Что такое динамометрический ключ и как им пользоваться
По поводу того, нужен ли обычным автолюбителям динамометрический ключ, ведутся долгие и жаркие споры. А между тем, все в данной ситуации, в общем-то, достаточно просто. Давайте разберемся, что такое динамометрический ключ, как им пользоваться и как хранить.
Что такое динамометрический ключ
По сути своей это обычный ключ, который оснащается динамометром, и позволяет затягивать резьбовые соединения с точно заданным усилием. Другими словами, если в документации к вашему автомобилю сказано, что затяжка гаек на колесах должна производиться с усилием в 110 ньютон метров, то обеспечить данное условие вы сможете только при помощи динамометрического ключа. Именно точность момента затяжки того или иного узла или соединения, и является преимуществом, которое обеспечивают динамометрические ключи. Рассмотрим теперь основные разновидности данного инструмента.
Виды динамометрических ключей
Сверху вниз: шкальный, стрелочный, электронный и предельный динамометрические ключи
Динамометрические ключи можно разделить на два основных типа:
- Индикаторные;
- Предельные;
Индикаторные динамометрические ключи в свою очередь бывают:
- Шкальными;
- Стрелочными;
- Электронными;
Наиболее высокой точностью обладают конечно же электронные ключи, тогда как остальные два вида, не могут похвастаться высокой точностью показаний.
Что же касается предельных ключей, то нужное значение усилия здесь выставляется перед началом работы. А когда вы достигаете этого значения, ключ издает щелчки или же срабатывает другой механизм сигнализации.
В основном, те, кто пользуется подобным инструментарием, выбирают ключи предельные. Электронные ключи слишком дорогие, к тому же в быту для простого автолюбителя и не требуется идеальная точность. Кроме того, не всегда удобно контролировать показания динамометра. А с предельным ключом, все достаточно просто. Выставил нужное значение и работаешь, не отвлекаясь ни на какие шкалы, стрелки, циферблаты. Поэтому, даже опытные мастера на СТО, предпочитают именно ключи предельного типа. К тому же, придельные динамометрические ключи дольше сохраняют высокую точность работы, в сравнении с индикаторными не электронными аналогами.
Существуют так же ключи односторонние и реверсивные. Первые пригодны только для затяжки правой резьбы, а вторые могут работать и с левой нарезкой. Следовательно, реверсивные модели будут гораздо универсальнее.
Различаются динамометрические ключи и по диапазону измеряемых усилий. Самые маленькие из них работают в диапазоне от одного до шести Ньютон метров, а наиболее распространенные автомобильные динамометрические ключи могут работать в диапазоне от сорока до двухсот НМ.
Читайте также: Что такое ГБЦ в автомобиле.
Так нужен ли автовладельцу динамометрический ключ
Некоторые владельцы автомобилей и даже некоторые автомеханики утверждают, что динамометрический ключ, в общем-то для обычного автолюбителя, вещь бесполезная и ненужная. Колеса дескать, можно затянуть и без особой точности, а все остальное уже удел специалиста.
Между тем, сами эти умельцы не отрицают, что ремонт и замену многих узлов на своих автомобилях, они проводят самостоятельно. Другое дело, что со временем появляется опыт и довольно-таки точное ощущение достаточности прикладываемого усилия, особенно когда это родной и насквозь знакомый автомобиль. А что делать тем, у кого такого опыта нет? Зарваные болты, сломанные шпильки, лопнувшие гайки или головки, все это может стать результатом отсутствия динамометрического ключа. Особенно сегодня, когда в автомобилях иностранного производства, активно применяются различные сплавы и цветные металлы.
Кроме того, динамометрический ключ позволяет достигать такой важной вещи, как равномерность затяжки всех болтов или гаек, что даже на колесе будет совсем не лишним, а ведь есть ситуации, когда это обязательное условие.
Кстати говоря, динамометрический ключ, будет полезен и для современных велосипедистов. Ведь новые, облегченные модели двухколесных транспортных средств включают в себя и алюминий, карбон и другие материалы, которые при перетягивании соединений могут давать трещины, разрушаться и приходить в негодность.
Как пользоваться динамометрическим ключом
Собственно каких-то особенных отличий между работой ключом обычным и ключом динамометрическим, не существует. Вы задаете нужное усилие, если это ключ предельный, или же контролируете его зрительно, если ключ индикаторный. А далее, вы затягиваете гайку или болт, до тех пор, пока не достигнете требуемого момента, вот собственно и все.
