнет проворачивать шуруп, тем самым выкручивая его из доски.
Шаг 4: Нарезаем новый шлиц
Ещё один способ выкрутить неподатливый крепёж – это нанести новую насечку на шляпку сорванного шурупа.
Используя гравер с отрезным диском, прорежем паз в шляпке подопытного. После чего плоской отвертки выкрутим крепеж.
Шаг 5: Пробочное сверло
Если сорванный шуруп сидит в материале на приличной глубине, и нет другого варианта, как его можно извлечь… Пришло время варианта из разряда «дешево и сердито». Сверло удалит материал вокруг крепежа на глубину вкрученной шляпки.
Установим сверло в дрель и расположим его сверху винта. Начнём врезаться в древесину, а после удалим высверленный материал. Повторим процедуру до тех пор, пока не достигнем уровня ниже уровня шляпки.
Удалим опилки и посмотрим, получится ли у подобраться к шурупу, чтобы его удалить в один из перечисленных выше способов.
Шаг 6: Оставить его в покое?
Иногда шурупы слишком утоплены или как говорят в простонародье «овчинка выделки не стоит».
Если у вас нет идей, как выкрутить ненавистный шуруп, и вы можете его обойти, возможно стоит просто скрыть его кусочком древесины.
Шаг 7: Делимся своими советами
Необходимость/нужда — двигатель прогресса. Уверен в том, что существует значительное количество более умелых способов удаления сорванного крепежа. Почему бы не поделится ими в комментариях к статье?