Единственное, что никакие удлинители плеча рычага при работе с динамометрическими ключами не допускаются. Другими словами, если на обычный ключ, вы можете надеть кусок трубы, чтобы увеличить прикладываемое усилие, то здесь такого делать нельзя. Ключ конечно же не испортится, но ни о какой точности его, речь идти не будет. Поэтому, работать придется исключительно руками. Нужные значения для усилия в той или иной ситуации, искать следует в документации к автомобилю или иному техническому средству, с которым вы планируете работать таким ключом.
Хранить динамометрический ключ, как и любой точный инструмент, следует в чистом сухом месте, а если это ключ придельного типа, то его необходимо ставить на минимальное значение усилия, чтобы пружина, которая имеется внутри такого ключа, была расслаблена. Тогда ключ прослужит вам дольше, и дольше будет сохранять точность показаний.
Читайте также: Какая компрессия должна быть в двигателе.
Что такое динамометрический ключ и как им пользоваться
При сборке щитового оборудования приходится пользоваться динамическим ключом, чтобы обеспечить необходимый контакт материалов, без срыва резьбы. Это особенно важно на мягких металлах электрических шин и некоторых клемм автоматов защиты.
Стоит отметить, что динамический ключ не приоритетный ключ электромонтажника. Его больше «любят», так как он там просто жизненно необходим, в авто мастерских. Наверное поэтому динамический ключ чаще в набор гаечных ключей для автомобилиста и авто сервиса.
Что такое динамометрический ключ
В отличие от набора ключей рожкового типа, динамометрический ключ относится к инструментам точного типа. Более того он может быть электронного типа.
Задача этого уникального ключа, в возможности визуального или звукового контроля за усилием затяжки крепления.
Например, если вы внимательно почитаете описание любого условно «импортного» автомата защиты, изготовленного по ГОСТ Р 50345-2010 (МЭК 60898-1), то увидите, что:
- затяжка медных (жестких и гибких) кабелей на клеммах автоматов 1-25 А, должна происходить с моментом 2 Нм;
- то же для автоматов 32-63 А, с моментом затяжки 3 Нм.
Поэтому, если вы решили купить набор ключей для сборки, например, щитка для дачи или ремонта своего авто, проверьте наличие в наборе динамометрического ключа или купите его отдельно.
К сожалению должен вас расстроить. Из-за специфики купить набор гаечных ключей с динамометрическим ключом будет крайне трудно.
Три типа динамометрических ключей
Давайте посмотрим на универсальный набор ключей в кейсе.
На фото вы видите серьёзный набор ключей цена которого приближается к 10 тыс. рублей. Что вы там не видите? Правильно динамометрического ключа. Почему? Потому что он бывает разных типов и выбирать его нужно отдельно.
Существуют три типа наших ключей, контролирующих затяжку крепежа. Это:
Щелчковый ключ (трещотка со шкалой): наиболее популярный тип из-за простоты и ценовой доступности. Проф название этого ключа: пружинный или предельный. По внешнему виду это простой «ключ трещотка» со шкалой предельных значений выставляемых на ручке. Ключ простой, доступный, для личного пользования самое оно;
Ключ торсионного типа: показывает момент затяжки, за счет изгиба ручки ключа. Большой размер такого ключа и низкая точность измерения не делают его популярным.
Индикаторный ключ. Это сочетание трещотки с цифровым индикатором. Очень высокая точность измерения (15 в отличие от 8% «щелчка») дополняется возможность следить за поведением крепежа в динамике.
Как пользоваться динамометрическим ключом пружинного типа (щелчок)
- Найдите на рукоятке фиксатор и освободите его. Если не сделать может быть поломка.
- На шкале динамометрического ключа выставите наиболее близкое значение требуемого момента затяжки.
- Далее по доп. шкале выставите точное значение момента.
- Верните фиксатор на место (!).
- Затягиваете крепеж до заветного щелчка. Всё стоп, вы приплыли, затяжка с выставленным моментом произведена.
Как пользоваться динамометрическим ключом индикаторного типа
Всё то же самое, только:
- Значение нужного момента выставляете на табло;
- Щелчка здесь не будет, однако загорится индикатор и «заиграет музыка» – зуммер подаст голос.
Как не нужно пользоваться динамометрическим ключом
В запарке работы вы можете начать срывать заржавевшую гайку этим ключом. Это делать нельзя. Ключ выйдет из строя.
Заключение
Рассказ о том, как пользоваться динамометрическим ключом будет не полным, если я не расскажу, что 1 lb-ft равен 1,4 Нм. Следите за единицами измерения шкалы, фунт-фут нам не друг.
Как пользоваться динамометрическим ключом, принцип работы механизма
Для обеспечения правильных моментов затяжки болтов и гаек, требуется инструмент, точно дозирующий усилие.
Чтобы не пристраивать внешний динамометр к рукоятке, выпускается достаточно удобное приспособление: динамометрический ключ. Однако многие автолюбители не знают, как им пользоваться: особенно, если инструмент вместо измерительной шкалы оснащен установочным регулятором усилия.
Несмотря на единый принцип применения динамометрического ключа: обеспечение заданного усилия при затягивании крепежа, технология работы в разных моделях отличается принципиально.
Устройство и принцип работы динамометрического ключа
Для начала разберемся с единицами измерения. Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Н.м. или Nm). Чтобы пользоваться этой величиной на практике, достаточно запомнить простое определение из школьного курса физики: 10 Н.м. означает усилие в 1 кг, приложенное к рычагу длиной 1 метр.
Любая шкала динамометрического ключа размечена именно по такому принципу.
Рассмотрим различные конструкции инструмента.
Это самый недорогой вариант исполнения, удобен и прост в использовании. На рукоятке расположена шкала с разметкой значения крутящего момента.
К наконечнику с квадратом (для установки торцевых головок) прикреплено две тяги: рычаг и стрелка. При затягивании крепежа, рукоятка изгибается на тарированный угол.
В результате происходит смещение шкалы относительно неподвижной стрелки. Механик фиксирует требуемое значение в ньютонах на метр, и в нужный момент прекращает затяжку.
Преимущество – низкая стоимость и возможность контроля результата «в реальном времени». Недостатки также имеются:
- достаточно высокая погрешность – до 8%;
- качество работы сильно зависит от твердости рук оператора. Высокая вероятность перетянуть гайку.
Тем не менее, работать таким инструментом можно, и он достаточно часто встречается в гаражах автолюбителей.
Индикаторного типа
Принцип работы такой же, как у стрелочного, но отображение результата более точное. Головка имеет поворотный механизм со спиральной пружиной. К нему механически присоединен стрелочный прибор со шкалой, размеченной в Н.м.
Поворачивая рычаг, слесарь создает усилие, отклоняющее поворотный механизм. Крутящий момент отображается стрелочным индикатором. Пользоваться таким динамометрическим ключом удобно лишь в открытом пространстве – когда индикатор контролируется визуально.
Если необходимо затянуть крепеж в скрытой полости – лучше выбрать инструмент с фиксацией стрелки. После снятия нагрузки, индикатор сохраняет показания, затем стрелка сбрасывается до нулевой отметки с помощью кнопки.
Затяжка происходит поэтапно: с постепенным наращиванием усилия. Погрешность такого динамометрического ключа обычно не превышает 6%.
Электронный индикатор
На первый взгляд, технология такая же, как у стрелочного инструмента. Пружинный механизм в головке фиксирует крутящий момент, который отображается на электронном табло.
Простейшие экземпляры так и работают. Но если вы хотите пользоваться динамометрическим ключом максимально эффективно – лучше приобрести комплект с дополнительными функциями.
Какие опции могут быть на электронном табло?
- выбор единиц измерения (Н.м., Кг/см, Кг/м, и др.);
- фиксация максимального результата (сбрасывается кнопкой);
- звуковая индикация.
На последнем параметре остановимся подробнее:
Вы заранее устанавливаете предел срабатывания. При достижении заданного значения крутящего момента, звучит зуммер. Инструментом с такой опцией удобно пользоваться при ограниченном доступе, когда работа выполняется фактически «на ощупь».
Погрешность порядка 5%-6%, при визуальном контроле за результатом, точность затяжки по-прежнему зависит от твердости руки.
Инструмент лишь показывает усилие, прилагаемое к рукоятке. Ограничений по затяжке нет, поэтому при неосторожном обращении, можно повредить обслуживаемый узел. При работе с ответственным крепежом (головки блока цилиндров, впускной и выпускной коллекторы, механизмы ГРМ) надо быть предельно внимательным.
Щелчковый механизм
Такой прибор напоминает обыкновенную трещотку для торцевых головок. Внешнее отличие – более толстая рукоятка с нанесенными делениями шкалы.
Это классика жанра – используется как в мастерских по ремонту автомобилей, так и в личных гаражах. Пользоваться динамометрическим ключом с щелчковым механизмом можно, не опасаясь повредить крепеж или устанавливаемую деталь.
При достижении установленного значения крутящего момента, срабатывает ограничитель. Перетянуть гайку (болт) не получится.
Как работает система? Внутреннее устройство на иллюстрации:
Внутри головки расположено направленное зубчатое колесо (1), как в обыкновенной трещотке. Вместо традиционного храповика, в динамометрическом ключе применяется стопорный механизм (2). Принцип его работы не в остановке проскальзывания, а в ограничении усилия.
Поворотная часть рукоятки (3) имеет установочную штангу (4), которая находится в подпружиненном состоянии. Пружина (5) удерживает стопорный механизм, пока не будет преодолено значение выставленного крутящего момента.
После чего, храповой механизм стопора проскальзывает в обоих направлениях: свыше выбранного усилия приложить невозможно. Рукоятка прокручивается вокруг головки, издавая характерные щелчки.
Чтобы механикам было удобно пользоваться динамометрическим ключом, некоторые модели предусматривают сменные головки, под различный размер квадрата.
Однако опытные мастера их не рекомендуют. Дополнительное соединение дает небольшой люфт, снижая точность инструмента.
Главное достоинство щелчкового механизма – относительно низкая погрешность установки крутящего усилия. Даже в самых дешевых моделях, показатель не превышает 4%. Им можно пользоваться практически вслепую, при достижении выставленного значения, вы услышите щелчки.
С индикаторным инструментом следует обращаться аккуратно: держать надо только за рукоять за пределами шкалы, не перекашивать головку. Щелчковые трещотки прощают любые ошибки: можно работать хоть двумя руками, хоть под углом к болту.
Недостатки храповой-щелчковой системы:
Измерение (правильнее сказать – ограничение) момента затяжки происходит дискретно. Плавная установка значения невозможна. Характерная особенность – чем шире диапазон шкалы – тем крупнее (грубее) шаг.
То есть, чтобы пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа более точно – необходимо приобретать несколько экземпляров инструмента: для различных диапазонов.
Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом
Индикаторные приборы не вызывают сложностей. Вы просто читаете показания, и видите крутящий момент. А вот щелчковый механизм требует привыкания и правильного понимания разметки шкалы. Грубые показания нанесены на неподвижный стержень рукоятки. Точные деления на поворотной части.
На иллюстрации изображены метки в 98 Nm и 2 Nm (на поворотной ручке). Значения складываются: итоговый показатель – 100 Nm. Чтобы протянуть таким динамометрическим ключом болты колес автомобиля (например, значение 120 Nm), необходимо выставить 112 Nm на неподвижной рукоятке и 8 Nm на поворотной части.
Если понять общий принцип, пользоваться инструментом будет удобно.
Существуют различные варианты исполнения разметки:
При этом для всех типов рукояток есть общее правило: на торце откручивается стопорное колесико, производится установка значения, после чего крепление механизма снова затягивается. Большинство динамометрических ключей такого типа, устроены еще проще.
Прокручивания трещотки не происходит, вы просто слышите громкий щелчок. Принципиально, это ничего не меняет: просто после характерного звука следует прекратить затяжку.
Моменты затяжки болтов и гаек указываются в инструкциях по ремонту и обслуживанию автомобиля. Таблица не универсальна: крепеж с одинаковой метрической размерностью, на различных узлах может иметь разные показатели.
Даже усилие затяжки колесных болтов на автомобилях одного производителя (собранных на одной платформе) может отличаться. Например, Volkswagen Passat – 120 Nm, а одноплатформенный Volkswagen Sharan – 170 Nm.
Крайне желательно соблюдать заводские установки, иначе можно повредить узлы и детали. Но бывают ситуации, когда информация не доступна. В таких случаях поможет таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.